ТОП-5

1. «Коты умирают. Сократ мертв. Значит, он – кот».

Такой вот силлогизм. Предлагаемый нам одним из самых замечательных фильмов конкурсной программы – «Death by death» бельгийца Ксавье Серона (лучшая режиссерская работа). Фильм, кстати, победил в категории “Best First Film” на Palm Springs Film Festival.

Он, понятное дело, о смерти . Как и тысячи фильмов до него. Но режиссеру удалось предложить «тысячу первую» версию – и тривиальной ее не назовешь.

Главный герой - 37-летний оболтус Мишель, вяло болтающийся по жизни и старательно ее, эту жизнь обдумывающий – как нечто хаотичное, лишенное логики, «беременное» упадком и неизбежным концом… У героя есть мать - невротичка высочайшей категории, эксплуатирующая свою зависимость от сына, рак груди, слабоумие и неумеренное пристрастие шипучке на полную катушку. Сын сопротивляется шквалу материнских проблем - но этот резистанс неубедителен. Они (проблемы) и есть смысл его жизни. Он до того в них погружен, что когда у него неожиданно появляется опухоль в районе груди, он тут же проникается параноидальной уверенностью, что рак перекинулся и на него. И начинается свистопляска. Во-первых, трансформация мужского соска в нечто откровенно женственное – уже приключение не из слабых. Во-вторых, предчувствие скорой кончины, а также разрыв с подружкой (бросившей его из-за мнимой болезни) обостряют ток жизни настолько, что Мишель начинает «двигаться резче». Страдания, знаете ли, выводят из спячки. 

Из навязчивого: сначала Мишель сам активно ощупывает свой сосок, затем к этой процедуре подключаются друзья и коллеги (мужского пола). Игривые кадры впоследствии провоцируют журналистов раз 10 задавать Ксавье и актеру, сыгравшему Мишеля, один и тот же вопрос: «А чего это у вас мужики соски друг другу крутят? А каково вам было – крутить соски?» Бельгийцы просто «замахались» объяснять, что так надо – больные раком груди приобретают привычку пальпировать себя непрестанно. У Ксавье мать так делала, он подсмотрел и перенес в кино. Победил журналист, спросивший после полуторачасовой конференции «Так о чем, все-таки, кино?»

Фильм разделен на главы. Кроме силлогизма про Сократа (одно из названий глав), были еще «Пальпация Христа», «Дилемма смерти» и что-то о матерях и смертных. Логика развития темы такова, что фильм постепенно уходит от условно сортирных шуток в сторону виньеток в виде барочной музыки и средневековой живописи. Что, впрочем, по словам режиссера, призвано не столько добавить фильму интеллектуальности, сколько юмора: «Разве не смешно, когда персонажи фильма, пьяные, прыгают (почти левитируют) под популярную оперную арию?» Скажу вам, что это был один из самых впечатляющих моментов в лучших абсурдистских традициях.

Ксавье Серон, к слову, с трудом пережил наш допрос на тему заложенных смыслов, намекая, что ждет трактовок от нас, а сам от них воздержался бы. Что он охотно объяснил, так это выбор ч/б стилистики – как попытки придать графичности и даже аскетичности кадру при таком изобилии символом и аллюзий.


Фильм, действительно, под завязку нафарширован fétiches chrétienne (христианскими символами) – на фоне разнузданного Эдипова комплекса. Впрочем, постепенно теряющего свой вульгарный привкус:
 главный герой поднимается в своей любви к матери на такую высоту, что после ее смерти становится ею – новой Девой Марией, чья (возможно, пораженная метастазами) грудь полна молока. И кормить он будет не «мифогенное» дитя человеческое, впоследствии принявшее муки за нас… а котенка. В честь матери, любившей котов до беспамятства.



Это торжественное вознесение при жизни и компьютерной струей бьющее молоко из соска прямо в пасть котенка – настолько лихой финал, что рукоплескали мы чуть ли не стоя.

Трейлер https://www.youtube.com/watch?v=OAAeBDj2SNI


2. 
«У тебя когда-нибудь отнимали работу? – Да. - И что ты сделала с этим человеком? – Я его… съела».

«Неоновый демон» Николаса Рафна - самый обсуждаемый фильм премьерных показов.



