Юлия Манукян, куратор выставки
Война и мир, политика и религия, пассионарность и абсолютная индеферентность, конфликтность и патологичность современных тенденций– все это стало поводом для рефлексий участников воркшопа «Арт-подходы к диалогу», реализованного инициативной группой "Urban СОУС" в Скадовске в конце октября. Его результаты в виде фотопроектов, инсталляций, видеоарта, коллажей, живописи и даже лэнд-арта были представлены 7 ноября в Херсоне на выставке «(SUPER) ГЕРОЇ: перезавантаження».
Создавали работы для нее и молодые «мытци», и такие известные херсонские художники, как Стас Волязловский, Вячеслав Машницкий, Александр Жуковский, а также Геннадий Чернега (Киев).
При всей серьезности и контроверсивности заявленных тем поданы они были с той долей иронии, которая лишает их вульгарного пафоса пропагандистских речевок. Да и локация диктовала – выставку устроили в бомбоубежище. Что, к слову, является еще одним поводом для иронизирования – говорить о мире в таком месте!
Впрочем, здесь не протаскивается в очередной раз тема выживания после всеобщего коллапса. Постапокалиптические декорации – это когда пыль, поднятая до небес мегатоннами тротила, уже улеглась. Мы же говорим об апокалипсисе сегодня. И в ценностном смысле тоже – пристально всматриваясь в то, что ведёт нас к тому самому концу. Танатос не просто шаркает по нашим просторам, он исполняет довольно бодрый Totentanz – разделяя и, как водится, властвуя. И высокая нота героики, ставшая ключевой для постпостмодернистской транссентиментальной эстетики, – как никогда уместна в этом богатом на жертвоприношения контексте.
Ибо что есть герой, как не жертва, принесенная миру «миром»?
Об этом – одна из лучших работ выставки, коллаж
«Sacrifice. Multimedia Upgrade» (Рина Храмцова).
«Bot №…» (работа не представлена ввиду... из концепции будет понятно, ввиду чего)
По «благородной капитуляции» перед собственным величием прошелся и Стас Волязловский в своей стенгазете «Bot №…» (про пид…сов и Ху…ло), эффектно экспонированной над замурованным толчком. Художника это место вдохновило и ввиду «блатной» стилистики своего арт-продукта, и в смысле неожиданного ракурса. Волязловский знаменит своими стенгазетами. И эта также вырывает мозг – не потому, что злободневна (от этого сейчас не уйти), а потому, что этот жестко-порнографический формат – самое подходящее поле для игр с политическими подтекстами. Поражает скорость проникновения этих посылов в мозг – резко, под дых, заставляя издавать нечленораздельные звуки то ли восторга, то ли крайнего неодобрения. А что там, собственно, медийно простёбано? Да все те же неаппетитные темы девиантного поведения сильных мира сего. Издевки над патриархами православия и их кремлёвским покровителем – смело, конечно, но не вчера началось. Да и скучно было бы вновь мусолить гомосексуальные предпочтения клерикалов. Но даже в этом несвежем вопросе автору посредством фирменного своего стиля (шансон-арта) удалось высветить бриллиантовые грани «непорочных» связей РПЦ с Кремлем, где она в дуэте с ВВП играет на чувствах верноподданных, как урки на гитарах. И бог у них фраер, и паства – в том же дискурсе. Здесь одни сплошные мемы, увы, малопочтительные, за что художнику гореть в аду. В том числе, и за вот этот вот «раздроч…ный» образ Путина (в лучших будуарных традициях домов терпимости) – который же сам по себе готовый мем. За такие штуки ни здесь, ни там (бери выше) по головке не погладят. Но в самом широком, веб-пространственном смысле С. Волязловский в вечность уже вошел – если это может послужить ему утешением в виду открывающихся «адских» перспектив.
Проект Геннадия Чернеги, включающий видео «Чья земля?», далек от метания постмодернистского бисера. Его отличает четкость метафоры и европейская минималистичность подачи, при весьма удачном выведении арт-высказывания на уровень философии: «В Скадовске я еще раз вспомнил о том, что у нас уже нет Крыма. У нас отобрали часть земли. Желание отобрать что-то у другого всегда превращается в жадную и бессмысленную борьбу. После всех этих долгих и мучительных движений земля останется там же, где и была, а вот руки наши будут пусты».
