Кураторы выставки:
Маша Целоева и Роман Громов.
Начнем с предыстории. В Одессе, 5 лет назад, открылась галерея современного искусства «ХудПромо» и фундаментом для старта послужил проект «ТОП10 современных художников Одессы». В десятку вошли и классики одесского трансавангарда, и легенды новой волны, и восходящие звезды нулевых. Еще тогда, командой галереи было дано обещание знакомить зрителей с современным зарубежным и украинским искусством. И вот, наблюдая за творческим становлением перспективных художников, мы отметили пятилетие галереи проектом «ТОП10 молодых художников Одессы» и каждую неделю знакомим зрителей с молодым современным одесским искусством посредством парных либо персональных экспозиций. В проекте соединены разнохарактерные экспозиции художников, что является характерной концептуальной особенностью. Первопроходцами проекта стали Николай Лукин и Сергей Кононов.
Сергей Кононов
художник
Сергей открывает «десятку» и по очередности, и как самый молодой художник проекта. Будучи выпускником Одесского художественного училища им. Грекова подсознательно перенял ироничное отношение к окружающему миру.
В его ранних работах обыгрывается тема разлагающегося быта в мельчайших проявлениях: здесь и бездомные, которые устроили пикник на обочине, и одинокий нищий отдыхающий на лоне Одесского Привоза, окруженный крысами, тараканами и назойливыми мухами. Художник находится в поиске, подвергая свое творчество трансформациям.
В настоящее время работы Сергея – это отражение мироощущения ровесника художника. На холстах визуализируются молодчики, взрощенные как накачанные химией плоды, которым искусственно подсадили идею патриотизма.
Автор акцентирует внимание на фигуре, ее положении и позе в пространстве. Оставляя работы без названия, художник предоставляет свободу для трактовки символики, выражения лиц говорят красноречивее подписям к его картинам.
Николай Лукин
художник
Николай Лукин весь созидательный процесс проводит в ключе пластической, образной мотивации.
«Нарабатываю какое-то количество, а потом вижу их соотношение друг к другу и осознаю причастность к одной серии, но это происходит постфактум, изначально я так не задумываю. Исключение составляют две мои персональные выставки: проект «Картография» и «Вскрытие Гулливера», - отмечает художник.
Они задумывались как один проект, одна серия. Проект «Картография», к примеру, включает в себя серию «картин-витрин» или «картин-окон», объединённых общим для всех оформлением и представляющих собой своеобразную фиксацию моментов прошлого. Проект состоит из коллажей, состоящих из деталей, обрывков, предметов, которые сохраняют память о том или ином событии, и продолжается на протяжении всей моей жизни». Момент схожести стилистик работ Николая продиктован состоянием, в котором они создавались. Автор экспериментирует с техниками, смешивая конфигурации форм разными путями и на разных поверхностях. Использует оставшиеся фактуры, цвета, текстуры от предыдущих работ.
«К примеру, изначально все швы на холстах продиктованы тем, что попросту не на чем было писать, и все обрезки холстов я сшивал, чтобы была возможность хоть на чем-то писать. Потом мне это понравилось и теперь я это делаю не ради экономии, а ради достигаемого визуального эффекта. Работы я пишу долго, с первого раза редко получаются. Все индивидуально. Одна работа может создаваться быстро, а другую я буду писать несколько лет, понимая что она не удается, я ее "записываю" и на одном холсте выходит, к примеру, три работы, то есть три слоя. Со временем мне стало сложно писать на чистом холсте. То есть мне хочется одну работу либо "записать" либо создать имитацию этого путем наложения красок, напылений, добавлять текстуры, все это опять загрунтовывать для того, чтобы холст не выглядел купленным, а приобрел, так скажем, зрелые черты».
Николай создает свои работы сквозь призму детского восприятия, отображая мирские проблемы глазами детей. Все его работы – это своеобразный дневник, который постоянно дополняется новыми записями. Это некая ретроспекция опыта и впечатлений.
«С диптиха «Вагон - 1» у меня началась новая фаза в живописи, то есть фигура человека, потерянного в пространстве. Само пространство не конкретизирую, к примеру, в диптихе «Комендантский час» над полем виднеются высотки спального района. Само поле выжжено, земля глухая. Образ города не жилой, но еще несет нагрузку места для жизни. Ребенок на этой работе здесь не живет, он потерян. Он абстрагируется от мирского, городского, но полностью не может от этого отказаться».
В доминирующем числе работ Николай констатирует факт пребывания человека в угасающем городе, человека-фантома, блуждающего по миру, но и отсутствующему в нем одновременно.
«Это напоминает мне иконографию искушения святого Антония, ушедшего в пустыню, но всегда изображаемого на фоне города вдали, - дополняет автор. - Город - это и есть объективная данная реальность. Человек, который проходит духовный путь, в какой-то момент хочет отказаться от обыденно-мирского, уйдя в аскезу. К примеру, в триптихе «Левитация» мальчик, который едет на велосипеде еще привязан к земле, к материальному, и наблюдает за миром со стороны. Человек, видя вездесущую, ежесекундную ложь, постепенно начинает отрицать данную ему реальность, но не может полностью отказаться от неё».
Текст: Маша Целоева
Фото: Олег Куцкий и Степан Алекян