Художница Юлия Логачева (Yulia Logacheva) как-то поделилась впечатлением от первых отзывов о выставке – мол, как-то вяло комментируют, что-то слабовато все это выглядит... Чтобы проверить, так ли это, я записалась на кураторскую экскурсию с Татьяной Кочубинской.

То, что я получила блестящий (и интеллектуально, и эмоционально) нарратив – это одно.
Сам уровень работ (разных в месседжах, медиа и инновационности), тем не менее, един в формате – это не линейный сторителлинг, а, как минимум – многомерный проект с видимой исследовательской составляющей. Иногда очевидно ироничной (почти пранк) – и тогда вы радостно ведетесь, потому что любое сложное остроумие – лучше простой до тошноты пропаганды.

Пример - инсталляция Михаила Алексеенко «Startup Troyeshyna»: терминал, через который зрители могут перевести деньги на развитие студии художника «Квартира 14» и вообще – Троещины. В качестве награды донаторы получают открытки, значки или авторские портреты. Интерьер студии воспроизведен «дословно» и просто вопит о развитии.




Или работы с садистским намерением погрузить зрителя в экзистенциальный колодец чуть ниже положенных 5 см, где начинает обжигать чем-то выстраданным, пусть, возможно, и чуждым вам до глубины души. Это не важно. Главное, что художник вывернул свое «мясо» так талантливо, что вы, плюясь и содрогаясь, уже не забудете эту «глубину» (и вашей травмы, и навязанного вам колодца). Это я о (привычно «девиантном») проекте Алины Клейтман «Спроси у мамы». Охренетительно упорная борьба с женским в себе, вернее, с обреченностью на традиционную гендерную роль. Шизофренический ландшафт этой борьбы очевиден. Душные шубы, душные образы…



Прекрасный фотопроект «Дерзость и молодость» Юлии Кривич. Его герои - футбольные фанаты, ветераны военных действий на востоке страны, активисты крайнего националистического движения. Впрочем, политика здесь – отнюдь не самоцель, а всего лишь «навоз», из которого вырос отличный арт.
«Вместо того, чтобы делать документальный проект, я, заимствуя визуальный язык инстаграма, попыталась воссоздать визуальную иллюзию: красивые картинки в контексте конфликта, национализма и трансформации, которая сейчас происходит в Украине».
Арт-бук с инстаграмм-фото героев проекта, созданный на основе «совкового» военно-патриотического журнала – отдельный респект. Это, кроме всего прочего, замечательная иллюстрация того, сколько в людях всего понамешано и как тупо делить мир на черное и белое. И фоном - руинированная архитектура советского периода (двроцы культуры) - как символ эстетики, которую мы сейчас активно спасаем, отрицая ее иделогическое наполнение.

«Фотографии дворцов культуры, которые также являются частью проекта, — фон истории о поиске идентичности. Одно из таких зданий — функционирующий Дворец молодежи, который раньше назывался Дворцом пионеров. Именно с фасада этого здания я взяла цвета для оформления выставки».
Советую прочитать о деталях проекта здесь.




Чистая насмешка над социалкой - «Предметы со следами натуральных процессов» Виталия Кохана, проект, призванный подчеркнуть красоту природных стихий и материалов.
«Живые, естественные процессы всегда выразительней чем то, что ты можешь дорисовать», – уверен художник.
Цитата, после которой хочется пожать руку митцю – и за эту уверенность, и за откровенное непротивление своим эстетским «забаганкам». И дьявол, конечно, в деталях – «закопченная» до черноты паутина в центральной инсталляции собрана на электростанции. Вот это-то запредельное желание превращать органическую рутину в предмет сложнейших арт-манипуляций затыкает мой критический рот (в сторону некоторой пустоты этого проекта).




В эту же копилку – оммаж рукотворности и тактильно-визуальной чувствительности, проект «Три сестры» Дмитрия Старусева.



Проект «Я, снова я и я сама» Екатерины Ермолаевой напомнил мне фильм «Сплит». 9 личностей художницы потребовали 9 спейсов, по которым вы бродите, как по съемочной площадке фильма о кондоминиуме, изучая быт и следы его обитателей. Они очень разные и их тихие неврозы вдруг заканчиваются последней, макабрически яркой личностью, в честь которой сооружен сатанинского вида алтарь. Вот так робкая девочка с полуфабрикатами «виновных» фантазий вдруг оборачивается этаким демоном и обещает «розваги» в стиле восставших из ада.



