Победитель Рина Васильченко («Маршрутчик») и дышавшая ей в спину Ольга Семенюта («Экстренная помощь») очень по-разному подошли к работе над своими фильмами. Мы решили схлестнуть двух фаворитов киномарафона – и вскрылись такие факты!

Терпение и труд vs дедлайн

О.: Почему именно маршрутчик?

Р.: Было сказано, что 10 февраля — последний день сдачи. И до вечера 9-го февраля у меня был только отснятый материал: маршрутки, в них – женщины в шубах, дама с собачкой, мужчины с торбами, бабушки с какими-то сумками. В общем, все едут по своим делам с этими своими проблемами на работу каждое утро, каждый вечер. И я вообще не знала, что с этим со всем делать, потому что по сути это была пустая история, то есть просто кадры, какие-то виды из окна...

Мне ещё Лёня писал «вконтакте»: «Ну что, как там у тебя работа продвигается?». И я ему писала: «Снимаю». А сама на самом деле ничего не снимала. И я думаю: «Вот блин, я ещё и Лёню обманываю».

А потом уже в самый последний вечер мы с Семеном (Храмцовым) ещё раз вспоминали все истории, связанные с маршрутками и я ему говорю: «Так у меня ж история есть. Мой дед познакомился с маршрутчиком, и маршрутчик же...». И я ему рассказываю, а он предложил записывать все это на диктофон. Я рассказываю эту историю, и тут же вечером я еду к деду. А он в отличном настроении, под рюмку коньяка, рассказывает мне все подробности про этого маршрутчика. Я прямо ночью все и смонтировала. И снималось-то на обычный телефон. А ты снимала на камеру?

О.: Да. Кстати, у меня тоже была мысль снять про маршрутку. Но там как получилось. Я сначала снимала этого парня. Вообще я думаю, что надо легко относиться ко всему. Когда я что-то легко делаю, как ты рассказала, то у меня получается лучше. А тут я решила сделать типа серьёзно, хорошо всё снять. Всегда когда так напрягаешься, получаются какие-то «баги». И вот у меня есть такой товарищ, очень интересный. У меня сначала была такая затея — показать, насколько он полезный человек на работе, вот, и потом сказать, что он типа увольняется. Ха-ха. Всё так банально. Просто он очень порядочный и он очень много делает на этой работе. Я начала его снимать. И его коллег тоже, и много чего снимала. И оказалось после первого съёмочного дня, что я забыла включить микрофон. И совсем не записала звук. Потом я снимала ещё. Уже было не так хорошо, но были кадры, даже прошёл его День рождения. Ну и так далее. И вообще сама история с организацией, в которой он работает, интересная. Потому что это экстренная медицинская помощь, которая существует только год. Но всё это в итоге получалось неинтересно, нет конфликта. Меня как раз обидел маршрутчик. Я забыла рассчитаться при выходе, потому что я привыкла делать это при входе. И он на меня наехал, типа я зайцем езжу. А у него был такой типичный быдловатый вид. И я решила, что надо его снять. Что это очень хорошая тема для «Туда или обратно» - «При входе или при выходе». Но времени оставалось очень мало, и я решила хотя бы посмотреть свои материалы, начала монтировать, в итоге сделала фильм про своего сисадмина. Намонтировала, намонтировала, ничего не получалось. А времени на маршрутчика не оставалось. В конце концов, я решила, что этот человек сам по себе интересен, и почему бы не оставить просто его одного в кадре.

«Потому что я Бэтмен»

 Р.: Твой герой сам спел эту песню про Бэтмена?

О.: Да.

Р.: Такая песня реально существует?

О.: Да, я тоже тогда впервые услышала её. Это находка такая. На самом деле, я не думала, что так много «говорящей головы» будет. Но когда я смонтировала то, что у меня получилось (всякие эпизоды из его работы), я поняла, что в этом нет композиции. Лучше уже смотреть на то, как я его вижу в жизни.

Р: Тебе не показалось, что последний кадр был лишним? Когда он сидит за компьютером, да, и потом ещё раз повторяется с песней Бэтмена. Он специально повторился или не понял этого прикола?

О.: Складывалось впечатление, что это наиграно, да?

Р.: Нет, просто все захлопали, ну как бы и всё, и это был конец. А самому ему понравилось то, что получилось в итоге? Он был в зале?

