Джаз в Херсоне прочно ассоциируется с именем Алексей Тильняк. Мы долго вместе искали слово, которым можно определить то, что он делает. Сам Алексей говорит: «Я популяризатор джаза». Ещё всплыло слово «промоутер» и не понравилось – иностранное, и с отпечатком ребятишек, раздающих пакеты лайф и киевстар.  А потом я поняла, что слово есть, и я его знаю давно. Для меня Алексей Тильняк – это двигатель. Даже когда мы пьём травяной чай и ведём спокойную беседу, кажется, что вокруг него закручиваются какие-то энергетические вихри и потоки. Этими потоками в Херсон и приносит джаз.


 

СОУС: Познакомились мы в конце 90-х. И в тот момент Вы для нас были двигателем херсонского рока. Именно рока. Потом была пауза. А потом начался джаз. В этом есть какая-то внутренняя логика?  


:
Я вспоминаю один фильм – там человек сказал: «Всё, что у меня в жизни есть хорошего, связано с морем». А я скажу: «Всё, что у меня в жизни есть хорошего, связано с музыкой». И не важно с какой – рок, блюз, джаз… Вся моя жизнь связана с музыкой. Вплоть до того, что даже моя жена изначально была скрипачкой в факультетском ансамбле, а потом уже стала женой :)


СОУС: То есть Вы её полюбили за звучание? 


: Нет, я её полюбил за её )) Но это я к тому, что музыка – это, наверное, главное для меня…


СОУС: Так почему рок? Это было модно, это какая-то форма протеста, или это шло хорошо?


: Если уйти далеко в историю, то старшее поколение помнит, что за ДКТ была «скулёжка» - место, где собирались музыканты, обменивались пластинками, продавали-покупали, там же фарцевали. Это было ещё в советское время, за это ловили и сажали. И мои первые пластинки – это был рок. Первую (помню как сейчас) купил пластинку полидоровский «Burn» Deep Purple, вторую «Stormbringer», потом Suzi Quatro, потом Queen.

 

СОУС: А музыкальное образование дали родители?

 

: Получилось довольно парадоксально. В детстве родители считали, что у меня нет слуха. Есть такое понятие – неустойчивый гармонический слух, я не держал тональность. А мама очень хотела, чтобы в семье кто-то играл. И меня не отдали в музыкальную школу.

Когда младшему брату исполнилось 6 лет, его отдали на скрипочку – оказалось, что у него слух есть. Естественно, кроме скрипочки через год купили пианино. Стояло это пианино, и я подходил, что-то подбирал. Брат уже бросил скрипочку, а я всё подбирал…

Потом мама говорит – «Иди уже учись…», и я пошёл в вечернюю музыкальную школу, закончил по классу фортепиано. И потом играл во всяких мероприятиях – детский сектор консервного комбината, это как мини-клуб. А клуб находился в старой бане, и мы там репетировали, играли всяких «Песняров», «Весёлых ребят». А рок, джаз – он всегда был внутри. Когда я уже был профессиональным музыкантом, то мог играть любой рок. 8 лет играл в ресторане, артист 1й категории, потом музыкальный коллектив «Лабиринт» в ДК Шмидта – это была работа на ставке, концерты, поездки. Играли популярную музыку, элементы патриотики. А в ресторане первое отделение вообще было джазовое, всякая инструменталка, «косма». Дома я всегда слушал рок. А играл другую музыку. А любил более сложную музыку. И слушал рок лет до 20-ти. Любил традиционный рок, хард-энд-хэви. А потом, когда рок стал нравиться всем – он мне как-то разонравился.


СОУС: И как возник рок-клуб?


: Наверное, причиной была не моя привязанность к року, а моё желание делать что-то нестандартное. Мне нравится не массовка, а некая альтернатива. Но я тогда не любил, и сейчас не люблю роковую «самоделку», она меня напрягает. Возможно, поэтому и произошёл переход к джазу – там уровень профессионализма выше, ты не разочаровываешься, когда слушаешь вживую. Вообще для меня слушать музыку – это работа. Я не понимаю, когда говорят: «Я слушаю музыку и отдыхаю». Для меня это работа, от которой я получаю удовольствие.


