Итак, Кременчуг - для всех нас совершенно неизведанный город.
Герб Кременчуга. Идея принята в 1798. Серебряный пояс в голубом поле символизирует Днепр.
Все в нём были в первый раз. За две небольших вылазки в город мы выделили для себя по традиции пять объектов, которые на наш взгляд способны сегодня презентовать Кременчуг и рассказать об его особенностях:
1. Летний театр в Приднепровском парке
2. Гранитная скала – «Реестр»
3. Церковь святого Николая – бывший костел
4. Кафе-башня у бывшего здания НКВД
5. Крюковский мост
Летний кинотеатр – такой себе «портал» в другой мир. Это лишь одна сохранившаяся фасадная стена бывшего летнего кинотеатра сталинской эпохи, за которой пустырь.
Рисунок на стене бывшего летнего кинотеатра, созданный в сентябре 2016 г. в рамках проекта "Міфологема міста" при кураторстве немецкого художника Игоря Зайделя в исполнении команды "Garage Gang" по инициативе кременчугской НГО "Культурный диалог"
Стена интересна не только своей эклектично-ампирной архитектурой, но и современными росписями – поисками визуальных брендов города – веселая ископаемая зверушка «КРАЗозавр» (по аббревиатуре Кременчугского автозавода) с мордой в виде трактора, и щука – персонаж записанной Тарасом Шевченко народной песни «Пливе щука з Кременчука» (ударение на «у»). А и вправду цепляется за язык эта «щука з Кременчука». Щуке даже памятник на набережной сделали, но так – по простому, без огонька.
Гранитная скала – расчищенная от грунта невысокая скала на кременчугской центральной набережной, на которой с конца XVIII века ставили отметки наибольших наводнений, откуда и название «реестр».
Мы её выделили еще и по созвучию с названием города, происходящим из татарского «керменчик» – крепостца. Это что-то твердое и небольшое, как кремень. И вправду – готовый бренд – «кремень» в самом сердце Кременчуга.
Церковь святого Николая – одно из немногочисленных дореволюционных строений города – старая католическая церковь1910 г. Кременчуг в годы Второй мировой войны был уничтожен на 95% (!), практически весь! Украинский Сталинград. Это, кстати, еще один поразительный факт о Кременчуге.
Первоначальный вид и проект модернизации костела в православную церковь. Архитектор - С. Ткаченко
Колокольня на Дальных пещерах Киево-Печерской лавры. 1752-1761 гг. Архитектор - Пётр Неёлов
Католиков сегодня в Кременчуге не осталось. Православных храмов тоже не осталось. Судьба строения оказалась предрешена. Бывший католический храм стал православным. Незначительные архитектурные утраты памятника двух башен-колоколен, оформлявших вход (они были увенчаны зубцами, как на крепостных башнях), были восполнены готическо-барочными украинскими куполами. Первоисточник как-то сразу вспомнился – колокольня Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. В итоге, памятник получился оригинальным. Жаль только, что скульптуры на фасаде оказались скрытыми загадочной пристройкой парадных кирпичных ворот-колокольни.
Кафе-башня в самом центре города, на центрально бульваре в Кременчуге не пользуется особым пиететом у местной интеллигенции. Но меня архитектура сооружения и его расположение зацепили. Я был уверен, что эта довольно стильная псевдорусская монастырско-крепостная башня была построена в конце XIX – начале ХХ вв. А оказалось, что она 1989 года (!).
Удивило только, что эта башня – всего лишь вход в восьмигранный подвал, круглые окошки которого в краснокирпичных «кокошниках», едва видны из под земли. Удивило и то, что этот подвал странным образом примыкает к боковой стене двухэтажного здания конца ХІХ в. – как бы (как казалось) того же времени, но совершенно другого стиля.
Итак, подвал оказался новым пивбаром. А весь сыр-бор (неприятие башни и протесты против кафе) из-за того, что пристроили его к зданию, в котором в 1930-е гг. размещалось НКВД и в подвалах которого расстреливали кременчужан.
Но нам-то это было неизвестно, да и надо ли и так единичные приличные дореволюционные здания в самом центре города, превращать в траурные мемориалы? Нет, я не к тому, что такие вещи нужно забывать. Но популяризировать нужно яркие и светлые истории, которые захотелось бы возродить и с них брать пример. Копнув глубже выяснилось, что в этом здании было не только НКВД и, тем более, не для него его строили. Выстроил его известный кременчугский кондитер Силаев. В этом доме размещалась кофейня, кондитерская и булочная. Ну чем не повод вернуть название «Кондитерская Силаева» и не вернуть традиции? Да и башня эта, как «сахарный домик», больше по образу кондитерской соответствует, чем пив-бару. Силаев бы позавидовал.
Важно, что она градостроительно вписана грамотно – замыкает бульварную аллею и прикрывает невзрачный боковой фасад дома Силаева, который когда-то был дворовым.
Крюковский мост
Мы подобрались к главному объекту Кременчуга – безусловному бренду. Этот мост называют Крюковским, потому что ведёт в соседний правобережный город Крюков. Теперь это – район Кременчуга.
Крюковский мост очень необычен по конструкции, это сразу бросается в глаза. К тому же, он прекрасно виден с центральной набережной и остается единственным мостом через Днепр не только в городе, но и в окрестностях: ближайший мост выше по Днепру в 15 км, а ниже – в 105-ти (!)
Конкурсная эмблема праднования 440-летия Крменчуга. Автор - Сергей Брылёв (это, безусловно, лучшая эмблема среди конкурсных, странно, что комиссия выбрала не ее)
С этим мостом произошла такая же история, какая случилась в Геническе (читайте об этом Мост стал культурным брендом и Мост в будущее: как Геническ обзавелся символом города). Мост, как бы, все знают, но про него толком ничего неизвестно.
