Интервью с
куратором
организатором выставки
Яной Голубятниковой:

 

До последнего времени мы не знали как ее назвать, но благодаря Саше Паранченковой мы назвали ее «Не формат» Я обзвонила людей, которые мне нравятся, а потом уже приглашала всех, вдруг не угадаю.

 

Какие критерии отбора?

Четко было заявлено – нереалистическое искусство. Потом мой вкус, плюс вкус председателя союза художников и одного из члена правления.

Я хотела что-то из ряда вон выходящее, кричащее, вызывающее. Мне хотелось передать чистой воды эмоции, без нудного пересказа и литературщины. Не могу сказать, что все нравится, но некоторые работы очень.

 

Как строилась экспозиция?

Экспозицию мы делали вместе с председателем Ковачем и Билецкой Светланой Анатольевной сугубо интуитивно. Мы меняли работы, носили, делали очень долго. Я только учусь делать выставки, а они давно делают и они знают кто, как и где смотрится - где-то по цвету, где-то по форме, по пятнам… Это зал союза художников и есть председатель, который несет ответственность, поэтому я должна с ним советоваться. Но я не против. 

 

Откуда «современное искусство»?

Название «современное искусство» не будет, его заклеют. Так как председатель сказал, что мы все - современное искусство и ты не имеешь право выделять только это современное искусство, кто же тогда мы? Я сделала ошибку, поэтому это просто молодежная выставка. 

Но в принципе ничего плохого в названии нет. Я считаю что это наше херсонское современное искусство. Вячеслав Машницкий считает меня «нафталином» и, в общем, я с ним согласна . Я не могу себя причислить к современному искусству. Что такое СИ - это когда человек чувствует эту волну, радио-волну, того что сейчас происходит. Я лично не чувствую, я человек вне времени, что хочу, то и ворочу. Вот тут люди переживают, переживают то, что происходит сейчас, в них есть дендрит –   поэтому это СИ – это мой личный критерий и я никому его не навязываю. Но, наверное, наш председатель прав, наверное, все и являются СИ, раз ты здесь, где живешь.

 

Тут какая-то ирония получается, что СХ, который зародился как противовес
авангардному искусству, сейчас делает выставку СИ.

С одной стороны, у нас хотят двигаться в эту сторону. Но чем сложны формы СИ? В них мало критериев. Вы скажете "хорошо", а кто-то скажет "плохо". Поэтому Союз художников стоит на зыбкой почве, с одной стороны, от этого нельзя не принимать это потому, что это есть, а с другой стороны - какие критерии? как оценивать? И мы ко всему тому же воспитаны в заведениях, где нас обучили, что хорошо, а что плохо. Принять это не просто.

Я бы с удовольствием сделала выставку не только такого, но и хорошего, качественного, реалистического искусства, но… у нас и художники сейчас тоже находятся где-то посередине. Они не там и не там. Плюс еще текучка. Все, кто здорово пишут, пытаются уехать и жить в другой среде. Но я и делала эту выставку потому что у нас много ярких, талантливых людей, на которых стоит обратить внимание. Я когда подбирала работы, то кайфовала. В общем, я довольна. Хотелось побольше крупного формата, хотелось таких, как у Саши Жуковского - ярких, звонких, мощных.

 

Не отбило охоту кураторствовать?

Если выключишь диктофон, то скажу, что отбило (смеется). На самом деле, это труд, на который ты тратишь массу времени, а выхлоп какой - я не знаю. Еще многие критикуют. Что будут говорить сейчас - не знаю. Я знаю, что это лучше, чем ничего. 

Сейчас больше ничего не хочется, но я думаю, что пройдет время - и опять возьмусь.

 

Какой вкус у выставки?

Горький. Миндаль, который нельзя продать. 





 «КРИТИКА»




Елена Афанасьева

Мухи, котлеты и современное искусство

 

В конце 80-х – начале 90-х, когда современное искусство ещё только протаптывало себе дорогу в Херсон и Николаев (в Одессе уже был соросовский центр и Ройтбурд), вопрос «что же такое современное искусство» был ещё уместен. Тогда были попытки разграничивать актуальное искусство (contemporary art) и некое мифическое «современное искусство» (тоже contemporary art). Под актуальным понимали всякие экспериментальные формы, чаще всего – концептуализм и акционизм. Под «современное» пытались подтянуть всё, что происходит «здесь и сейчас», любую живопись, графику – да что угодно, лишь бы оно делалось современниками. Наверное, это делалось для того, чтобы не отстать от времени, не выпасть из обоймы, остаться в струе. Сейчас уже не надо ломать голову. Открываем Википедию и читаем, и вроде всё понятно: современное и есть contemporary. А потом видим на выставочном зале союза художников вывеску «Современное искусство: Не формат» - и понимаем, что вопрос, оказывается, ещё не закрыт…