О.: Ну да. Причём, как я поняла, что они в зале. Это друг мой и моего брата. И я просила брата тоже прийти, хотя он считает, что то, чем я занимаюсь — ерунда. И тут я слышу в зале такой громкий смех, только у моего брата такой характерный смех. Как он там ржал. И я понимаю, что они в зале вместе, потому что Дима, которого я снимала, обещал прийти. И потом я у него спрашивала: «Ты удивлён тем, что ты на экране понравился людям?». А он говорит: «Ну да, мне так странно, что я говорил вроде обыкновенные вещи, а люди так реагировали». Он, ведь, говорит обыкновенные логические вещи, у него шаблонное воспитание на самом деле. Про деньги, про невесту, про все дела. И все эти мысли на самом деле в голове, мне кажется, у многих, были или есть. И когда ты смотришь на это всё со стороны, такой наступает внутри конфликт! А мой герой – очень категоричный, всё делает правильно, и мне было интересно показать ему, что не все люди живут так, как он себе это представляет.

Р.: А он как, охотно снимался?

О.: У него очень повышенное чувство ответственности, правильности. И он боялся, что у меня не получится, и он будет в этом виноват. То есть «Я неинтересный. Мне играть? Мне смеяться? Мне шутить? Мне говорить серьёзно? Что мне делать?». Я говорю: «Просто будь собой».

Они не верили в себя

Р.: Я когда посмотрела на финальный список участников (13 человек), я увидела, что я – 11-я, а ты была последняя. У меня родилась надежда, что это хороший знак – лучших всегда под конец ставят. Я сразу поняла: «У Оли будет хороший фильм».

О.: А, я наоборот, хотела, чтобы мой фильм показали вначале. У меня с монтажом все время были проблемы – не один раз пришлось помучиться. И я решила: «Похулиганю, оставлю одну говорящую голову, раз у меня уже не получится ничего». А потом я услышала от Устина (Данчука) и Лёни (Ежурова) много возмущений о том, что одни говорящие головы везде. Я такая: «Блииин». И я подумала, что раз это всё так скучно, то чем позже покажут фильм, тем хуже будет его восприятие у зрителя. И, честно говоря, я сама соскучилась смотреть, под конец даже не слышала, о чём фильмы. Поэтому когда я сейчас пересмотрела в интернете, твой фильм, например, я оценила по достоинству. Уже сильнее.

Р.: Ну, оно, действительно, смазывается впечатление, то есть одно, второе, третье. А потом, когда выкладывают все эти белые листы и ты читаешь названия, невозможно понять, какой это вообще фильм. Я уже и забыла их все.

О.: По сути, у тебя самый сильный конфликт у самой истории.

Р.: Это просто получилось спонтанно. Мне кажется, что если бы я изначально знала про призы, то во мне бы зародилась корысть. И мне бы хотелось победить. А так вот наивненько получилось. Мне просто до сих пор не верится, что это вот так произошло. Ну, окей, здорово. Но это заставляет работать над собой больше, лучше. Семён сказал: «Ну что, теперь прекратишь снимать?». Я говорю: «Как это прекращу?». Он: «Ну как, теперь будешь бояться не достичь того же». Ну типа облажаться будет уже неприятно. К слову, я тоже думала: «Может, лучше, чтобы была говорящая голова, которая сама о себе рассказывает?» А потом поняла: хорошо всё-таки, что нет главного лица. Он такой, мифический немного. Все есть: маршрутка, дорога, люди… А его нет.

Обсудим остальных?

Р.: Вот это первое кино, где было интервью с девушкой, которая режиссёр. Я не знаю, кто снимал…

О.: Мальчик Женя Резниченко.

Р.: Не хочется обижать мальчика, но это получилось как-то скучно. Как-то ужасненько. Я подумала, что эта девочка-режиссёр, она как бы причастна непосредственно к самому созданию фильма. В начале такие красивые там кадры, потом эта дорога. Да, мне понравилось, и голос за кадром — Ольга Философская. Она ж там философствует о доме.

О.: Да, по этим кадрам ему респект.

Р: А вот то, что снято в помещении… Мне кажется, даже мой телефон ужасный, и то снимет без такого шума, как снято вот это интервью. Причём оно не очень интересное, хотя она и рассказывает о своих каких-то внутренних переживаниях и о том, как она себя нашла в режиссуре.

О.: А какие фильмы тебе ещё понравились?

Р.: За «Вакцинацию» мне как-то не хотелось голосовать. Ребята классные, радужное, весёлое всё это видео, но так не честно, не по правилам, потому что участников 13, и они как бы группой выступали, я так поняла…

О.: Это разные авторы.

