30 января исполнился ровно год «Соусу». Отметили событие выходом ресурса в оффлайн – а именно, открытием галереи «Соус», где авторы самых «вкусных» проектов за 2014 год представили культ вкусов в виде алтарей.
Если загуглить словосочетание «Культура юга Украины», в первой «топ-10» выскочат ресурсы, посвященные выращиванию арбузов, картофеля и лука-порея на наших плодородных почвах. Безусловно, это культуры. Куда без них. Однако хотелось узнать и о культурных феноменах другого рода. Но, как известно, «Гуглу» нет дела до коннотаций, и он беспристрастно подает на своем подносе то, что в веб-пространстве по этому вопросу – на первом месте. И, о радость! На втором – ресурс, над которым команда Центра молодежных инициатив «Тотем» и их друзья трудились целый год. Это – «Соус» (SOUC – South Ukrainian Culture) – сайт о культуре Юга Украины.
За год к ресурсу присоединились «мытци» из Херсонской, Николаевской, Одесской областей и Крыма. Так что на сегодняшний день имеем впечатляющий список «резидентов», готовых вместе с кураторами исследовать южно-украинское культурное поле и рефлексировать по поводу собранных «урожаев».
Зачем все это затевалось и почему оффлайн стал насущной необходимостью - рассказывает куратор галереи «Соус», Семен Храмцов: |
Мы создали «Соус», чтобы, во-первых, заархивировать все, что мы делаем в нашей творческой тусовке. Во-вторых, кураторы из мегаполисов спрашивают, а кто вы такие и что у вас интересного происходит. И каждый раз мы с пеной у рта доказываем, что есть на юге достойные мытци и вообще – арт-движуха. Теперь, когда есть ресурс, достаточно дать ссылку. И потом, нам самим уже не так весело смотреть на эти работы, оценивать по вкусу, делать репост… Мы хотим, чтобы это делали люди не из нашей тусовки, иначе мы так и будем вариться в своем, явно застаивающемся соку.
Если смотреть с культурологической точки зрения, имеет место попытка мобилизовать силы арт-активистов, творческих, да любых инициативных людей на поиск искренности, поиск собственного лица. Я рассматриваю это, как концепцию «чистого листа». Нас интересует прошлое только в той степени, насколько его культурные коды и символы влияют на современное искусство.
Хочется донести до зрителя мысль: то, что с нами сейчас происходит, и есть формирование культуры. Возможно, культуры 22 века. Это лучшая стратегия.
Да, мы - провинция. При этом я сам – урбанист. Но провинциальный. В больших городах тошнит от суеты и «скворечников», в селе легко дышится, но скука смертная. А вот небольшие города – самое то. Хорошо дрейфовать между Центром и Периферией, быть где-то на стыке. И делать что-то свое, что может быть инспирировано только на таких стыках.
В общем, мы занимаемся исследованием самих себя. Мы создаем темы на сайте, провоцируем художников на рефлексию. При этом мы ищем и самобытных художников. Их наверняка у нас немало и они, как правило, творят себе в полной безвестности и редком одобрении со стороны своего ближайшего окружения… А нам хотелось бы познакомить общество с их творчеством – потому что встречаются поистине уникальные люди, пусть даже некоторые из них – девианты в чистом виде. Они – тоже часть нашей, южной культуры. А значит, их мы рассматриваем, как некий феномен, претендующий стать объектом нашего исследовательского интереса. Ведь «Соус» - больше культурологический проект, чем «артовский». Опять же, мы хотим понять, в чем ценность нашей культуры не только для страны, но для глобального культурного контекста. Стоит ли собирать ее образцы, изучать их, сохранять?
Накопив за год некий массив, мы решили, что пора выходить в оффлайн. Выставлять авторские проекты в галерее, где есть возможность получить живой отклик, - лучший способ поощрить самых активных резидентов «Соуса». Особенно, молодых. Я лично вдохновился львовскими андеграундными «квартирниками» и галереями типа «Detenpуla gallery». Люди сделали прекрасное арт-пространство, каждые две недели умудряются проводить выставки… В общем, есть чему поучиться. Но все это было невозможно здесь, в Херсоне, пока не появился в нашей жизни Влад Аксенов, который позволяет нам раз в месяц в принадлежащей ему квартире устраивать выставки галереи «Соус».
