Тень события имела ещё влияние в первые три дня, затем начала рассасываться, и видимо вовсе исчезнет с окончанием выставки 24 ноября. Но это уже не так важно и интересно, это уже время подведения итогов.

А вот на самом деле важной, можно сказать, начальной стадией проекта, стал взлёт тяжеленного "грузовозолёта" современного искусства Украины, – фееричный брифинг «Каким будет павильон на 58-й Венецианской Биенале», состоявшийся 15 ноября 2018 г. в 13.30. Его можно пересматривать бесконечно… https://www.youtube.com/watch?v=zDwnXsZe33g

Здесь важно знать, что впервые за годы независимости Украины была соблюдена процедура избрания проекта-победителя, что независимая комиссия, которая отбирала проекты, действительно была независимой, и отбирала именно проекты, а не имена, и в этот раз грубо проигнорировала «телефонное право».

Кажется, именно поэтому откровенно слабая работа главного конкурента (позднее ставшего непримиримым оппонентом) Открытой группы Арсена Савадова не имела никаких шансов. Но разве это каким-то образом пошатнуло имя колосса современного искусства – Савадова? Нет, конечно, поскольку живёт не личная репутация, живут его гениальные работы.

Брифинг "Каким будет украинский павильон"

Брифинг "Каким будет украинский павильон на 58-й Венецианской биеннале современного искусства". 15.11.2018

А в этот раз простая идея Открытой группы наповал сразила своей красотой. Не знаю, представляют ли они, насколько пронизала их грандиозная идея всё вокруг. Объявив всех художников и критиков, оппонентов и зрителей соавторами проекта, сами они ушли в тень, как и положено кураторам. Проектом стало буквально всё и все, кто хоть как-то коснулся темы. В список художников, который должна была в своём теле пронести «Мрия» над Венецианской лагуной и 58-й Биеннале, записались ведь только те, кто знал о проекте, а значит они – тоже соучастники.

Проговорено и написано громадьё мнений, совершено определенное количество подлых и достойных поступков, в домах культуры по стране запускают свои «Тени Мрии». А значит эти люди, сами того не подозревая, тоже соавторы.



Но брифинг… это, буквально, вспашка целины проекта. Это невозможно было придумать и прописать! Все эти критики, оппоненты, сомневающиеся, уточняющие, все его активные участники – вот кто настоящие творцы проекта. Они проговорили ключевые вещи, ключевые страхи, основу и подоснову тени Мрии в Украине. Это уже крылатые выражения: «Мрия несет коннотации с советским наследием», «Будуть репутаційні втрати», «С трёх тысяч метров тени не будет!», «Giardini – це і є сади. Над садами Садами не можна пролітати», «На шо пішли бюджетні кошти, на тінь?», «Я вам, як жінка кажу, знайдуться й ті, кого мрія оглушить».

На самом деле, именно на брифинге проект реализовался в полной мере и определил место современного искусства в Украине. Дело совсем не в том, полетела бы Мрия или нет (кстати, всего лишь в 8 км от Садов Биеннале через лагуну, на её берегу находится аэропорт Марко Поло, где каждые пять минут совершает взлёт и посадку очередной авиалайнер, 1300 рейсов в неделю – это для тех, кто не представляет самолета над Венецией), уже не важно даже, поехала ли бы вообще Открытая группа в Венецию – проект состоялся. Его запуском было искреннее стремление его осуществить и сделать всё возможное, чтобы Мрия реально пролетела над Венецией. И действительно было сделано всё возможное, даже площадь тени просчитана. Да, во время его реализации всплыло многое. Во время осуществления любого проекта возникает определённая реакция и последствия. Но в данном случае проектом и есть эта реакция и последствия, это и есть «тень».

Первое арт-шоу в небе над Садами Биеннале состоялось 12 июля 1849 г. Австрийские воздушные шары со взрывчаткой над осаждённой Венецией произвели устрашающее пиротехническое действо. Город не пострадал

Другое дело, что проект всё же касается исключительно самой Украины, здесь затронуты очень тонкие струны, очень специфичные. Даже не представляю, как их представить миру, ведь в этом соль.

Австрия не угомонилась с полётами над Венецией и в Первую мировую войну. 1918 г. Фото: Universalimagesgroup / Europress / Getty

На брифинге присутствовали, надо признать, достаточно грамотные и известные люди. Конечно, если не считать оппонентов идеологических, которые не скупились на аргументы против, выискивая подчас просто смешные, вроде тавтологии в названии или адского шума Мрии, от которой простые люди могут получить стресс, то главный вопрос, на который и действительно невозможно было толком ответить, был в зрелищности самого павильона. Ну вправду, как можно красиво представить «обсуждение» пролёта Мрии и даже «онлайн-обсуждение», а также реакцию самого зрителя, который вот сию минуту каким-то образом узнал (тоже непонятно каким образом) о сути проекта?