Любители хоррора будут в тоске первые 90 минут, пока кровь, наконец, не забрызгает густо этот приторный глянец. Фешн-фаны будут ронять слезы восторга до конца – этот глянец не зальешь и тоннами крови. В этом – сумасшедшая притягательность фильма. Вошел в сироп – а вышел в инфернальный быт прирожденных убийц. Красота же не дрогнула ни в едином кадре. Да и с чего бы? По словам модного дизайнера из фильма, она – единственное, что имеет значение (Beauty is the highest currency). А сказки про богатый внутренний мир оставим тем, у кого с пропорциями не сложилось.

Для меня фильм начался после гибели главной героини. Собственно, она была главной очень условно. Ее глупая и неловкая история была прелюдией к гораздо более интересным вещам – что ты чувствуешь, когда в твоем желудке переваривается враг? О, это, действительно, вызов тому человеческому, что еще догорает в железном нутре современных «наяд». Кто-то вспарывает себе живот, не силах вынести присутствие инородного (а может, и тяжести содеянного). А кто-то лихо доедает «добавку» - ибо давно уже вне этих слюнявых категорий греха и искупления. И вот уже новый неон сияет на горизонте, а вокруг – выжженная страстями (не)человеческими земля…



Удивительно, как дружно критики взялись за «мерзости», явленные в фильме.
Задаваться вопросом, что чувствовала визажистка Руби (настоящая главная героиня), насилуя труп в морге, как-то тупо. Очевидно, что ей было хорошо. Очевидно, что труп был менее… вовлечен в процесс. А все же сильная сцена. Как и каннибальская оргия, где об удовольствии речи не шло – чистый ритуал. Ok, girls, let’s do it.
Подозрения, что зрители будут этими сценами оскорблены, – более чем фальшивы. Фильм-то заявлен в категории ужасов. Этичны ли некрофилия (как оргазм в одну сторону) и пожирание ближнего своего? Да плевать в данном контексте. Между тем, редкий «аналитик» увидел в этом набор метафор, столь легко читаемых, что даже обидно – неужели Рефн снял эти сцены исключительно ради того, чтобы быть освистанным в Каннах? «Спасибо, поблевал» - такова реакция людей, чья задача вскрывать глубины, а не вязнуть в первом же слое эстетизированных ужасов. Один только и заметил, что ирония в фильме есть. Цинизма - нет. Рефн, кстати, сцену в морге назвал «печальной». Гротескной, но печальной. Увы, кроме «фууу», иных комментариев не прозвучало.

Итак, в массе своей фильм яростно громят – что есть первейший повод его увидеть. Бессвязный, претенциозный, фетишистский, деревянные персонажи, логика поступков отсутствует в принципе… Абсолютно в точку! Но почему-то об этом фильме думается и говорится еще несколько дней подряд.
В
вышеперечисленных недостатках – вся фишка. Режиссер и не собирался тщательно выстраивать сюжет и "влюблять" зрителя в своих героев. Дистанцирование - намеренное. Нарратив здесь продиктован фэшн-дискурсом - набором гламурных картинок. Вот набор как раз подобран более чем тщательно. По словам Рефна, глубина – где-то там, ниже всех слоев нарциссизма. Нужно только дать себе труд нырнуть, и всплыть по другую сторону неоновых огней – глянув на все это в контражуре. Каждый увидит свое. Или одно и то же…

Короче, я – один из тех идиотов-фанов, которые потащили «Демона» на алтарь и стали ему неистово поклоняться. За наглую подачу всей этой «модельной» тривиальщины в пошло-искусительном, неоновом свете. За явный прыжок под гусеницы маститых критиков, бессильно щелкающих пальцами в поисках хотя бы малейшего оправдания этого фильма. High-gloss exploitation trash. На том и сойдемся.

Трейлер https://www.youtube.com/watch?v=cipOTUO0CmU


3. «Мы – не люди. Мы здесь на каникулах».

Еще один персональный фаворит – «Дочери дансинга» Агнешки Смочинской (Польша).

Роскошный хоррор-мюзикл в стиле дансингов 80-х. Стилизация 80-го же уровня. Довольно жесткая интерпретация и без того неванильной классической «Русалочки». Любовь к двуногим и безрассудное желание им уподобиться, а значит, стать мегауязвимой и все равно абсолютно чужой – финал предсказуемый. Но от этого не делающий фильм менее завораживающим.