Его же фото-серия «Вопрос» зацепила почти всех посетителей выставки. Собственно, серия состоит из одной и той же фотографии, растиражированной в количестве 8 экземпляров, на каждой из которых напечатано по одному слову из вопроса: «Как жить полной жизнью в пустом городе?» Серия была сделана в курортном городке, чей летний глянец заметно поистерся в «несезон». Этот «депрессивный закат» и породил концепт: «Главный герой Скадовска осенью – это оглушающая тишина. Лай собак за забором, позвякивание велосипеда, разговоры у магазина – все это гаснет через секунду. Люди как статисты, дома как декорации. Я бы не смог там жить».
Я верю этому человеку хотя бы потому, что он честен в своих интенциях: «Я просто рассказываю о себе и всё. Какой-то большой цели вроде «спасти мир» у меня нет. Фотография не спасёт мир – он живёт своей жизнью. Просто у нас есть возможность успеть сказать друг другу несколько слов».
Вот эта возможность – и есть фокус, в котором сходятся представленные видения. Даже в такой радикальной форме, как посмертная коммуникация. Лэнд-арт «Герой в сетях» Сергея Дяченко посвящен именно ей. На первый взгляд, люди, безусловно, ценят героев, но быстро забывают тех, кто умер за них. А герой… Нашедший свою гибель в ловушке, так и не успевший спасти мир… Диалог между мертвыми и живыми – нужен ли, возможен ли? Хотя бы на просторах нашей памяти. Или жизнь, бушующая вокруг их могил, – и есть лучший мемориал безвестным героям?
Коллаж Юлии Логачевой «Герои изменённого сознания» можно было бы легко обвинить в пропаганде наркотиков. Однако спешить с этим не стоит. Что бы ни вызывало изменение состояния – естественная экзальтация или допинг – это всегда манило художников, и как способ обработки действительности, и как предмет для рефлексии. Проще говоря, или самому закинуться чем-нибудь, или войти в креативный экстаз, сотворив арт-продукт.
Автор выбирает второе. Мирно сидящие молодые люди о чем-то трут (очевидная аллюзию на «Завтрак на траве»), просто вместо бутербродов и молока – junk и колёса. Коллаж имитирует пиксельную картинку. Зритель может убрать из картины то, что его раздражает. Если извлечем допинг, сюжет приобретёт ultimate innocence. Удаляем людей – остается бульбулятор. Но без пользователей он также невинен, поскольку не востребован. Мы можем изменить сюжет, но не изменим состояние. Невинность победила бы в любом случае. На самом деле, на картине люди и допинги живут параллельной жизнью. Их пересечение может быть лишь в реальной жизни. Зрителю решать, что меняет сознание героев картины – их беседа или junk.
Проект «Скадовский лобстер» (Юлии Белоусовой, Натальи Гордилей, Андрея Питомца, Александра Голенко) – доказательство того, что диалог возможен на всех уровнях. И, не в последнюю очередь, на культурно-историческом, где особенно ярко проявляются патриотические чувства, которые испытывают люди, искренне любящие свой город и его славное прошлое. Эта любовь – отличный повод для игры, в которую вполне взрослые люди сыграли с немалым удовольствием (примерив усы, якобы принадлежащие отцу-основателю города С. Скадовскому). Что еще подкупает, это аллюзии на культурные символы нашего времени – Дали и фильм «Лобстер» (очевидно претендующий на звание культового), объединившиеся на почве сюрреализма трансформаций.
Еще раз о преображениях в проекте-утопии «Инвертор» (Дмитрий Балынь). Извечная мечта человечества превращать безобразное в прекрасное одним касанием. Путь постепенных трансформаций долог и тернист. И кто знает, что ждет в конце этого пути? А секундный «тач» – это так легко, рождает такое сказочное ощущение могущества! Только и здесь не все просто. Инвертор – не бог. И не в его силах отменить смерть. Но, может, и не нужно? Готовы ли мы, на самом деле, к бессмертию?
В рамках воркшопа были созданы 12 видео-работ – разных и по качеству, и по заложенным в них месседжах. Но ставших лучшей аттракцией выставки – народ ломился в «кинозал» толпами.