Рассчет площади тени Мрии в зависимости от высоты пролета. Из описательного буклета Открытой группы

Расчет площади падающей тени Мрии на Сады Биеннале с 300, 700 и 3000 м. Из буклета Открытой группы

Новозеландский павильон, например, решал похожую проблему (проект «Post Hoc»). В центре небольшой двусветной комнаты библиотеки красивейшего особняка на стремянке была установлена большая принт-машина, которая медленно выдавала на длинно-длинной и широкой бумажной ленте список вышедших из употребления или вымерших слов, явлений, языков, народов представителей флоры и фауны и т.п., который в это же время озвучивался с радиомачт в виде сосен, расставленных в разных частях города. Его можно перечитать прямо на полу, отыскав интересный фрагмент в бумажных зигзагах. Тут неважна даже тема. Это завораживает. Но сказать, что это супер зрелищно – всё равно нельзя. А разве это так важно? Или, к примеру, масштабный и зрелищный павильон Аргентины (проект «Имя Страны») с огромными сварными антропоморфными конструкциями костюмов высокой моды из современных археологических артефактов – фрагментов-образов латиноамериканского государства, уходящими стройным геометрическим рядом в темноту. Его не очень то отметили посетители. И вот вопрос – зрелищно это должно быть для кого? 



Новозеландский павильон

Аргентинский павильон. Проект "Имя страны"

Павильон Аргентины


Одно из фото слайд-шоу Открытой группы в Украинском павильоне. Павильон мог бы быть и таким. Собрать в Венеции недостоенный фюзеляж Мрии

Фото из слайд-шоу, демонстрировавшегося в украинском павильоне. Теоретически павильон мог выглядеть и так, если бы в Венеции можно было бы собрать фюзеляж второй, недостроенной Мрии, который безнадежно хранится в ангаре авиазавода.

Венецианская биеннале родилась в 1895 году (!) и родилась в Европе. Не случайно же? Европа – колыбель и авангард мировой цивилизации (это по поводу смехотворных постколониальных комплексов Африки, осточертевших уже, и в Венеции – тоже), где поиск, внедрение, стремление и движение вперед – основа развития. А потому, те, кому нужно – увидят и оценят, оценят красоту концепции и её подачи. Так было всегда.

Трясти украинскими бусами в Европе бессмысленно. У нас, действительно, подымается спор цивилизационный – Запад–Восток. Украина остаётся в сфере влияния восточной цивилизации – вот и всё, вот откуда стремление к зрелищности и стремление победить любой ценой. А тут – оп, тень(!)

Украинский павильон. Фото из официального буклета Венецианской биеннале

Вид украинского павильона на фотографии, представленной на официальном сайте 58-й Венецианской биеннале

Украина не важна биеннале. Куда более важной является биеннале для самой Украины, поскольку это возможность учиться, сравнивать и начать мыслить по-европейски, без страха ошибиться и с правом на ошибку.

Украина должна показать себя не блестящей, а мыслящей, и регулярность биеннале даёт такую возможность.

Наполеоновские Сады в районе Кастелло

 

Официальное краткое описание проекта:

В полдень 9 мая «Мрия» – крупнейший в мире грузовой самолет Ан-225 «Антонов» – пролетает над Венецией и бросает мимолётную тень на Сады Биеннале. Самолет несёт информацию обо всех украинских художниках, цифровой каталог, который состоит из живых снов, настоящих или прошлых, явных или неясных, словесных или даже бессознательных. 

Хотя личные убеждения, политика, исторические обстоятельства или банальные условия, возможно, поставили их вне контекста глобального современного искусства, их полет на Биеннале Искусства  2019 подтверждает их вхождение в историю и напоминает нам о необходимости рассмотреть форму и содержание теней, которые падают на Биеннале.

 


Украинский павильон на официальном сайте биеннале

https://www.labiennale.org/en/art/2019/national-participations/ukraine

 

Проект «ПАДАЮЧА ТІНЬ «МРІЇ» НА САДИ ДЖАРДІНІ» на сайте Открытой Группы

http://open-group.org.ua/ukr/

 

Украинский проект в пятерке самых странных павильонов по версии издания The Art Newspaper

https://www.theartnewspaper.com/preview/five-of-the-strangest-pavilions-and-exhibitions-to-see-at-the-58th-venice-biennale-2019


The Shadow of Dream* Cast Upon Giardini della Biennale

*Dream – is literary translation of Mriya – Ukrainian aircraft, the biggest in the word

 

Падающая тень Мрии на сады Джардини*

Филологические претензии к названию художественных произведений смехотворны до коликов, но очень серьёзным людям следует знать, что:

*Джардини – сады, общественный парк, основанный в Венеции Наполеоном Бонапартом в 1807 г. в историческом районе Кастелло. С 1895 г. здесь раз в два года проводятся международные художественные выставки, в связи с чем парк стали называть Садами Биеннале (Giardini della Biennale). Между тем в литературе более распространено название Наполеоновские Сады (Giardini Napoleonici). А поскольку это крупнейший и первый общественный парк в Венеции, то слово  Джардини для местных жителей стало нарицательным, и на другие языки часто не переводится, отчего в русскоязычной литературе употребляется сочетание Сады Джардини.

Это явление распространённое и окружает нас повсеместно. И как же здесь не вспомнить наше скрепоносное «река Днепр», где слово Днепр состоит из двух корней слов двух древних языков: «дана» и «ипр», каждый из которых означает «река». Первое слово добавилось к более древнему и непонятному второму позднее, а славянское «река» – к уже непонятным обеим. Но да, всё потому, что ответственные лица языками не владеют.

Заглавное фото Ukrainian pavilion in Venice