До этого была аналогичная встреча в Одессе, после Херсона команда отправилась в Запорожье. Встреча прошла в прекрасном зале ресторана «Моцарт», вполне соответствовавшем требованиям формата конференции и некоей элитарности происходящего. По идее, в зале должны были собраться представители как «официальной» культуры, так и её активисты. Написав эту фразу, я понимаю, что сразу разношу деятелей культуры по двум категориям – «актив» и «пассив», причём сразу ясно, whoiswho. Делать этого, возможно, не стоит, поскольку надо быть либо очень незанятым, либо крайне замотивированным человеком, чтобы посвятить разговорам о развитии культуры целый день с утра до вечера. И так уж получилось, что к концу встречи в зале остались только активисты. «На арене всё те же…» Поэтому несколько странно было презентовать друг другу проекты, о которых мы итак знаем, а потом напряжённо ломать голову над тем, что мы можем делать вместе и чем нам может помочь «Конгресс Активистов Культуры».


Если честно, как раз возникло обратное желание – не придумывать повод для их помощи нам, а помогать им в их нелёгком деле – разработке стратегии и культурной политики для Украины. Команда «Конгресса» уже вошла в общественный совет при Министерстве культуры, подаёт рекомендации, верит в будущее, надеется на позитив.


   



 

И всё-таки было полезно услышать местных активистов и понять, чем они дышат. А дышат они в основном идеями новых культурных/публичных пространств. Одни дышат этим в рамках понятия «урбанистика», других возмущают убогие административные помещения, в которых люди и чиновники сосуществуют как кильки в банке, третьи говорят, что путь к publicspaceв нашем случае пролегает через publicart, четвёртым просто нужно место для продажи своих сувениров. Вокруг создания этих новых пространств для культуры всё и крутилось. И если смотреть со стороны – уже сделано немало. Фестиваль «Тышо-Тышо» освоил и оживил набережную. В парке вокруг «Лебединого» озера и в нём самом происходит некая арт-активность, которая в перспективе должна закончится ревитализацией пространства. Велосипедисты осваивают город. «Мельпомена Таврии» давно вышла за рамки здания театра, а «Suvorovstreetfest» (тоже инициатива театра) претендует на трансформацию пешеходной улицы Суворова в местный Монмартр с разделением на кварталы – «квартал художников», «квартал музыкантов», «квартал поэтов». «Режиссёр.org» на базе бывшего киноцентра «Иллюзион» делает херсонский арт-хабб. А СОУС вообще объединяет на своей виртуальной платформе Южный регион. Поэтому вопрос организаторов встречи – «Что мы можем делать вместе?» – оказался довольно сложным: мы итак все вместе делаем одно дело – осваиваем и расширяем культурные пространства города. Причём на моей памяти (как арт-менеджера и куратора) особых проблем никогда не возникало. Захотели сделать фестиваль на заброшенной фабрике – сделали. Захотели выставку на красивой стене в центре города – обратились к властям, власти быстро нашли хозяина стены и помогли договориться о выставке. Было бы желание…

 

   



 

Примером того, как одного желания хватает, чтобы создать новое культурное пространство, стало after-party. Натали Бухтоярова, создатель социального медиа-проекта «Best-in-Kherson», известного в городе по события «Человек года», «Событие года», «Премьера года», «Студенты. Университеты», (ныне Наталья ещё и директор «Моцарта»), вдруг решила порадовать херсонцев и гостей города концертом на крыше кафе в центре города. Вот так из ничего, из одного желания и идеи возникла ещё одна площадка для культуры. Как? Почему? Зачем? Задаём вопросы.

   

 


СОУС:
Вы занимаетесь большими городскими проектами, с вовлечением многих людей. И вдруг – такая локация, о которой мы раньше и не знали, и не думали как о культурной локации. Как Вы узнали, что тут есть такая крыша?

Н.Б.: Для меня важен парк, то что люди тут гуляют. И я знаю, что ещё крыша есть в гостинице «Меридиан», в библиотеке… но есть то, что сложно, а есть – просто. Мы предложили, ребята сразу сказали – «Давайте, вот розетка, дадим всё, что от нас нужно».

СОУС: А зачем Вам это нужно? Есть «Best in Kherson», есть «Моцарт»…

Н.Б.: То работа. А это – внутренняя потребность. Мне в городе скучно. Я вышла прогуляться по городу, и все люди так бродят – ищут, где бы «припарковаться». И такая картина каждый день: все гуляют по Ушакова, спускаются на набережную, пытаются там что-то найти, ничего особого не находят – и куда? А тут стоит кафе “Forest”, у него есть крыша, и люди, проходя мимо, смогут что-то хорошее увидеть, услышать, получить эмоции – ведь никто не продаёт билеты.

СОУС: То есть в конечном счёте Вы это делаете для души, для себя?

Н.Б.: Скорее всего да.

СОУС: А кого приглашаете, откуда берёте творческие кадры?