СОУС: Джаз-радио на Суворова – это был прекрасный проект. Утром выходишь на пешеходную улицу, людей ещё нет, и играет джаз… Это был эмоциональный оргазм. И вместе с ним Вы делали фестиваль «Джаз на Суворова». Что сейчас с этими проектами? 


.: Всё имеет своё начало и свой конец. У меня было ощущение, что это никому не надо. Вначале радио не было джазовое – было больше инструментальной музыки, потом в вещание начал включать вокальные композиции, и постепенно вырисовался такой формат – Smooth jazz. Годовщину радио решил отметить фестивалем. И фестивалей было три, и город поддерживал (фестиваль удачно совпал с днём города, в субботу большой попсовый концерт, а в пятницу - джазовый). Когда я планировал четвёртый фестиваль, думал привезти поляков, Алексея Когана, мне сначала сказали – готовьте. А потом и.о. мера стала Зоя Бережная, и мне передали, что фестиваль не нужен, не интересно. Будет фестиваль «Покрова», кресты, иконы – это наше всё, это самое главное в жизни. А всё остальное – буржуазная культура, её нужно похерить. И следующий мер Миколаенко тоже сказал, что ему неинтересно. И если джаз не нужен городу – мне стало не интересно. Фестивали прекратились, и я закрыл радио.


СОУС: То есть это изначально был не коммерческий, а романтический проект?


: Да, в одно время он даже окупался, но любой проект живёт тогда, когда есть человек, который его двигает.


СОУС: После джаза на Суворова была пауза, затишье, и недавно опять зазвучало имя Тильняк, и в городе опять зазвучал джаз…


: Это почти анекдот… Я всё бросил и уехал в деревню, и больше трёх лет занимался фермерством – уточки, кролики... Как Лев Толстой. Вдруг прошлой осенью звонит Володя Алексеев из Николаева, дирижёр «Перфоманс биг бэнд», они у нас выступали на первом и на третьем фестивале, и еще я им отдельные концерты делал. Звонит и говорит – у нас будет в Николаеве классный фестиваль, американцы, классные группы, ты не хочешь, чтобы мы этой бандой приехали в Херсон?  А у меня деревня, я в сомнении, как это – всё бросить? Но организовал их приезд, сделал «Джаз-Фиеста» в театре, были американцы – тромбонист Майкл Диз, контрабасист Арк Авруцкий, известный украинский трубач Денис  Аду, «Джипси лир», «Перфоманс биг бэнд».

И меня опять перемагнитило – как стрелка с севера на юг перевернулась. За неделю я распродал всё фермерское хозяйство и опять стал организатором джазовых концертов, опять! :).

И после этого мы с Ларисой Польской (руководитель  фонда «Захист» - ред.) провели в ресторане «Моцарт» благотворительный джаз-вечер «100 лет Синатре», опять пригласили «Перфоманс биг бэнд». И собрали 39 тысяч гривен на аппарат для станции переливания крови. Как раз этих денег не хватало, и сразу после мероприятия его купили. 


СОУС: Чья была инициатива?


: Володя Алексеев предложил. Сказал, что есть у них такая программа. Но они всего месяц как были в Херсоне, ещё раз зал бы не собрался. И я пошёл к Польской, она умеет делать мероприятия на высоком уровне. Она сразу сказала: «Да!». Она уже проводила благотворительные балы, а это тот же формат, но интереснее. Женщины пришли в шляпках по моде 50-60-х… Было великолепно.

СОУС: Уже пошёл слух по Украине, что в Херсон приглашают джаз?


: Конечно. Раньше тоже в Херсон приглашали джаз, но эпизодически. Я хочу сделать это системой, чтобы раз в месяц проходил джазовый концерт.


СОУС: Для джаза есть аудитория в Херсоне? Джаз – это музыка для каких людей?


