Прижившись в современном театре, термин
work-in-progress стал использоваться для обозначения действия, которое идёт не по заданному сценарию, а меняется в зависимости от ситуации, состояния участников, новой информации, новых идей. Work-in-progress в театре – это живой процесс творения произведения, причём иногда даже на глазах у зрителей.

Именно к такому жанру пришли в «Totem Centre Theatre Lab» при подготовке спектакля по результатам 7-дневного воркшопа «Разнообразие для мира», который прошёл в Херсоне при поддержке Европейского Молодёжного Фонда и Совета Европы. Среди участников были херсонцы, николаевцы, одесситы, а ещё – переселенцы из Донецкой и Луганской областей. Практически все они на сцене были впервые. Но, разумеется, вышли на сцену не сразу. Сначала нужно было понять, что и как рассказывать. Общая тема звучала как мультикультурность и многонациональность Юга Украины с одной стороны, и идентификация и самоидентификация украинца – с другой.




С вопроса о самоидентификации и начали воркшоп. Участникам предложили описать себя сначала 20 словами, а потом сделать тоже самое при помощи 20 фотографий. Итогом стала серия фоторабот «20 Я». В результате получилась мозаика, из которой складывается осознание себя как личности. У кого-то мать русская, а отец – турок, у кого-то родители приехали из Беларуси, кто-то родился в Донецке, а сейчас живёт в Херсоне… Бэкграунд у нас разный, но мы все – украинцы. Лекция кандидата социологических наук Николая Гоманюка только закрепила это понимание: он говорил о том, что в современном мире самоидентификация определяется не графой в паспорте, не группой крови или цветом кожи, а только тем, кем себя человек ощущает.



Параллельно более опытным фотографам и художникам была предложена эта тема для авторских проектов. Итогом стала выставка в городском пространстве, которая, с одной стороны, поставила вопрос о самоидентификации с другой стороны – говорила о нашей памяти, о том, что делает нас теми, кто мы есть 


«Бабушкина мода» Ольга Плоткина

фотограф: Вячеслав Мороз




«Гражданин-невидимка» Семён Храмцов

фотограф: Дмитрий Балынь




«
Быт-кутюр» Татьяны Стыцко – своеобразный долг памяти
фотограф: Вячеслав Мороз




«Грунт предков» Алексея Касьянова –
фото с подслушанными фразами, рефлексия на замещение
и нивелирование традиций.




«Где мои корни?» Рина Храмцова




Прийти к глубокому пониманию своей идентичности можно, разобравшись, сколько судеб и народностей переплелось в истории одной семьи – твоей. Участники принесли с собой старые фотографии из семейных архивов и смогли рассказать истории о своих семьях, часть из которых сразу вошла в спектакль как основная канва. Остальное сформировалось во время репетиций. Связь поколений была показана не только через рассказы, но и через музыку, песни, детские игры, диалог со зрителями. В финале спектакля на сцене вдруг началась бурная ссора – крики, обвинения, почти драка. А потом наступила тишина, и в этой тишине все подняли фотографии своих «предков». И зазвучала песня группы «
TheМля» «Не снимай меня с дерева»… Разумеется, с генеалогического.


Продолжил тему танцевальный перфоманс «
Baggage» в исполнении Insight Dance Group (Херсон), который тоже говорил об личной и общей памяти, о корнях, о том багаже, который человек проносит с собой через всю жизнь.


Задав формат
Work-in-progress спектаклю (да и всему проекту), творческая группа не смогла остановиться на достигнутом. В первую версию «Не снимай меня с дерева» вошли в основном личные истории участников воркшопа. Но параллельно шёл процесс сбора материала – свои тексты об идентичности и памяти написали Наталья Блок, Виталий Гавура, Ксения Келеберда, Роман Кабачий. Последний, кстати, будучи этническим цыганом, рассказал историю своей семьи на своём родном языке – украинском, причём язык оказался настолько поэтичным, что ему самому пришлось его начитывать. А поскольку Роман живёт в Киеве, режиссёр Макс Афанасьев решил представить его текст с помощью видеоряда из архивных любительских киноматериалов. Остальные тексты тоже претерпели изменения. Концепция «Не снимай меня с дерева 2.0» состояла в трёхступенчатом взаимодействии зрителя и театрального действа.





Традиционная для «
Totem Center Theatre Lab» дискуссия после спектакля в этот раз стала его естественным продолжением – зрители заподозрили, что восторженные реплики и критические выступления из зала были подготовлены (настолько органично они вписались в атмосферу спектакля).




Показ «Не снимай меня с дерева 2.0» прошёл в День Европы, 21 мая. На этом, казалось бы, можно было бы поставить точку, но, как оказалось, формат
work-in-progress имеет свойство затягивать. «Totem Center Theatre Lab» уже обещает третью часть, не похожую на две предыдущие…