Тема пожирания и здесь расцвела пышным цветом. Все как у семейства «кровожадных», в данном случае, у двух сексапильных сирен - вырвать сердце, употребить его с демонстративной жадностью и вдруг от скуки очароваться миром поедаемых. У людей, оказывается, может быть весело, особенно, у тех, кто связан с музыкой. А сирены, как известно, тем и знамениты, что смертельно прекрасно поют. Карьера поп-звезд может приручить и чудовищ. Впрочем, работа в дансинге с ее дешевым бэкстейджем и запутанными отношениями в коллективе сирен быстро отрезвила: «Мы думали, что попали на карнавал, а оказались в балагане». Тем не менее, все бы так и продолжалось (слава – вещь затягивающая), если бы одна из сирен нимфеточного вида не влюбилась в басиста из их группы. Ей дается понять, что отверстие в хвосте и вагина – две разные формы пенетрации и избранник предпочел бы традиционный вариант. Чудеса трансплантационной хирургии – и ноги плюс все, что между, влюбленная сирена получает. Плата же катастрофическая – потеря голоса. Соответственно, потеря профпригодности. Соответственно, потеря интереса со стороны избранника. Остальное досмотрите сами… Удовольствие получите однозначно.



Трейлер https://www.youtube.com/watch?v=M3n_MUdwUPI

4. «У нас здесь чеховская идиллия. Здесь ужасы невозможны».

Еще как возможны. Если персонажи этой идиллии вдруг начинают вести себя не «по понятиям». Фильм «Metamorphosis» Сергея Тарамаева и Любы Львовой.


Цитата принадлежит этакому «русскому барину», оказывающего покровительство талантливому молодому пианисту Алексею Сенину. Неожиданно для всех аутичная дочь барина, 11-летняя Саша, заводит с Сениным дружбу - видя его очевидную «детскость» и незащищенность. Образ Алексея, кстати, в определенной мере «списан» с Евгения Кисина. И, видимо, в той же степени утрирован – ровно до того предела, когда образ начнет раздражать своей ненатуральностью.

У Алексея деспотичная мать, ограждающая сына от реального мира жестко и тотально. Страдая, впрочем, от сыновних неврозов и девиаций, ею же спровоцированных: «Перестань улыбаться как идиот! Ты же не идиот!». Леша отнюдь не идиот. Просто не было повода выказывать характер. Пока Саша размашистым жестом избалованного ребенка не вырвала его из гипноза музыки и материнской тирании.

Никто этой дружбы не понял. Мать сгорала от ревности и принимала меры. Баре, вообще, люди с нестабильной психикой. Тонкий слой хороших манер и тяги к прекрасному стирается одним только подозрением о педофильских намерениях таланта в сторону малолетней дочери. Дальше начинаются зверства «а-ля рюс». А что еще остается делать папаше, когда твоя дочь выплевывает прямо тебе в глаза «Папа, ты ничего не понял! Я Лешу люблю больше, чем тебя!». «Друг» не от мира сего? Не аргумент. Вернее, тем более опасен, ибо уголовный кодекс ему не указ.

Отдельная песня – импресарио пианиста, Влад: «Такой социабельный, такой современный… А на самом деле – конченный наркоман». Так характеризовала его маман музыканта. И вот этот накокаиненный по самое немогу "глянцевый мальчик", мать родную готовый продать за дозу, вдруг бросается вызволять Лешу из бандитских рук.  

Перверсия известного мифа: новоявленной «Эвридике» (то бишь Владу) придется спуститься в ад, чтобы найти там Орфея. А у Аида — контракт на убийство, так что решения придется принимать быстро.
Сцена – с неожиданным финалом, потому спойлерить не буду.

Журналисты как всегда зацепились за внешние эффекты – русский гламур и его уродские проявления. Безусловно, это - тоже хоррор. Очень русский. Очень поэтический. С заметными отсылками к Тарковскому, Триеру и Линчу. По словам лауреата Берлинского кинофестиваля, оператора фильма Азиза Жамбакиева, «это подход, который так ярко выражен, например, в творчестве Дэвида Линча. Поэтому здесь большое значение имеют сны, позволяющие выявить этот внутренний мир. Собственно, и весь фильм для нас являлся своего рода сновидением, пространством, в котором границы реальности и сна размыты».



ПС.
Взяли коммент у Егора Корешкова - актера, сыгравшего главную роль. На официальной части он говорил вальяжно, снисходительно, не особо вслушиваясь в вопросы… Выглядел почище своего «киношного» импресарио – метросексуалисто настолько, что непонятно было, как авторы фильма выжали из этого манерного человека такой непростой персонаж. В частной беседе Егор ожил и вполне внятно рассказал о новом для себя опыте играть девиантов. А также о нескольких вариантах названия и финала.



