Свои, то есть местная арт-тусовка, оценила и работы, и саму резиденцию. Дом художницы Аньи Кислой, действительно, оказался идеальной платформой для творческого коворкинга и экспонирования его результатов. И для первого блина все получилось весьма неплохо, а главное, весело.

Арт проекты
(смотреть)


Станет ли этот опыт стимулом для трансформации в полноценную арт-резиденцию – покажет будущее. На данный момент это скорее формат арт-пленэра, смелая попытка стать площадкой для молодых целеустремленных художников, разнообразных арт-сообществ, искусствоведов и творческой интеллигенции, объединенных общими взглядами на современное искусство и его роль в жизни общества. В будущем мы видим это как лабораторию, в которой художнику предоставляется полная свобода художественного самовыражения, не ограниченная ни жанром, ни темой, ни способом, ни материалом. При этом обязательной должна стать связь с городской средой, в том числе и для повышения ее привлекательности путем визуализации уникального опыта местной жизни. Проще говоря, арт-резиденция может выйти на уровень достопримечательности города, куда с удовольствием пойдет турист. И художникам от этого польза, и городу – новый, весьма симпатичный имидж. Есть у нас такая амбиция – вписаться в формат мировых трендов на предмет public art (см. Википедия). Если в городе появится многофункциональный, культурно-ориентированный толерантный public space– разве это не прорыв в то самое светлое будущее, о котором мы столько говорим в последнее время? Разве это не способ удержать талантливых и креативных, стремящихся в большие города, а сюда приезжающих только проведать друзей?

Конечно, можно рассматривать вторжение в традиционный урбанистический контекст как провокацию, но это тема других статей. Для нас выход искусства в открытое пространство – это, прежде всего, разгерметизация городской среды и обогащение ее новыми впечатлениями, плюс отказ от все той же герметичности, свойственной нашим арт-коммьюнити. И арт-резиденция эту дурную привычку демонстрировать свои достижения «среди себя» помогла бы преодолеть.

А с кем и чем выходить есть уже сегодня. Работ было много, говорить обо всех – ресурса не хватит. Поэтому выделим самые интересные.

В Темной Комнате резиденции разместились самые эффектные (и визуально, и концептуально) работы, причем «сползались» они туда спонтанно и в итоге очень органично дополнили друг друга. Получился своеобразный «зал аттракционов». Начнем с масок Андрея Бейко. Проект называется убойно - «Субъективный механизм внутреннего свечения». Еще краше расшифровка: «Однажды один Художник съел кусок солнца и стал светиться изнутри. Все удивлялись и смотрели ему в рот и глаза, испускающие свечение. Были и такие, которые просили заглянуть ему в жопу, но он отказывал и посылал «НА Х..Й». Некоторые спрашивали, можно ли им так же, но Художник не знал. Он переживал только о том, что будет, когда свечение погаснет. И именно поэтому он пил алкоголь, курил, и глотал спички, поскольку всё это горит. Но огонь не угасал, и когда его хоронили, СВЕТ указывал дорогу несущим гроб». В общем, хочешь сиять изнутри? Будь готов заплатить цену.

Сияние источала и композиция «Мой (и твой) выпускной» Дианы Блбулян, предусмотрительно спрятанная в холодильнике. Ибо сделана она была из сырых куриных голов. К слову, зрители могли и не увидеть эту «мертвую красоту» - в ночь накануне выставки пропало электричество, и композиция начала активно «тухнуть». Спасти ее все же удалось, а характерное амбре – закамуфлировать дезодорантом. О чем месседж? А все просто. У Дианы не задался выпускной. Виноваты в этом ее одноклассницы, они же «курицы». Получилось мстительно, «по-мясному» (во всех смыслах). Слово автору: «Она всучила мне резко как «нате!», конечно же, не муча перчатки замш, а сдирая с ногтей старый лак, и сказала: «На, короче, посмотришь, какие мы красивые были на выпускном, можно было и прийти». Это были четыре диска с записью их торжества. Два месяца слушанья «у меня будет круче» и «сука, попробуй сделать такую же причёску – убью», мой отказ греметь с ними – и идея проекта готова. Все просто, как дважды два: куры – это куры, блестки – это блестки. И ведь все это пиршество планировалось каждым из них, все 365 дней в году: и в Рождество, и в Мамин день, и даже на протяжении всех восьми дней Хануки. Разухабисто богатые наряды ни к чему, тем более, если знаешь, что уже через 10 часов все они будут испачканы оливье, залиты вином и слезами. Мои одноклассники вусмерть пьяные, всегда веселые и дружные, как 25 пожарников, зато я с ними как диспетчер лифта. Мне сказали: «Тебе не стыдно? У тебя даже нет общей фотографии с выпускного». Ничего, ребята, я сфотографируюсь со своей работой. Спасибо что не пришли».

