«Видишь ли, здесь нет комплиментарности. И это не концепт. Это такое место. Я бродил здесь 4 дня. Уверены, что местные «оценят» такую подачу?»

«Трип Полякова» -  классический urban derive (длительное движение, или фланирование по городу). Попутно можно решать какие-то прикладные задачи -  фотографировать или собирать данные для исследования. Но суть дрейфа -  именно в том, чтобы "прорезать" собой городское пространство, погружаться в него и ощущать все его вибрации. Как писал в своей статье «Теория дрейфа» изобретатель этой практики, французский философ и активист Ги Дебор:

«Другим аспектом дрейфа является его урбанистический характер. Его суть для промышленно развитых городов – центров возможностей и смысла – может быть выражена словами Маркса: «Люди не могут увидеть вокруг себя ничего из того, что не является их собственными представлениями; все говорит им о них самих. Их собственный пейзаж – единственное, что живет».

Геническ, конечно, далек от «промышленно развитого», но и он вполне годится как повод для исследования «собственного пейзажа» - через призму приморского городка с аляповато раскрашенным курортным фасадом, который лупится в два раза быстрее, чем его обновляют. Более даже, чем материальный упадок и несуразности местных «дизайн-кодов», вогнала Сергея в печаль угрюмость резидентов и отдыхающих. Он незадолго до визита сюда был в Железном Порту, где окунулся в «вечный карнавал» и был пленен общей дружелюбной атмосферой. И вот такой контраст: вроде тоже лето, море… и почему-то сплошная неприветливая сосредоточенность.

Из прикладных задач у Сергея Полякова была одна, напрямую связанная с коллекцией Генического краеведческого музея. Изучив артефакты прошлого, он начал искать в текущей объектной среде намеки на артефакты будущего – что будут изучать археологи через сотню-другую  лет?

«Попадая в музей, мы рассматриваем экспонаты в нем гораздо тщательней, чем предметы, составляющие привычный нам мир вне стен музея. По наконечнику стрелы, терракотовой игрушке и обломку корабля мы пытаемся воссоздать картину чьей-то жизни, отдаленную от нас  во времени и пространстве.

И, тем не менее, вещи, фрагменты  архитектуры нашей повседневной жизни, возможно, также станут музейными экспонатами и, глядя на них, посетитель музея через 500 лет будет пытаться понять, как мы жили, о чем думали, к чему стремились. 

В своем небольшом фото-проекте я попытался смоделировать подобную ситуацию и представить некоторые впечатлившие меня фрагменты современного Геническа в виде экспозиции вымышленного музея. Конечно, в проекте существует большая доля условности и вряд ли жареные пирожки и надувные аттракционы дойдут до будущих поколений. Скорее, это повод для более пристального взгляда на окружающий нас мир и составляющие его детали, которые, в конечном счете, отражают и формируют образ человека, в этом мире живущего».

Сергей не просто блестяще справился с задачей. «Глянцевый» Геническ» произвел мощный шифтинг в сознании зрителей. В этом смысле выставка имела и успех, и резонанс. Местные «глянцевые» фотографы, гигабайтами снимающие закаты-рассветы над проливом, были поражены таким видением. Один после тяжелой паузы изрек: «А ведь можно в запой уйти после таких картинок». И ринулся демонстрировать свои достижения в виде разнообразных клипартовских красот – одни живописнее других. Вдруг мы видим два «нуарных» снимка (серые туманы, мрачный пейзаж), об которые спотыкается и сам автор: «Ну да… У меня тоже бывает такое настроение».

Ну, и кульминация – присуждение Полякову «подяки» за сохранение культурного наследия Геническа, популяризацию музея (даже таким… некомплиментарным способом) и поддержку молодежной культуры в районе! Да, Сергей, именно так. Не знаю, по плечу ли тебе эта ноша, но они теперь будут равняться на тебя и твое видение. Настояли же на том, чтобы серия повисела в местном Доме культуры подольше, вопреки нашим опасениям по поводу массовой фрустрации. С этими безднами надо аккуратно…

Это я к тому, что подобные практики – дрейфы, урбан-выставки и пр. – нужно делать более-менее регулярно, и для знакомства с чем-то другим, и для выработки иммунитета против таких, как Поляков. Ибо оно (искусство) должно сделать их сильнее, а не убить. Ну, и научить чему-то. Сильно чувствовать – тоже искусство.




Проект был реализован инициативной группой «Urban COYC» в рамках Специальных проектов «Восточного партнёрства 2016», реализуемых Goethe-Institut, а также в рамках проекта «Заменим стены открытыми окнами», реализуемого общественной организацией «Информационно-исследовательский центр «Интеграция и развитие» в партнерстве с Институтом международного сотрудничества Немецкой ассоциации народных университетов (DVV International) при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Германии.