То, что мы там показали, – треш, но в хорошем смысле. Потому что мы – провинция. И у нас никогда нет денег. Мы создаем арт из хлама, который годами хранился у нас на дачах и чердаках.
Алтари, ведь, тоже сделаны из мебели времен Союза. Поэтому наши инсталляции вызывают стойкое ощущение «дачного самодела». Это вполне осмысленный творческий жест. Впрочем, выставки будут самые разные, включая проекты от вполне сложившихся профи. Пресловутое культурное разнообразие – и наш принцип тоже.
Что же, открылись мы весело. Авторы алтарей - молодцы. Кроме того, хочу выразить благодарность Наталье Блок за читку пьесы "НЕЩЩАДИ!!!" и всем участникам "живого" проекта "Реклама для Соуса" http://coyc.com.ua/post/445 Кстати, проект продолжается :)
Алтари как символы Цайтгайста
Когда мы решили выкрасить стены в черный цвет, мы еще не знали, что этот «нуар» станет идеальным фоном для алтарей. И в цветовом, и в контекстуальном плане.
ОСТРО
В первую очередь, от этого выиграла грандиозная работа Рины Васильченко.
Концепт: автор посвящает проект любителям острых ощущений и трактует это в том смысле, что одна из самых острых тем – поиск личных религиозных предпочтений, любое из которых, так или иначе, имеет свои алтари и свои жертвоприношения. Петух, густо утыканный булавками, - символ того, что, все, что преподнесено к алтарю, возродится. А все эти мясисто-когтистые лапки и проткнутый иглой человеческий глаз – лишь традиционный обряд придавать чему-то какую-то форму. Доказательством истинной веры всегда были страдания. Впрочем, все мы в глубине души мучаем самих себя, все мы – любители острых ощущений.
Зритель увидел в работе разное: от некоего тонкого троллинга православия до явных аллюзий на вудуизм. И «оккультность» себя оказала. Хозяин помещения под галерею слезно попросил снять алтарь – ибо страшен и может отпугнуть. Ну кого, скажите, может напугать этот душный мистицизм в стиле голливудских хорроров? А вот поди ж ты. Ну, мы не стали заедаться, прикрыли «ужос» черным полиэтиленом – стало не менее страшно, но по-другому.
Работа агрессивная и темно-прекрасная – как всякая эстетизированная пытка. Плоть слаба, а острый предмет – господин. Экстатическое впечатление производит. Особенно, когда горят многочисленные свечи – мирные под алтарем, и зловещие (самого церковно-святотатственного вида) – над.
СЛАДКО
Признанный самым провокационным «сладкий» алтарь Юлии Логачевой реально бьет в мозг – в первую очередь, многослойностью. Логачева ловко играет с мемами «совкового» бессознательного – гвоздики а-ля «С днем рождения, Ильич», винегрет-оливье под бой курантов, вечное сияние елочного «дождика» – и рядом поистине сатанинская в своей раскоряченной позе Барби, с вагиной, прикрытой пауком. Народ, естественно, тыкал пальцами – жесть!
На самом деле, жесть – в обыденности: «Люди употребляют еду, вещи, информацию и даже друг друга, оправдывая подобный образ жизни тем, что они отдают дань определенным традициям, которые им привили, и менять которые они не осмеливаются, хотя они не могли чисто хронологически участвовать в их создании. Выполнил ритуалы – наградил себя конфеткой. Общество каким-то странным образом умудряется совмещать невообразимую пошлость и пуританство. Краткое содержание жизни: купить ковер, покушать, посмотреть телик и потрахаться. На ум приходят две известные максимы – «рабам подавай только хлеба и зрелищ», и «соитие – ужин для бедных».