Н.Б.: Сегодня выступает Александр Господинов, он участвовал в нашем проекте «MozartVoice», в котором соревнуются херсонские вокалисты. Александр вышел в финал, он шоу-мен, такой «вкусненький»! Он профессионал, хотя нигде не занимался, он вообще он футболист, а кроме того – дизайнер, шьёт свою дизайнерскую одежду, делает изделия из кожи и дерева для наших заведений, а ещё кошельки, рюкзаки, сандалии. А звук и свет бесплатно ставит Александр Осадчий, ивент-агентство «Эксперт».

СОУС: От чего у Вас случаются взрывы эмоций?

Н.Б.: Взрыв позитивных эмоций был буквально неделю назад. Я была в Пелагеевском женском монастыре, в Николаевской области. Он находится в степи, рядом нет ни одного населённого пункта. Рядом протекает река. В монастыре есть фарфоровый иконостас известной немецкой фирмы Мейсен (одна кофейная чашечка Мейсен стоит 50 евро), и аналогов такого нет. Храм на территории монастыря сравнивают с храмом Спаса-На-Крови и Василия Блаженного. Нереальная красота… Тишина, река, стучит дятел… Я поднялась на колокольню, вокруг никого… Сердце забилось как бабочка. А ещё эта постная гречка… Было супер. А взрывы негатива – это обычно по работе, но не в коллективе конечно.

СОУС: То есть Вам хорошо в тишине, где никого нет… Но в тоже время, Вы делаете шумные мероприятия. Одно не противоречит другому?

Н.Б.: Я не могу долго находиться на одном месте. Там ты наполнился – потом есть выхлоп. Есть много проектов, которые хочется сделать. Можно и фильмы смотреть. Недавно я сидела с друзьями, сказала им, что вышел хороший фильм «Контрибуция» - действие происходит в одном помещении, только диалоги, но фильм очень вкусный. А они говорят – не смотрели, где бы посмотреть? И мы решили собраться в каком-нибудь кафе, поставить проектор. Мы будем смотреть – и люди посмотрят «под пирожок». Сейчас этот концерт на крыше – импровизированное мероприятие, я его сделала за три дня, как after-party, эхо вчерашней встречи с активистами культуры. Повторюсь: цель – это не привлечь людей в кафе, а чтобы они, проходя мимо, увидели в городе что-то интересное, необычное, остановились послушать музыку.


 


Музыканты поднимаются на крышу. Александр Господинов действительно хорош – исполняет авторские песни на украинском языке, про любовь, очень драйвово и по-настоящему. Среди зрителей замечаем человека, без которого встреча херсонских и киевских активистов культуры не состоялась – Мкртыч Мкртычан, начальник управления коммунальной собственности. Казалось бы – где коммунальная собственность и где культура? Но всё зависит от человека. Мкртычан поддерживает общественные инициативы как в формате «Муниципальной лаборатории идей», так и личным участием.


   


СОУС: Мкртыч Самвелович, чиновника в субботу редко увидишь на культурном мероприятии. Что Вы тут делаете?

М.М.: Кушаю! И борюсь с соблазном заказать пиво! (смеётся)

СОУС: Сегодня суббота, сегодня можно… Так всё-таки – что?

 М.М.: Нужно жить в другом городе. Точнее – город надо менять и делать таким, в котором хочется жить. И культура – это новая сфера человеческих взаимоотношений. Если раньше считалось, что существует «реальный сектор экономики» и есть какой-то сектор, который развлекает уставших от этой экономики людей, то сейчас появляется много продуктов, которые существуют на уровне эмоций и являются результатом работы многих людей, и это уже значимая доля ВВП.

СОУС: Но знаний про ВВП не достаточно, чтобы начать что-то делать. Должен быть личный мотив. Он у Вас есть?

М.М.: Мы живём в этом городе. И скоро уже наши дети начнут понимать, что происходит в нашем обществе. Моей дочке скоро исполнится 2 года, и я думаю, куда я могу с ней выйти и что она увидит? В обществе, где постоянно проходят культурные мероприятия, у людей другое качество жизни. Меньше преступности, меньше насилия. Если есть вакуум – его надо чем-то заполнять, и естественно лучше наполнять позитивными эмоциями и впечатлениями.

 

Пока мы говорили на летней площадке и слушали музыку, внутри кафе активисты Конгресса вместе с херсонцами продолжали начатое вчера – стратегическое планирование нашей культуры. А снаружи она отвоёвывала себе ещё одно пространство. Наверное, «отвоёвывала» – неправильное слово. Да, в Херсоне всё не просто. Ну не Берлин мы, и даже не Киев. Но мы уже поняли, что нужно создавать вокруг себя то пространство, в котором хочется жить. И если это совпадёт с национальной, или хотя бы региональной, или на худой конец местной стратегией развития культуры – мы будем счастливы. Должно совпасть.