 

Бедное современное искусство… В Херсоне до сих пор словом «авангард» называют всё, что на шаг отходит от салонных картин. Слово «авангард» уже стало почти ругательным – обыватели им клеймят всё, что не понимают, а художники понимают, что делают точно не «авангард». Так как же назвать то, что «не формат»? Удачные студенческие работы, попытки фешн-дизайна, непроходную живопись, красивые коллажи? Конечно современным искусством. И не важно, что многие херсонцы были по крайней мере в Пинчук-Арт-Центре. Оно же такое разное, это современное искусство. Может вот именно эта картина с лошадью – его шедевр? Нет, не шедевр, кого я пытаюсь обмануть… Наверное, себя – потому что очень хочется писать о всех выставках в Херсоне хорошо, благодарить людей за то, что они хоть что-то делают. Хочется… Но как описать ощущение, когда вы приходите домой, а дома у вас вместо ваших любимых соломенное чучело с табличкой на шее «это я, твой муж/жена»… 

Поэтому сделаем так. Скажем, что на этой выставке мы увидели работы как уже знакомых авторов (Александр Жуковский, спасибо что напомнил про Баския. Интересно, у кого хранится студенческая живопись Ольги Новиковой), так и новых. Спасибо кураторам за то, что наполнили залы чем-то «не форматным». Да, это точно не формат современного искусства. Но в афише же так и написано )

 



 Юлия Манукян, арт-критик:

Убрать бы слово «современного» –
и выставка как выставка.

 

«Не формат» был завялен как «выставка современного искусства». Ловушка, в которую легко попасть, записав в contemporary art все, что «производится» художниками в текущем моменте. Кроме работ А. Жуковского остальной «контент» даже рядом с СИ не стоял. Победа «традиционалистов» и «декоративщиков» очевидна. Убрать бы слово «современного» - и выставка как выставка. Впрочем, четко просматривается замысел куратора изъять из набора достижений «спилки художников» и студентов кафедры дизайна обязательные «родные поля/букеты сирени». Проблема в том, что в остатке – не очень качественная «декоративка», откровенно салонный продукт и поделки для хипстерских интерьеров.

И все же отдаю дань Яне Голубятникой, которая рискнула ступить на вязкую кураторскую тропу. Первый опыт, продиктованный желанием продвигать что-то другое, - как минимум интересен. Как максимум – требует осмысления ошибок (в первую очередь, экспозиционных, ибо олдскульная «шпалерная» развеска «убила» даже вполне приличные работы) и более сурового кураторского отбора в последующих проектах. Яна это понимает, что радует.

 

 Аноним
Сиськи – это уж точно архаика

Определение «Не формат» – вот так заявка, да еще и современного искусства! После общения с куратором, который искренне старается, не хочется никого обижать, но после слов "не хочется обижать", выговориться хочется всецело. Что ми видим – разные и несочетаемые работы, техники, предметы. Неуместные – строительная штукатурка, живопись шерстью (войлок), неубедительная графика гелиевой ручкой, автопортреты, обнаженная натура – маленький намек на смелость, но с*иськи – это уж точно архаика. Послевкусие выставки – декоративно – студенческое с непонятной экспозицией. Работ много, но хороших работ мало, да еще они потеряны среди других малозначимых. То хорошее, что можно было бы презентовать – зажали в тиски, без воздуха и пространства. Сам выставочный зал убил по восприятию хорошие работы.

 

 



СИ / СХ

 Семён Храмцов, мыслитель:

 

Меня больше заинтриговала не сама выставка, а провокационный жест – сочетание явления «современное искусство» и организации «Союз художников». Ведь создание союза художников в 30-х годах в СССР купировало естественный ход развития авангардной мысли, которое, по сути, и является прародителем «современного искусства». Тогда, ради пропаганды и банальной экономии времени рабочего человека государство поощряло искусство простое и понятное, не требующее интеллектуальной подготовки и анализа. Направления, объединения и личности, которые не входили в заданные рамки – высмеивались и уничтожались физически.

 

После развала режима, СХ остался доживать как бюрократическая система, уже без госпропаганды, но по сути с теми же художественными ценностями. Попытки создать что-то новое и авангардное изнутри системы чаще всего вязнут в болоте кича. Кич может быть странным, гадким, добрым, ужасным, духовным, абстрактным, порнографичным, любым – но оставаться тем же кичем. А это такое искусство, которое так же потакает человеческой лени ради комфортного потребления культурного. Либо тоталитарный режим восстает и подминает под себя всю инакодышащую терминологию, либо это все таки цвет демократических свобод в такой нелепой форме. Кому как нравится думать. 