В несостоявшейся версии убивают девочку, фильм назывался «Майкл» - как аллюзия на педофильские страсти вокруг Майкла Джексона.
Затем оператор, читавший в то время Овидия, предложил назвать фильм «Metamorphosis» - не без оснований, в общем. Отмеченная многими рваность – не столько режиссерское решение, сколько результат переделок. Но это фильм не портит. «Гомогенность» сюжетной линии еще ни один плохой фильм не спасала.
 
Трейлер
https://www.youtube.com/watch?v=lEdoqBGYhmQ

5. «Понастроили этих филармоний, играют там удобную музыку, а люди сидят и хлопают, хлопают… Я хочу дожить до того момента, когда она сдохнет – удобная музыка…»

Документальный фильм «Олег и редкие виды искусства» Андреса Дуке (Венесуэла-Испания) – также феномен. Режиссер с восторгом рассказывал, как умолял культового композитора Олега Каравайчука позволить ему походить за собой, что-то там рассказывая на камеру...



В итоге Каравайчук бродит по обожаемому им Эрмитажу, открытому в выходной понедельник для него одного, играет на рояле, проводит экскурсию по Комарово (где обитала творческая интеллигенция) и выдает сногсшибательные монологи — о музыке, своих кумирах, сталинской политике по отношению к творческой интеллигенции, о своей гениальности, само собой... Смотрится фильм на одном дыхании. 
Человек-миф, «кинокомпозитор» (писавший музыку к фильмам Параджанова и Муратовой, работавший с Курехиным) , фрик и отъявленный ненавистник «удобной музыки». Дуке повезло дважды - он успел показать свое детище Каравайчуку буквально за месяц до его смерти. Олегу хватило самоиронии: «Боже, какой я, оказывается, капризный человек!»

В целом, фильм ему понравился. Хотя критики ругают его за профессиональные несовершенства, мол, он смотрибелен исключительно за счет личности героя. А режиссерской работы как таковой там нет. Возможно, к лучшему. Не думаю, что всякие изыски нужны при таком охрен…м нарративе. Фильм можно разобрать на цитаты, хотя вещи Олег говорит настолько контраверсивные, что крышу сносит иногда. В этом смысле - это реальный хоррор!

Что же ждет нас после конца удобной музыки? «…наступит, наконец, тишина. Та тишина, которая может быть внутри спящего Вагнера».


Трейлер http://oiff.com.ua/ru/films-2016/oleg-and-the-rare-arts.htm?tab=treyler#tab_show


О
СОБЫЕ МОМЕНТЫ

«Как это здорово – быть никем…»

Фильм «Людоеды» Леи Фенер (Франция, конкурсный) в список понравившихся не вошел. Театральная труппа, гастролирующая по Франции с хитом Chekhov Cabaret (эксцентрично-цирковая трактовка чеховского рассказа «Медведь»), где разворачиваются страсти самого «мексиканского» пошиба – с такими прогнозируемыми твистами в сюжете, что грусть одолела уже в середине фильма. Надежда была на очень несчастливый конец – драматизм, надо признать, нагнетался умело (и сюжетом, и музыкой и всей мрачноватой атмосферой)… Но нет. Вроде поют в финале о прекрасной судьбе быть в этой жизни никем, а у самих такие довольные лица, так счастливо разрешились все конфликты… Фальшивка.



Зато есть там два момента – любо-дорого. Один из главных героев - смазливый, немолодой, с трагедией за плечами в виде умершего совсем юным сына, с желчным чувством юмора и склонностью к суициду – развлекается тем, что провоцирует обывателей.

Провокация 1. В кафе во время ужина происходит внутренний (между членами труппы) конфликт, в который вмешиваются люди с ближневосточной внешностью. Кое-как руководитель труппы это дело заминает и вот когда страсти вроде поутихли, наш провокатор в гробовой тишине говорит: «Арабы, не лезьте!». Веселье возгорается с новой силой…

Провокация 2. Воскресный день, труппа принимает детей – закрепиться на новом месте и заманить местных на представление. Этот же «товарищ», вокруг которого расселись доверчивые детишки, задумчиво смотрит на них и вопрошает: «Ребята, знает ли кто-нибудь из вас, что такое содомия?» Ребята, естественно, не в курсе. Наш герой обещает восполнить пробел и достает рисунок с мало цензурным изображением. Ему не повезло: только он начал рассказывать о дополнительных функциях заднего прохода, как к ним присоединилась чья-то впечатлительная мать… Сыграна сцена мастерски.