Впрочем, метафору "расщепления" я бы распространила на всю выставку: 20 проектов - 20 ярких высказываний о нашем сегодня, провоцирующих примерять личность автора и продуцируемые им рефлексии на свое видение медленно, но верно коллапсирующей реальности. Само собой, иногда прекрасной в этом распаде.

Еще один проект «из ничего» - «Пыльные очки», «Росчерки», «Найденные рисунки» Анны Звягинцевой. На полу разложены объекты из графитной бумаги, имитирующие в масштабе каракули – когда посетители канцелярских магазинов расписывают ручки. Дополнено это все сильно запыленными очками, чья базовая функция – пропускать изображения – снивелирована в ноль. Невнятная концепция. Но именно такие проекты я люблю – за высокую степень абстракции и всепобеждающий эстетизм.


Тарас Каменной с масштабной конструкцией «Этическое пятно» - где вроде бы обычная проблема строительных границ превращается в непростую метафору трансформации, захвата и владения территорий (описание в фоторяде). Бродишь по этому лабиринту и отсеченность от остальных и себя прежнего усиливается за каждым поворотом.


Вроде ясная по месседжу (anti-violence) - скульптура «Монумент жертвам» Сергея Радкевича. Однако впечатляет идея выполнить ее в виде серии выкроек военной униформы, дробящих пространство с геометрической беспощадностью холодного металла. Этот "фешн-код" насилия безупречен с любого ракурса и еще более подчеркивает его (насилия) отвратительную неотвратимость. И хотя автор утверждает, что в этом архитектурно-навороченном решении сложно увидеть заданную форму, я с первой секунды (не зная об этом) угадала выкройку.


Завораживающий в своей «сложносочиненной» и при этом дистанцированно-техничной подаче реальной трагедии проект «КТМ-5» Даниила Ревковского и Андрея Рачинского. В Днепродзержинске в 1996 году трамвай КТМ-5, сойдя с рельсов, столкнулся с бетонным заграждением, «погубив» 34 пассажира. Этот фактический базис дополнен фикшеном в виде фотографической биографии девушки-водителя трамвая. Плюс живые видео очевидцев происшествия. Авторы реконструируют – вы проживаете чужую короткую жизнь во всех ее бытовых и профессиональных деталях.


Очень личный и потому остро входящий внутрь проект «Голос тонкой тишины» Nikolay Karabinovych. Лучше, чем он сам, я не расскажу:

Моя работа называется «Голос тонкой тишины». Это личная история, которая трансформируется в глобальный нарратив. В 1949 году моего прадеда, грека, репрессировали в Казахстан. Об этом я слышал много рассказов от своего отца, который никогда не видел собственного отца и лишь по рассказам матери знал эту историю. Он всегда хотел поехать на его могилу, и я решил осуществить это за него.

Первая часть проекта – это песня в особом жанре, который называется рембетика. Это греческая песня; жанр начал складываться где-то с конца XIX и в основном создавался переселенцами из Малой Азии. Переселенцы – также важная история для работы, те, кто были изгнаны в 1922 году (речь идет о Малоазийской катастрофе. – Ред.), и создали эту музыку. Песню для выставки я записал вместе с берлинским музыкантом Юрием Гуржи, у которого тоже греческие корни. Вторая часть – это фотография, на которой запечатлен знак. Его я установил в поселке Шелек, где умер прадед, это в 120 километрах от Алматы. Знак представляет собой старый громкоговоритель, из него доносится песня, точно так же, как звучит в зале на выставке. В Казахстане она будет играть все время – я съездил и нашел людей, которые живут там с тех же времен, что и мой прадед, с их помощью я установил знак, они и заботятся теперь о нем.

 

 

Здесь можно почитать авторские объяснения и других, не менее интересных работ с отличными иллюстрациями.

UPD. Но все эти "чтения" не заменят вам живого восприятия - даже если вам не все авторские интенции будут очевидны. Ну и не страшно. Во-первых, что-то интуитивно захватит ваше воображение или интеллект. Во-вторых, кураторские экскурсии, повторюсь - кайф такого порядка, что вы получите все разъяснения плюс эмоции и перформативные "фишки" куратора. Ну, и модераторы в Пинчуке не просто так. А бросаться максимами "я ниче не понял, значит, это фуфло" или еще лучше: "чего-то оно не развлекает, а я сюда отдохнуть пришел" (были и такие ребята, пришедшие на открытие, засмотревшиеся на випов и не разглядевшие в этих толпах собственно работ) - последнее дело в действительно нелегком столкновении с современным искусством. Оно того... требует некоторого напряжения.