Герб Кременчуга 1971 г. В центре - мост через Днепр
Нет, не то, чтобы вообще ничего. Известно, что был старый мост, строился с 1870-го года по проекту российского инженера мостостроителя Аманда Егоровича Струве (1835–1898).
Кременчугский мост инженера Аманда Струве. Открыт в 1872 г. Взорван в 1941 г.
Торжественно открыт 25 марта 1872 г. Но в 1941 году мост взорвали отступающие части Красной армии. Немцы его восстановили, но сами перед отступлением в сентябре 1943 г. взорвали.
С 10 декабря 1943 по 12 января 1944 г. в кратчайший срок был построен временный мост невдалеке от разрушенного старого. Но, как вы понимаете, это всё никакого отношения не имеет к мосту, который мы видим.
Строительство нового моста. Слева виден временный мост, построенный в 1943-1944 гг.
Местные краеведы только плечами пожимали: мол, что вы хотели, объект – стратегический, информация была засекречена и до сих пор не рассекречена. Меня заинтересовал даже не сам мост с обыкновенной конструкцией, а его вертикально-подъёмная часть – собственно, она делает мост неповторимым.
И что странно – каждый знает инженера старого моста, который так и называют – "мост Струве", а новый мост, имеющий более интересную конструкцию, оказался безымянным?
Мост двухъярусный: вверху – автомобили, внизу – железная дорога. Нижняя платформа подъемного участка, когда необходимо пройти высоким судам под ним, просто подымается вверх. Балки, на которых она "висит", поднимаются внутри ферм верхней части с помощью тросов и красивенных больших колесных механизмов наподобие подъемников в шахтах. Эти колеса – важнейший эстетический элемент моста. Верхняя проезжая часть, при поднятой нижней, остается действующей и автомобили могут свободно продолжать движение по мосту. Там, вверху есть еще один важный элемент, сразу даже незаметный и непонятный – груз-противовес (по оеим сторонам платформы). Он выглядит в виде буквы «П», как арка, и опускается ровно до того уровня, который необходим для проезда под ними транспорта.
Строительство вертикально-подъемной части моста. 1949 г.
Вот что удалось найти о послевоенном мосте в местных (кременчугских) интернет-ресурсах
Поиск аналогов вертикально-подъемной части моста дал результат только в англоязычном варианте записи названия его конструкции – «lifting bridge». Здесь вообще интересна разница результатов поисковика. Если в русском варианте выбрасываются только фотографии мостов и скупые энциклопедические сведения, в англоязычном – многочисленные чертежи, описание конструкции и имена инженеров – что для кого важнее на ментальном уровне.
Так вот, аналог такой конструкции найти удалось, и он единственный в мире (!) – мост в США на реке Миссури в Канзас-Сити, построенный еще в 1911 г.
Его называют ASB-bridge – по названию трёх крупнейших компаний, которые принимали участие в строительстве: Армур, Свифт и Барлингтон.
Автором необычной конструкции вертикально-подъемной части указан американский инженер Джон Александр Лоу Вейддель (1854–1936).
У него был на то время напарник – Джон Лайл Харрингтон. Совместное их инженерное предприятие называлось Вейддель-Харрингтон и специализировалось исключительно на разработке вертикально-подъемных мостов.
Широкое распространение в мире получили так называемые башенные вертикально-подъемные мосты компании Вейддель-Харрингтон. Подъемная часть моста подымалась между двумя металлическими башнями на высоту самих башен, т.е. на любую (по высоте башни).
Их построены десятки по всему миру, в том числе и в Украине, например, в Затоке через Днестровский пролив, второй (парный) Амурский мост в Днепропетровске, парный Черкасский мост.
Мост в Затоке (Одесская область)
А вот самый первый мост такой конструкции, разработанной Вейдделем. Он был построен в Чикаго в 1893 г.
Мост типа ASB-bridge подобен по замыслу, но из-за ограничений небольшой высоты подъема больше никогда не повторялся. Однако эта конструкция, в отличие от «башенной», очевидно красивее, лаконичнее и четче по своей идее. Потому мост ASB-bridge стал уникальным. В 1996 году он был объявлен национальным памятником инженерного искусства США. В справке о мосте ASB-bridge говорится, между тем, что повторы, всё же были, и лишь в Украине. Первый из них – Крюковский мост в Кременчуге. Затем были построены еще два таких же моста: Амурский мост в Днепропетовске и в Черкассах.
Амурский мост в Днепре
Продолжая рыть биографию Д.-А.-Л. Вейдделя – настоящего автора Кременчугского моста, обнаружилась предыдущая его оригинальная разработка – прототип идеи моста ASB-bridge. Это – уже несуществующий пешеходный Hotel Street Bridge в городе Утика.
Удивительная и оригинальная на то время конструкция. Небольшой двухъярусный мост, нижний ярус которого вровень с уровнем земли и тротуара, при необходимости подымался для пропуска небольших яхт, и лишь в этом случае, пешеход подымался на второй ярус.
Вот вам голая идея вертикально-подъемной конструкции Крюковского моста, осуществленная еще в 1874 году!
А теперь вернемся к бренду
Знаете, как «в народе» называют мост в Канзас-Сити? – «Сердце Америки». А как мог еще называться уникальный мост в географическом центре страны?
Кременчуг – центр Украины.
Так почему бы не назвать Крюковский мост «Сердцем Украины»?
Кадр из аэросъемки квадрокоптером Юрия Куценко