Трейлер https://www.youtube.com/watch?v=L4d9MPXk2mY

Фильм «Burn, burn, burn» (реж. Чания Баттон, Великобритания), получивший Гран-при Золотой Дюк (по результатам зрительского голосования) – road-trip comedy, чье название инспирировано «В дороге» Керуака:
"...единственные люди для меня – это безумцы, те, кто безумен жить, безумен говорить, безумен быть спасенным, алчен до всего одновременно, кто никогда не зевнет, никогда не скажет банальность, кто лишь горит, горит, горит как сказочные желтые римские свечи..."



Синопсис:
Умирает 
Дэн, которому исполнилось всего 29. В день похорон две его лучшие подружки – Сеф и Алекс получают из рук его родителей флэшку с последней волей Дэна, который завещал им развеять его прах в четырех уголках Британии. Он составил для них подробную видео-инструкцию, в ходе которой выдает монологи о смерти и том, что они (подружки) собой в действительности представляют, а также как им с этим жить. Понятно, что девицы под впечатлением этих откровений проходят все виды личностного роста и далеко продвигаются в понимании своих истинных желаний…

Еще один пример трагифарса с тщательно выверенным балансом между ситкомом и драмой. Каждые 5 минут (хоть по часам сверяй) происходит смена векторов: черная шутка — серьезный момент… Это утомляет — своей очевидной интенцией держать нас на взводе, упрощением любого психологического нюанса до линейной схемы «Приуныл? Щас сделаем весело. Ржешь? А теперь о серьезном...».

Фильм прямо просится быть трансформированным в сериал сезонов на 8. Трипы тем и хороши, что в каждом эпизоде — какое-нибудь приключение. Прах, правда, не бесконечен, но можно еще попытаться пристроить урну... А там еще кто-то помрет — и можно основать фирму по рассеиванию праха в «битниковском» стиле.

Ссылка на Керуака — и есть особый момент для меня. Остальное — попсовый ситком, впрочем, нескучный. Честно смеялась в некоторых местах.

Трейлер https://www.youtube.com/watch?v=_g1hMTF2VA0


РАЗОЧАРОВАНИЕ

Когда мы говорим о стиле, стильности, стилизации, грех не помянуть «Джульетту» Альмадовара. Но только в этом контексте. Выверенность колористики, интерьерного дизайна, подбор предметов быта и «лука» персонажей – на пятерку. И это все. Общее впечатление – отличный проморолик для IKEA. Очень надеюсь, что режиссер сделал пародию на классическую мелодраму, поскольку схематизированы и утрированы (до полной картонности) малейшие движения души и тела. Это даже пересказывать скучно: вроде насыщенная трагедиями семейная история, а увядаешь с каждым сюжетным поворотом. Мертвечина.

Однако восторженные девочки, впадающие в транс при одном упоминании режиссерского имени, дружно вынесли вердикт: «Разве можно ставить Альмадовара в конкурсную программу? Он же - БОГ!!!» (о пользе стояния в «туалетных» очередях, где чего только не наслушаешься).

Фильм «Франкофония» Сокурова – с ясным вполне месседжем о яркой роли уполномоченного вермахта по вопросам защиты памятников культуры и искусства Франца фон Вольф-Меттерниха в спасении сокровищ Лувра от расхищения и прочих ужасов оккупации. Очевидный гимн «интересной и сложной» военной стратегии Германии, нерушимому «единству двух европейских сестер (Франции и Германии)», которое было поколеблено недоразумением в виде войны.


С моей точки зрения, работа слабая. Российские рецензенты оправдывают его яростно – зрители тупы, ничего не поняли, тема коллаборационизма неудобна, политкорректнее награждать фильмы типа «Сын Саула»… Сокуровский «Фауст» намного понятнее… Ну, как по мне, «Фауст» на 20 порядков сложнее и талантливее «Франкофонии». Равно как и «Русский ковчег». И дело не в честном взгляде на некоторые моменты второй мировой. Фильм разочаровал в кинематографическом смысле, изобилует повторами, игровые вставки, особенно с Наполеоном, вызывают чувство неловкости ввиду пошловатой пафосности и временами дикой неуместности всех этих ужимок и прыжков. Впрочем, реконструкция возможных бесед графа Меттерниха и директора Лувра Жака Жожара - вполне убедительна. Фильм, в любом случае, обязателен к просмотру - как повод поразмышлять о манипуляции историческими фактами. Или цитируя Сокурова, "о бессмысленности истории", которую он сравнивает с бессмысленностью океана.