 

Грустно, что неподготовленный зритель на выставке «НЕ ФОРМАТ» убедится в том, что он видел современное искусство. Радует искренняя попытка Яны «Д`арк»  сделать что-то новое, эмоциональное, вне традиций ХООСШНВПУСОАПЫИНЕЫЦ СХУ. С таким наследием это не просто, хотя задачка интересная. 

 


Ну, какое есть.

Вячеслав Машницкий, директор МСИХ: 

«Хочется, чтобы у нас развивалось современное искусство в целом, актуальное, в частности. «Не формат» - свое рода полигон пока еще робких попыток в этом контексте. Что касается современного искусства, я вижу это как все, что сейчас в нем, в искусстве, происходит, со всеми его анахронизмами. Это, скорее, сегодняшнее искусство. Насколько оно актуально – другой вопрос. Ну, какое есть. Хочу подчеркнуть: для того, чтобы были интересные проекты, важно поощрять именно кураторский формат. Что касается Яны Голубятниковой, это первый ее опыт, который вырос из большого эмоционального подъема. Это прекрасно, но я бы рекомендовал более серьезный отбор и более плотную работу с художниками. Недостаточно просто бросить клич – несите все, что более-менее соответствует месседжам выставки. То есть, выставка организована традиционно, участвовал кто хотел, по типу «сборной солянки». Хорошо, что много молодых участников. Возможно, именно благодаря кураторским проектам произойдет накопления некоей критической массы, когда художник займет в Херсоне, наконец, определенное место. В культурологическом смысле». 





 Участники 

«Когда Яна предложила мне поучаствовать в выставке современного искусства, я, естественно, согласился. Выставил своего «Баскию» - вдогонку за «Уорхолом», и триптих «Ван Гог» (выполненный, кстати, на досках от фотоувеличителей). Что касается актуальности прочих работ, я считаю, что все, что делается здесь и сейчас, подпадает под это определение. Даже «классики» стараются быть современными, что-то менять в своем творчестве… Хотя, вернее назвать это «сегодняшним» искусством – чтобы все-таки быть точным в определениях. Я лучше сошлюсь на Пикассо, который сказал: «Не пытайтесь понять искусство. Вы же не пытаетесь понять пение птиц?» Что касается молодых участников выставки, очень хорошо, что они -  рядом с мэтрами. Надо же им на кого-то равняться, видеть другой уровень, стремиться к развитию. А если по принципу «равный среди равных», им уже будет не так интересно. Так что Яна как куратор в этом смысле – удача для них, шанс расти».

 

Костя Терещенко: 

«Меня позвала Яна, я согласился, поскольку мне в принципе все равно, где выставляться. Любая площадка годится. Хотя, если честно, это – вопрос настроения. Когда Яна предложила поучаствовать, было хорошее настроение и все сложилось. Так что меня в этой выставке ничто не смущает. Если быть точным, в интерпретации Яны это выставка работ с нестандартным содержанием, где не будет обычных портретов или натюрмортов. Конечно, это совсем не СИ в том смысле, как его понимают критики. Это – «сегодняшнее» искусство. А что, они выставку так подали? Потешно…»

 

 

 
  Три концепции

 
Очень не хватало традиционных для СИ концепций, но их можно придумать самостоятельно.
Например:



Кондиционер – зима. Батарея – лето. Между ними шестеренки времени. Зимой мы желаем лета, летом – мечтаем о снеге. Исполненная мечта неизбежно приводит к новой цели. Вся эта погоня за желаниями отнимает у нас драгоценное время жизни. Сансара, мать ее! Остановитесь! Чтобы прислонится к батарее перед кондиционером и понаблюдать за ходом времени.

 

 


Я – куст. Я гол. Я декор. Я вижу сны: одежды, платья, штаны, ковер, спираль, человек! Он тоже гол! Прическа моя! И вазон! Это я! И груди у него!.. нет это не они… Нет! Это груди! Груди! Я – женщина! Я женщина-куст!!! 

И некому меня полить…



 

 


Мы постоянно смотрим в экраны. От света мониторов болят глаза, слезятся, падает зрение. Но я люблю рисовать в фотошопе, ведь так легко можно Создать –> Круг. Заботясь о Вашем зрении, я переношу свои компьютерные работы с плоского экрана в материал. Посмотрите, как он приятен глазу. Будьте здоровы!