ГОРЬКО
Извечный диспут – нужно ли бороться с «политизацией искусства» закрылся сразу. Давайте не будем бросаться павианьим пометом, что, это, мол, конъюнктурно. Ну, нельзя не реагировать на события в этой стране. Тем более, что «горький» алтарь Ольги Плоткиной «Открой рот, закрой глаза, или За маму, за папу, за великую родину» - реплика на тему самого скандального коллективного проекта на «Соусе» (http://coyc.com.ua/post/238).
Посыл у Ольги простой и эффектный – жрать гнилой информационный фаст-фуд можно до определенных пределов. Рано или поздно полезет обратно. И будет очень несладко.
Концепт: «Дети должны вырасти полезными членами общества. Дети должны принять лекарство от ума. Дети любят побеждать зло, нужно только показать пальцем, где оно. Открой рот, закрой глаза – кушай нашу правду. Ничего, что ненастоящая, зато своя. Это такое лекарство, от которого горько не сразу и не тебе».
СОЛЕНО
«Соленый» алтарь Сергее Дяченко - реминисценция на тему похода с художником В. Машницким на остров Джарылгач, к монаху Марку.
«Недостаток соли может привести к депрессиям, нервным и психическим заболеваниям, нарушениям пищеварения. Джарылгач – место лечения депрессии. Алтарь соли дает возможность выпарить главное – впечатление от похода, давшего просоленный текст об Исихии – месте пребывания монаха Марка глубоко в недрах косы Джарылгач. У Марка тоже был ящик. На что он надеялся? Что мы весной приоткроем крышку его ящика и обнаружим нетленные мощи? Природа уберегла нас от этих философских размышлений, и напротив, подарила загадки. Мой знакомый ежегодно собирает на острове каких-то красных червячков, которые живут только в Индии. Перетирает их и готовит дорогостоящее лекарство. Мы нашли других странных существ – по-видимому, асцидий, которых разводят в Японии. Они очень красивы и очень дороги (там, в Японии). У нас они тоже редки, но иногда весенние шторма выбрасывают их на берег. Выходит, только монах Марк всегда имеет возможность любоваться ими».
Короче, все слилось в единый месседж – соль, святость, уникальные природные объекты. И это все – Джарылгач.
КИСЛО
Работа Анны Кислой логичным образом совпала с присвоенным ей вкусом «кислый». Отнюдь не в прямом значении: художница Кислая в Херсоне – уже бренд. Так что ее вклад в нашу культуру просто «обречен» на эту номинацию. Алтарь называется «Под кислотой». И предполагает «химический» интерактив: из головы Кена (игрушки), подвешенной к верхней части алтаря, выжимается уксус, льющийся в специальные емкости, наполненные содой. Естественно, получаем реакцию в виде пены и громкого шипения.
Кислая трактует это так: «Складно сказати про основний посил алтаря. Смак кислий. Алтар Кислой. Все помножилось і переплуталось: думки, бажання, ідеали, слова сказані і замовчанні; чому сіра речовина з чоловічого мозку може заставити все шипіти. Все це перемішалось і вийшло на алтар. Головне в ньому – читати малюнки і не вдумуватись в смисл літер».
Читайте, господа! На самом деле, там есть любопытные высказывания, особенно, для любителей экзистенции.
ПРЕСНО
«Пресный» алтарь Максима Афанасьева мы подали как символ обнуления прочих вкусов, нуль-позиция, старт для создания новой вкусовой палитры… Эстетская работа, изяществом своим отпугнувшая желающих поглумиться, Ибо было предложено добавить ей вкуса. Увы, робок наш зритель, чтит чужой труд. Ну, и хорошо. Зато специально оставленный белый фрагмент на стене (в виде эскиза алтаря) разрисовали и исписали охотно – кто-то не удержался и написал культовое «заборное» слово, кто-то пропиарился, в общем, самовыражались кто во что горазд. А заезжий англичанин торжественно вывел «Glory to Ukraine!».
Трудно спорить. Слава Украине, и нам, в смысле, «Соусу» вместе с ней.