В категории «Ненависть» победила «Моя бабушка Фанни Каплан» (Олена Демьяненко). Все, что было до него просмотрено не только на фестивале, но и за последние «надцать» лет, - шедеврально по сравнению с этим чудовищным по своей несуразности киноопусом. Тотально отвратительный фильм – начиная с игры актеров и заканчивая работой постановщика.

История с зайцами – этакий «Анти-Мазай» - превратила фильм в иллюстрацию к плохому анекдоту. Владимир Ильич, оказывается, опротивел Фанни после того, как его брат, Дмитрий Ильич (сыгранный М. Слабошпицким), рассказал ей страшную историю из их общей юности:
Володя как-то плыл по реке, чрезмерно разлившей свои воды, отчего зайцы были вынуждены спасаться на крохотном клочке земли… Завидя Ульянова, они радостно устремились к лодке… Где и приняли жестокую смерть от Володиной руки. Все до единого.

Такие вещи, безусловно, западают в душу. Но реакция на "неоправданную жестокость" прозвучала так… по-гринписовски. Пафос политических месседжей был сведен в ноль финальным кадром, с плывущими в прекрасную даль зайцами - синхронно, целенаправленно, «немецкой свиньей», символизируя, видимо, победу видовой витальности над бессмысленной кровожадностью «хомо сапиенс».


Бездарная хр..нь, на которую более не потрачу ни слова.



Все секс. Все политика Все смерть. Хорроры
рулят. Стильные, интеллектуальные, многослойные – они все еще способны выжимать из нас эмоции.

Впрочем, это, скорее, относится к поколению
Y и старше. Зрители категории Generation MeMeMe к литрам льющейся крови отнеслись с плохо скрываемым отвращением: красивая картинка – да, «насильственный» гиперреализм – нет. Новые транссентименталисты. Не готовые рассматривать под золотой пылью glossy design грубые человеческие «внутренности».

А мы – готовы. Нам ли с нашим потребительским опытом и парсеками кинематографических ужасов за спиной бояться острых русалочьих зубов и прочего «острорежущего» стаффа? Только того и ждем. А фильмы вроде «Джульетты»… Я о нем забыла через два часа после просмотра. И вспомнила только в связи с этим ревью. Даже грустно, ведь мы все ломились на «бога»…


Официальные результаты ОМКФ 2016


Комментарии завсегдатаев ОМКФ:

Роман Бордун: «Кожного року я приїжджаю сюди в основному заради творчих зустрічей, щоб почути свіжу думку. Цьогорічним відкриттям для мене стала документаліст Марина Разбєжкіна, нарешті це було схоже на правдивий майстер-клас.

Основні цитати, що запам'ятались: - У новому ХХI столітті герої майбутніх документальних фільмів готові розкритися і не бояться камер; - Для документаліста важливо проживати життя разом з героями; - Реальність в кіно не може бути об'єктивною, тому що знята в іншій реальності - через камеру; - Завдання режисера - розширення розуміння свідомості реальності; - Вбий свого кумира. Наслідування вбиває індивідуальність; - Режисеру-документалісту, як і герою, має бути боляче, холодно і страшно; - У кожного своя реальність, яка не має нічого спільного із загальною реальністю.

Це наштовхнуло мене на роздуми, чи реальність взагалі існує, чи все, що нас оточує -- це рухомі/нерухомі об'єкти, котрі певним чином взаємодіють між собою, циклічність процесів, хаос явища, матерії. Сприйняття "реальності" різними категоріями суспільства, ізольованими народами чи окремими людьми, вихованими у нетрадиційних умовах. Згадався МК Віталія Манського тим, як після багатотижневого перебування на зйомках фільму "У променях сонця" в КНДР, повернувшись у Владивосток, від довготривалого інформаційного голоду зайшовши в інтернет, він потрапляє на стрічку новин "Януковича оголосили в міжнародний розшук". Таким реверсним методом відмотував та засвоював хід подій. Думаю, це цікавий досвід, практика.

З фільмів запам'яталась ретроспектива Кіри Муратової "Чутливий міліціонер", особливо те, що на першому ряді знаходились мама зі своїм немовлям, котре гучно кричало на зал кінотеатру. Я спочатку не зрозумів, проте більшість глядачів не помітили цього і до кінця стрічки сприймали це за звуковий ряд фільму. Це добавило сюрреалізму сюжету фільму, от чи випадковість це..?

З документальних запам'ятався "Українські шерифи", драма з комедійними нотками залишила післясмак по закінченню...”