ПО ТУ СТОРОНУ ГИПСОКАРТОНА
Николай Гоманюк социолог 

Выставка Юлии Данилевской посвящена тому, что происходит как за окнами жилищ украинцев, так и в их внутри их квартир. И пускай во многих из них уже сделан евроремонт, евроремонт в голове только начинается. И если «за окнами» идут важные политические события (или кажется, что идут), революция, война, то в квартирах – всё то же самое, что и сто лет назад – быт, несвобода, домашнее насилие, диктатура, борщ и фикусы.

Этим объясняется выбор материалов, из которых сделаны работы Юлии Данилевской – кафельная плитка и вездесущий гипсокартон в качестве паспарту. Получается, что наша жизнь отделена от большого политического нарратива обычным гипсокартоном, фанерой, через которые всё слышно, но нечего не видно. Мы слышим оргазмирующих олигархов и их приспешников/приспешниц, и понимаем, что простому здесь народу отведена лишь роль клинеров и законопослушных налогоплательщиков.

Работы Юлии Данилевской основаны на гендерном анализе украинской действительности. Гендерный анализ – это особый взгляд на общество, это его критика, сфокусированная на разному доступе женщин и мужчин к тем или иным благам и тем или иным ресурсам. «Отсутствующий взгляд» – это критика гендерно неравного общества, каким продолжает оставаться наша страна, несмотря на серьёзные политические изменения. Несмотря на то, что в стране гибнут как украинцы, так и украинки, женские жизни и женские смерти остаются в тени, по «ту» сторону гипсокартона.


Выставка «Вiдсутнiй погляд» backstage/opening

Юля Манукян Критик

И снова «кафель» (он же «фриз»)
Юлия Логачева (Yulia Danilevskaya). Теперь в святая святых – Выставочном зале НСХУ Херсон С этим прорывом совриска в пропитанные традицией пространства Юлю нежно поздравлял Slava Mashnizkiy, принимавший «фриз» в недрах МСИХ - Музей Сучасного Мистецтва Херсон, в рамках «Критичних днів».
По меньшей мере, надувная кукла в качестве сервировочного стола для суши-паузы сюда прокрадывается впервые. И как-то очень органично смотрится – и на фоне «кафельного» сторителлинга, и в окружении молодой и веселой публики (богемной и около), сгрудившейся возле нее. «Поедатели суши». Родившийся ситуативно перформанс. Банан, которым автор проекта дирижировала во время open speech, таки «выстрелил», в процессе разграбление стола. Своеобразный тест на банальность. Ну, и прошли его предсказуемо (промахнуться было трудно).

Ностальгический просмотр фильма о Володюшке снова все перевернул внутри. Это лучшее, что тогда было сделано в категории «видеоарт» для выставки в бомбоубежище. А ведь Володюшка там до сих где-то похоронен…

А теперь серьезный критический «вброс»
Сумма не-метафор

Логичным образом метод экспонирования определил для меня некую нелинейную «линейность» этой хроники сновидений, рефлексий и постмодернистских аллюзий (игра в цитирование там очевидная). Нелинейной в том смысле, что мы движемся не от точки А в точку Б, а от чудовищно прекрасной не-метафоры постколониального синдрома до еще более «неметафоричных» проявлений телесности, от «героев нашего времени» до темной стороны семейных ценностей – и дальше в медийный мир высокого градуса «токсичности», где рецепиент (художник) так отравлен отраженной реальностью, что продуцирует еще более токсичные отражения отражений… Грубо-реалистичные и прекрасные в этой не-метафоричности. И Господь (канонически «сладчайший») – нисколько не метафора последних религиозных конвульсий перед лицом конца ЭТОГО света. Он сам – конвульсия. Лапидарный стиль рисунка, своеобразная угловатая пластика только усиливают болезненную притягательность этих «бытописаний». И ранит, и хочется еще…

Photo by Yuliia Manukian