: Это музыка для людей с определённой культурой восприятия. Подготовка всё-таки нужна. Но у нас много музыкальных семей, и джазовое отделение музучилища. Я не считаю, что джаз – это элитарное искусство. Ни в коем случае! Поэтому я и начал делать фестиваль на улице.


СОУС: Так как же это не элитарное искусство, если для него нужна подготовка? Это для шансона не нужна подготовка…


: Для шансона тоже нужна подготовка! Если у тебя в семье кто-то отсидел – то ты готов для восприятия шансона (смеётся). А если в семье кто-то играл на пианино – то ты готов для джаза. При всём уважении к Виталию Васильевичу Шаповаленко (руководитель Херсонского джазового коллектива Big-Band), я совершенно не разделяю его точку зрения. Когда я его пригласил участвовать в первом фестивале «джаз на Суворова», он сказал: «Лёш, джаз на улице? Да ты что… Джаз играется изысканными людьми для изысканной аудитории, а на улице джаз – это пошло…» Люди не понимают, что джаз нас пронизывает, он везде… 


СОУС: То есть Вы хотите, чтобы Херсон стал как Львов – «місто кави і джазу»?


:  Кавы может быть и да… А первый джазовый «Альфа-фест» во Львове произошёл одновременно с первым херсонским – 6 лет назад. Очевидно, время было такое – в стране должен был появиться джаз. Был  Коктебель, правда, это был не украинский проект (российский).  А потом появились сугубо украинские. Сейчас вроде бы интерес у города опять появился. 


СОУС: То есть Херсон – тоже город джаза? А Николаев? А Кременчуг? Все города Украины – города джаза?


: Если в городе есть музыкальное училище – то это уже город джаза. Есть уровень подготовки музыкантов, чтобы быть джазменами. Тогда возникают такие коллективы, как в Черкассах. Вы слышали этого трубача – а ведь обычный преподаватель музыкальной школы, а играет на таком уровне…


СОУС: И всё-таки джаз – это музыка каких людей?


: Наверное, влюблённых в жизнь. Расскажу один пример. Первый фестиваль. Катя Цимбалюк вела музыкальную программу на местном телевидении, и пришла с оператором снимать сюжет. И увидела среди зрителей двух мальчиков-рэперов, которые были у неё в программе.

Она подошла к ним и спросила: «Как вам музыка? Вы же рэперы, а тут слушаете джаз». И они ответили: «Джаз – это классно! Потому что джаз произошёл от рэпа!»

Но парадокс-то состоит в том, что в 20-е годы прошлого века сложный джаз не пели, а читали! Всё переплетено. У фирмачей-рэперов сзади такой джаз стоит… Такие синкопы, такие гармонии.. То есть, если человек музыкален – он всё равно поймёт джаз, даже если читает рэп.


СОУС: Судя по всему, сейчас энтузиазма много, и нам стоит ожидать новые концерты, новые проекты.


: Это не энтузиазм. Это… 


СОУС: Карма? 


: Вроде того. Несёт меня течение сквозь запахи весенние…


СОУС: 12 марта в Херсон через 5 дней после своего юбилейного концерта в Киеве во дворце «Украина» приезжает Игорь Закус и его Z band. Чего можно ожидать?


 Игорь Закус – басист, преподаватель киевского института культуры по классу бас-гитары, закончил Львовскую консерваторию. Композитор, аранжировщик, сам пишет много джазовых тем. Он очень интересен как басит – у него есть много нестандартных тем, например для бас-гитары и голоса. Во втором отделении будет Иванка Червинска (вокальный джаз). 


СОУС: То есть будет джаз на украинском языке, написанный украинским композитором? 


: Да, 12 марта в 16.00 в ДКТ (Областной Дворец молодёжи) вы это услышите. Но музыкантам я советую приходить  раньше, в 14:30 – перед началом маэстро проведёт мастер-класс, покажет джазовые возможности бас-гитары и комбиков. Мастер-класс бесплатный, на профессиональном оборудовании, и это уникальная возможность, которую нельзя упустить.