Комментарий Макса Афанасьева,
сокуратора выставки:
«
Мы предложили молодым и ещё не старым поразмышлять о современных героях в рамках одного из заданий на воркшопе и получили набор рефлексий, объединённых одним феноменом:
никто из героев не стремится менять окружающую действительность. Такое ощущение, что авторы просят об отсрочке каких-либо активных действий. Их герои и супер-герои созерцают, переосмысливают, изучают.
»
Вот так. О важном – 25-м кадром. Пикселем. Претендующим на бессмертие мемом. Актуальным культурным символом. Неубиенным инстинктом видового превосходства. Мечтой о канувшем в мифологическую бездну Золотом веке. Далее продолжите сами…
* Special thanks Стасу Остроусу и Юлии Белоусовой за фото.
ОБЗОР РАБОТ
Они приехали. Они уедут. Они здесь временно. Временные постояльцы. Живут. Это вряд ли полноценная жизнь. Это жизнь постояльцев. Она немного другая. Я бы назвал её полужизнью. Они не в своей тарелке. Знаете, что они делают в первую очередь, когда заселяются в отель. Они включают. ТЕЛевизор! Прикинь! Они включают ТЕЛевизор. Им кажется, что они не так одиноки, когда он рядом. Он может работать даже беззвучно. Но он должен соединить (Резонировать) биение их сердец и конвульсии эфира. Нет не конвульсии. ТЕЛевидение передаётся по воздуху воздушно-капельным путём. Блин, шо грипп. Ему комфортно в любом доме. А нам уже не комфортно без него. Моё ТЕЛевидение меня бережёт. Моё ТЕЛевидение меня бережёт. Я сгорю в его праведном, полусвятом огне пропаганды. Сгорю светлым и стройным. Ну и хер со мной.
видео
«Скадовский лобстер»
проект Юлии Белоусовой, Натальи Гордилей, Андрея Питомца, Александра Голенко
Кем бы вы хотели быть, если бы вам предложили родиться вновь? Политиком, художником, героем своего времени, а, может, деревом или… лобстером? Дали, кувыркаясь в детской кроватке, явно не подозревал, что его имя будет неразрывно связанно с сюрреализмом, потёкшими часами, яйцом, длинноногими слонами. Усами. Хотя дело не в Сальвадоре. Сергей Балтазарович Скадовский так же не предполагал, что через много лет граждане основанного им города пожелали бы «примерить» его образ. Впрочем, горожане были не менее изумлены открывшимися перспективами – на минуту стать «Бальтазаровичем» с его великолепными усами. Стать другим. Деятелем. Основателем. Семьянином. Человеком, вошедшим в историю. Ну, и лобстером, в конце концов. Не худшая из реинкарнаций.
Подробнее
Непрямая инверсия
Дмитрий Балынь
Он трогает. Он касается. Он делает иначе. Умение инвертировать разные предметы и частично влиять на живых существ одним лишь касанием. Например: красный меняется на синий, поломанный на целый, грязный на чистый, лысину на шевелюру, мальчика на девочку и т.д. Единственное что ему не подвластно, это обращение мёртвого в живое и наоборот.
подробнее
«Чья земля?»
Проект Геннадия Чернеги
В Скадовске я еще раз вспомнил о том, что у нас уже нет Крыма. У нас отобрали часть земли. Желание отобрать что-то у другого всегда превращается в жадную и бессмысленную борьбу. После всех этих долгих и мучительных движений земля останется там же, где и была, а вот руки наши будут пусты.
Слоган: Герой и враг – это один и тот же человек.
Видео
Как можно жить полной жизнью в пустом горде?
Подробнее
«Герой в сетях»
Сергея Дяченко (лэнд-арт)
Украина живёт перманентными выборами. В то время, когда необходимо живое общение между властью и людьми, власть занята самопиаром. Она лишь декларирует диалог, имитирует заботу и обещает невероятное. Каждый раз кандидат во власть представляет себя супер-героем и почти богом в своих декларациях.
видео
Суперкартоны
(Владимир Рейнхарт)
Пляска Красного Террора
Владимир Рейнхарт
Когда-то он уже бывал здесь, и вот, после возвращения из срочной заграничной командировки ему снова пришлось выдвигаться в путь. На этот раз по приглашению старых знакомых из ПАРТИИ К, которые были недовольны сложившейся ситуацией так же, как и тогда, в первый раз. Заметно растерявший сноровку и форму Красный Террор отправился в Украину, чтобы напомнить её жителям о своей незабываемой пляске. Но атмосфера курортного юга и бытовые проблемы героя расстроили все планы, заставив его погрязнуть в рутине и социуме, да и отчёт с фото-фиксацией для пригласившей стороны ещё нужно сделать...
