«Композиция. Из патронов», — говорит усатый мужчина своей спутнице и растворяется в пространстве галереи. Я оказываюсь на месте, где только что стоял усатый мужчина, и вижу перед собой ведра с патронами.
В Киеве праздник: в течение недели на семнадцати локациях проводятся выставки, ярмарки и конференции. Организаторы праздника решили оживить украинскую арт-сцену и «стимулировать рынок в целом», говорит куратор Kyiv Art Week Евгений Березницкий. Ходят слухи, что у Art Basel, ключевой ярмарки в мире искусства, появился конкурент.
И там в аду я всех найду
Я отправляюсь в эпицентр праздника, в галерею D12. Путеводитель отмечает, что «это необычайно концентрированная презентация последних трендов в современном восточноевропейском искусстве». Интересна еще и тем, что здесь предстаставлен проект «ТОП-10 молодых художников Одессы».
В залах до безобразия тихо, любители искусства общаются исключительно шепотом. Я пытаюсь пристроиться к группе, возглавляемой гидом. «Юрий Пикуль — очень крепкий рисовальщик», — все, что получается расслышать. Я прохожу через «Просветление» Евгения Чернышова, чьи лазеры, призмы и механизмы стремятся погрузить меня в интуитивное восприятие природных явлений. «Бедная женщина, помотало ее, конечно», — резюмирует небольшая группа любительниц искусства, рассматривая одну из фотографий.
Дальше начинается Грузия с проектом галереи Art Beat. Леван Миндиашвили, Маки Батиашвили, Иракли Бугиани делятся своей рефлексией на советское прошлое.
Этаж исчерпан, кнопка лифта гласит: «В ад». Я спускаюсь по лестнице, ведущей вглубь современного искусства. И упираюсь в печального Ван Гога в кабинете Диего Джакометти. Голландец утомленными глазами указывает на Игоря Гусева и Владимира Кожухаря, известных любителей препарирования действительности. Следующий стенд — очередная порция неона и патронов, на этот раз от Юлии Беляевой. «В чем сущность искусства? Важно ли оно в контексте глобальных проблем?» — вопрошают тринадцать белых фигур, сидя у оранжевого круга. Я погружаюсь глубже.
Правда, вместо груди у Ленина детская горка. Горка выводит к рейдерским захватам и разнообразию человеческих эмоций: «Где брат твой?» Никиты Шаленного и «Кульминации» Олега Тимченко. Не обошлось и без горного дела. Роман Минин разрабатывает план побега для работников донецких шахт.
Теперь мы к миру спустимся слепому
На соседней улице, в галерее «Триптих», углубились в себя скульптуры Алины Бачуриной. Художница использует зрение кошек — как метафору внутреннего интуитивного зрения своих героев. Я не решаюсь мешать дальнейшим поискам бронзовых фигур и спускаюсь к еще одной камерной галерее «Карась».
Две девушки фотографируют друг друга, они боятся нарушить тишину. Ведь выставка Николая Лукина (Одесса) посвящена спальному району — месту, где ничего не происходит, застывшей и окаменелой территории. Здесь не стоит тратить силы на лишние слова и движения, чтобы не нарушить привычный темп «работа – дом».
В Музее истории Киева - арт-группы Gorsad и indie_rage, а также Майя Ива, Андрей Сигунцов, Антон Шебетко, Назар Шешуряк и Саша Никитина повествуют об эскапизме, о переосмыслении общепринятых норм и поисках личного пространства. «Меня здесь нет» — гласит вывеска экспозиции, которая напоминает фотографии Терри Ричардсона.
Умом, искусством, нужными словами
В Национальном музее искусств Богдана и Варвары Ханенко подготовили экспозицию о трудовых буднях музея. Дедукция и индукция на службе работников искусства: история восемнадцати работ, методы их идентификации и детали, которые вывели экспертов на новые следы. Среди экспонатов — полотна, клинки, веера, стулья, статуэтки.
У входа в музей становится ясно, где собралась основная масса любителей искусства. Очередь растянулась почти на весь квартал. «Прямо как в Пинчуке», — говорит женщина. «Нет, — отвечает ее спутница, — не так. Что вообще за музей такой? У меня дочка пройдется по Пинчуку, а потом спрашивает, мама, что это? Что я должна ей отвечать? Здесь другое». Через час и десять минут я оказываюсь внутри.
У меня дочка пройдется по Пинчуку,
а потом спрашивает, мама, что это?
Что я должна ей отвечать?
Здесь другое.
Работу музея продлевают еще на полтора часа. Выясняется, что повышенное внимание вызвала не наука и не Киевская неделя искусства, а полотна из музея в Вероне. 17 картин, в том числе Рубенс, Пизанелло, Беллини, были украдены в Италии и найдены в Украине.
«Помещаюсь?» — спрашивает девушка подругу, которая фотографирует ее с Рубенсом. «А ви за зйомку заплатили?» — машет мне работница музея. — «Сто п’ятдесят гривень. Або на мобiльний фотографуйте. I без спалаху». Я прячу фотоаппарат и растворяюсь в полотнах кватроченто.
Здесь изнемог высокий духа взлет.