А рядом – «хлорный» портрет Гоголя от Александра Жуковского, его же самого «гоголевского» вида черт с позолоченными вилами, охраняющий вход в «Утраченный рай» Александра Печерского, чтобы напомнить нам, кто за всем этим стоит и почему «Странное».

Тему разложения (духовного) и неразложения (материального) поддерживает проект Семена Храмцова «Вечная память». Гости выставки, увидев кучу земли с воткнутым в нее цветком, сразу почуяли неладное (в смысле скандальное) и потребовали автора к ответу. Семен разъяснил: «Есть такая традиция – носить на кладбище искусственные цветы. Их создают из синтетической ткани, пластика и металла. Из-за своей массовости эта традиция порождает вредный для экологии мусор, ведь пластик разлагается в почве около 100 лет, металл – в десять раз дольше. Получается, что поминая предков, мы забываем о потомках. А что для нас важнее?» Народ удивился, призадумался и дружно похлопал - мысль «живые важнее мертвых, а природа – важнее наших суеверий» зацепила.

Математик Гуго Штейнгауз остроумно заметил, что ирония – оружие слабых. Но какое! Во дни эпических информационных войн только так и можно противостоять лживым супостатам от медиа. Гитары Стаса Волязловского «Романс для попадьи» (Pop Chanson – DUPLEX) трактовать не нужно – столь очевидны украшающие их символы и коды нашего непростого Zeitgeist.

Не менее красноречив проект Аньи Кислой «Три лика рОССИИ» - инсталляция из разных вещей времен СССР. Ключевой предмет – вырванная из журнала страница, в котором идет речь о России и ее образах. Статья – 1987 года, но так же актуальна. Инсталляция дополнена гитарой с коллажем «Тайны не кончались», включающим символы религиозной жизни и параллельности существования реальной жизни. Красный фонарь создает довольно мрачное настроение – так и задумано.

Остроумный проект Анны Скубко «Красная почка» вырос из интересной истории. На самом деле, это рекламный баннер столичного арт-клуба «Красная шапочка», который был свидетелем сбрасывания памятника тов. Ленину. Все слилось в едином революционном концепте: и красная (ша)почка, и нежный лик маленького Володи на октябрятском значке, и грозная цитата из книги о воспитании юношей о том, что «любовь ограничивает половое влечение в объеме…».

Несколько фотографических проектов просто бьет по мозгам – настолько они хороши: «Gallows» Марины Фроловой, «Мебель» Рины Васильченко, «Архив одной семьи» Владислава Гладкого, «безымянная» серия Жанны Возбранной… И, конечно, «Детство» («Не суйся!») Семена Храмцова: «Родителям важно уберечь своих детей от опасностей этого мира. Но многие порой забываются и запрещают им буквально все, что им кажется абсурдным, — рассматривать паутинку в ржавой бочке, наблюдать за муравьями на куче мусора, отслеживать блик солнца под трактором… Вот и получается, что послушный ребенок — «мертвый» ребенок».

Не можем не упомянуть наших лэнд-артистов, отлично справившихся с одной из задач арт-резиденции – утилизировав весь строительный и прочий мусор, а также использовав возможности «сада-огорода», создать арт-объекты на участке возле дома, и увязать, таким образом, внутреннее и внешнее экспозиционное пространство в единый арт-спейс.