видео
Жертва
Рина Васильченко
Кто такой герой? Чем жертвует человек, если его призвание быть героем? Какого это быть героем и не стать жертвой конфликта, умирая не от чего-то, а ради чего-то? Если в стране война и человек, жертвуя своим временем, усилиями, здоровьем, идет на риск и приносит в жертву свои кости, свою жизнь, такой человек – герой! А если в стране мир и человек делает хорошие дела, он – просто хороший человек. Но у нас конфликт! У нас война и какова цена такой жертвенности, и готовы ли мы ее платить? Страшно, что такие простые вопросы решаем не мы. И человек, может, и не хотел, а, становясь заложником ситуации, способен одновременно и быть жертвой, и принося в жертву себя, быть героем. Как близко стоят эти слова - герой и жертва. Нам, живым, и мне лично очень хочется верить, что все не зря.
подробнее
У Ариса
Вячеслав Машницкий, Николай Гоманюк
Инсталляция «У Ариса»* – иллюстрация короткого эпизода в придорожном кафе, в котором случился акт неожиданного и безмежного армянского гостеприимства. Хозяин кафе стал героям дня для группы, возглавляемой художником Вячеславом Машницким. Затем естественным образом превратился в художественный образ. Портрет Ариса – аллюзия на иконографию, есть здесь и слава, и житие, составленное в две ленты из нескольких сюжетных фрагментов полуторачасового общения. Крошечной «келейки» в подземелье было достаточно для презентации такого мощного образа, который в купе с классическим столом, перенесенным из ближайшего уличного кафе, горячего и шипящего ещё шашлыка, свежей кинзы, кавказских тостов под сухое вино в кругу весёлой и постоянно меняющейся компании создал иную реальность, в которой на горизонте отчётливо замаячили две сакральные горные вершины. Когда же комната пустела, она тут же погружалась в холодную мемориальность. При этом её герой, не теряя величия, представал в иной ипостаси, меняя образ бывалого тамады на лишь светлое своё воспоминание. *Аристотель (Арис) – владелец популярного кафе на автомобильной развилке у Каховки. Он – безусловный герой дороги дальнобойщиков, каховчан и уже херсонцев.
Beautiful&dead
подробнее
Раскрывая тему героя и его гибели, авторы проекта столкнулись с проблемой утилизации «героического трупа». Задумались и опробовали следующие варианты.
RIP №1. Можно тупо закопать в землю и поставить монумент. Ashes to ashes.
RIP №2. Полет в Валгаллу со всем накопленным при жизни добром.
RIP №3. «Праздник урожая». Не голодать и на том свете. Быть в уюте, красоте и всегда вовремя.
RIP №4. Посмертный фаянс. В подражание Дюшану.
RIP №5. Успение для бедных. Trash to trash.
*RIP – rest in peace (покойся в мире).
подробнее
ORDINARY PEOPLE
Макс Афанасьев
Володюшка
(социальный хоррор)
видео
МОСТ
Стас Остроус Маленькие герои большого Прыжка. Круто. Эффектно. Восторженный визг. В общем, красивая картинка. Но Мост, с которого прыгают эти ребята, - не просто повод показать свое мастерство, погонять адреналин… Это символ перехода от детской бесшабашности к взрослой жизни, взрослому героизму, когда прыгать придется в другую реальность… Где герой – не тот, кто сделал клевое сальто, а тот – кто, сгруппировавшись, плавно вошел в темные воды нашей безжалостной экзистенции и, главное ,- смог всплыть. Для некоторых из них – это последнее детское лето. Умирающий день, прощальный прыжок, озноб предчувствия…
подробнее
Воркшоп, реалізований ініциативною групою "Urban СОУС" в партнерстві з ЦМІ "Тотем", проходив в рамках проекту «Від руйнування до творення. Шляхи примирення в українському суспільстві», який реалізується Благодійною організацією «Фондом громади м. Херсон «Захист» спільно з Інститутом по міжнародному співробітництву Асоціації народних університетів Німеччини (DVV International) та громадською організацією Інформаційно-дослідницький центр «Інтеграція та розвиток» при підтримці Міністерства іноземних справ Німеччини.