Р.: Всё равно, мне показалось, что одна банда снимает три фильма. И при том, что материал пересекался как-то и он был очень похож во всех трёх фильмах. Я не знаю, можно ли назвать эти маленькие штуки фильмами. Короче, короткометражки. Был бы один фильм про них — это было бы интересно. А когда второй раз показали опять их. И потом третий раз — оно как-то уже нескромно напоминать о себе ещё дважды.

О.: Мне кроме тебя и фильма про мужчин Натальи Блок и Лены Астасьевой почти ничего не понравилось. Хотела отдать свой голос тебе и им. А потом всё-таки отдала один голос за «Вакцинацию» последнюю, потому что они такие позитивные.

Р.: Р: Ну да, у них хороший последний. Это Дондюк снимал?

О: Дондюк. Причём я слышала комментарии, типа у него красивая работа, но нет конфликта. Но я посмотрела и думаю: «Да есть конфликт». В истории самой конфликт есть. Про ребят, которые вместо «правильного» пути выбирают свой, жизненный. Не то, чтобы сильно острый. Но общее впечатление от его фильма такое хорошее. Правда, снял с домашними заготовками, но этого не запрещали правила.

Р.: Мне, например, не понравилось кино Блок. Ну, понятно, женская натура, она такая противоречивая. И логики как бы нет, но она как бы есть. Но некрасиво так мужчин обижать. Мне кажется, они больше обидели не мужчин, а некрасиво о самих себе рассказали.

О.: Я не почувствовала, что они обидели мужчин.

Р.: Они с лёгкостью рассказывали о том, что они освободились от этого. Всё это было как-то неприятно слушать.

О.: Мне сильно понравилась эта работа, потому что в этом я как раз увидела конфликт для себя. В моём понимании, семья — это очень важно. А тут интересные женщины рассказывают… Для меня это было маленькое открытие. И я не воспринимала это так, как будто фильм против мужчин, это скорее просто была их личная история. И в этой истории они сильно себя проявили.

Р.: Мне еще больше не понравилось другое. Наташа вроде реализованная, её знают, и пьесы она пишет. И зачем ей ходить и говорить: «А мой фильм называется «Логики нет», голосуйте за мой фильм».

О.: Не то, чтобы я хорошо знаю Наташу, но это её стиль просто.

Р.: Её почерк узнался. Было ещё очень странно, как она не сняла фильм про вегетарианцев или мясоедов. А мне понравилась ещё вот эта история про мужичка, который на Днепровском рынке без футболки. Он там каждый день стоит, я просто сама живу на ХБК и очень часто его вижу. Такой прикольный чувак. А ещё я вспомнила! «Дом без приведений». У них классный мужик был в самом начале, когда Слава просто случайно спрашивает у него: «Не подскажете, где этот дом с привидениями?». Он такой: «Да, да, идёмте со мной». Вот этот момент замечательный. А потом тот, что рассказывал возле двери что-то такое невнятное. Я уже не могла понять, что он вообще объясняет.

О.: Мне понравилось в их фильме легкость и непринужденность. Вот жалко, что 6 минут всего. Потому что и ребята в кадре довольно интересные. Если б их подольше, они бы может что-то… А что ещё понравилось. Некоторые фильмы я уже не могла слушать. Например, про ведическое понимание. Первые кадры я чуть не плакала от смеха. Справа от меня сидела Наташа Блок, а слева Лена Астасьева. И когда начались титры, я выпала, у меня были смех и слёзы, я вот так сидела (лицом в коленях), и не могла остановиться, тряслась. Они говорят: «Что, это твой фильм???». Я говорю: «Нет» - «А что с тобой?»

Р.: Причём они же были абсолютно нечитаемые, то есть, вообще смысл во всей этой бегущей строке непонятный. Отвлечь от крутящейся женщины?

О.: Тут не надо искать особенного подсмысла. Люди искренне это делают. Это очень мило.

PS

Р.: Мне очень понравилось, что был забит зал. То есть, что даже некоторые люди сидели даже на ступеньках.

О.: А я перед этим раздавала флаера на «Фабрике» со словами «Бесплатное кино в Мультиплексе завтра». Некоторые люди брали флаер и говорили: «Наверное, херня какая-то». Не, я понимала, что для обывателя документальные наши любительские фильмы — это херня полная. То есть я осознавала, что я немножко обманываю ожидания людей…

Текст: Юлия Манукян, Ольга Семенюта