Сергей Дяченко в своем проекте «Cargo» обыграл дерево, напоминающее пальму. И задал, между прочим, своим композиционным решением вектор и «Треугольнику из Бермуд» Татьяны Чубар, выложенному из деревянных досок разной длины и пепла. Арт-объект по форме имитирует пресловутый природный феномен. Идейно же это символ космических потоков, которые находятся в постоянном движении.

Впрочем, мотивы у лэнд-артистов были разные. Кто-то серьезно решал творческую задачу, а кто-то просто «делал красиво». Ольга Семенюта: «Я решила сделать искусство и вспомнила, что умею копать. Если я докопаю до центра земли или до Китая – вот это будет инсталляция!» - подумала я. Но не все любят Китай, поэтому нужны были альтернативные дырки. Тогда я выкопала рядом еще две ямки – в Европу и Америку. А потом устала. Ямки были такими маленькими, что даже не пересекли меридиан. Я прикрыла их автомобильными дисками, и это стало красиво».

Живопись. Произвела впечатление Ольга Пузырь со своей «Биологией скуки и психологией развития»: «Страницы учебника, как настенная живопись, послание через годы на странице №38. Засушенный листок рябины моей матери и совершенно случайно вложенная бирка от джинсов, - черная дыра времени. Путешествие. Крах эпохи спекулянтов. Соприкосновение с советскими ценностями путем капиталистического отношения к книге. Все должно приносить деньги, даже этот учебник, который я непременно сдам в «Букинист» согласно установленного курса – 1 кг знаний = 0,5 грн. Бесчисленные дорисованные шрамы на лице научных деятелей, придуманные части туловища животным, порой мной изображаются предметы из будущего. Книжное фэнтези, которое эволюционирует на скучных уроках и трансформируется в бесконечное послание от одного к другому, от матери ко мне, от меня к вам».

О бесконечности послания. Если рассматривать, согласно Маршаллу Маклюэну, артефакты как средства коммуникации (поскольку они – внешние «продолжения» человека), то арт-резиденция предлагает нам идеальный коммуникационный инструмент и не менее совершенный язык. Пусть сегодня понятный не всем. Но уже есть возможность ему учить и учиться. И передавать послания друг другу, городу и, в конце концов, миру.

 

 

P.S. В рамках мероприятия прошла презентация киноальманаха «Странное» - показ аматорских короткометражных мистических фильмов. Об этом – отдельный материал на страницах «Соуса».

 
Смотреть все проекты

Лучший комментарий

Стас Остроус: «Выставка живописи, графических работ, инсталляций и еще бог его знает чего))), но как минимум, интересного и захватывающего бог знает чего, происходящего на заднем дворе у Кислой СОСТОЯЛАСЬ!!! Ура! Компетентно и красиво обо всем этом напишут организаторы из Тотема. Я во всех этих замысловатостях современного актуального искусства разбираюсь весьма приблизительно))), но было невероятно интересно наблюдать и фотографировать сам процесс создания этого отдельно взятого пространства и его создателей. Из выставленных же произведений напишу только о гитарах Волязловского, но не потому, что остальные мне не понравились, понравились и заслуживают отдельного рассмотрения практически все работы, но повторюсь, об этом напишут специалисты))), гитары же меня торкнули на уровне детских воспоминаний - была одна такая хреновина у моего отчима - висела на стене, как и положено с бантом и соответствующими наклейками красавиц из ГДР - такой "шик"! Играли на ней редко - блатные аккорды, недосягаемое "баре" и ох уж эти ГДРовские красавицы... Шло время, наклейки потускнели, бант поистрепался, гитара не строила, мудаковатость отчима становилась все более очевидной... потом все это стало просто смешно ... - кич и только. И вот теперь вы понимаете откуда ноги растут))) вот самое клевое!!! мне не нужно спрашивать у Стаса, а что такого он хотел сказать...? а ему не нужно мне ничего объяснять и нам пофигу, как это называется - он дал пас, я забил гол в свои собственные ворота, как всегда...»

фоторепортаж Стаса