1994 год. В телевизоре, кроме национальных, появляются коммерческие каналы. Музыкальный и Fashion-TV я записываю на кассетный видеомагнитофон. По ночам я и мой парень-дизайнер смотрим эти записи и ловим атмосферное ощущение, что где-то в мире есть хороший дизайн, умелые клипмейкеры, обезбашенные Гальяно и Пако Рабан… Прекрасное далёко….

 19 октября 2015 года. Сегодня я поймала вот это давно забытое ощущение. Настолько забытое, что понадобилось несколько часов, чтобы его идентифицировать. Оно появилось в выставочном зале на отчётной выставке студентов и преподавателей кафедры дизайна ХНТУ. Лучшие работы за …надцать лет. Многих выпускников я знаю лично. Их сразу видно. Ольга Новикова, ещё будучи студенткой, выдавала настолько высокопробный креатив и графический дизайн, что многое могло быть отнесено в раздел «из непонятого». Ныне Оля директор рекламного отдела в Киеве.

В трёх залах представлено почти всё, что можно приплести к дизайну. Живопись. Графика. Офорты. Посуда, обмотанная проволочками и украшенная шестерёнками (видимо попытка изобразить стим-панк). Керамика. Упаковка. Книжка про Пиковую Даму (видимо для театра). Анимация – пластилиновая и 3Dшная. Железная спиралька и белые яйца на палочках (видимо малые формы). Проекты кафе и ресторанов. Гобеленовые клаптики, натянутые на крашенные пластиковые трубы. Кусочки зеркал, наклеенные на платья. Всё, что вы хотели знать о дизайне, но боялись спросить. Дизайн спасёт мир или мир пора спасать от дизайнеров? Сложный вопрос. Чей-то мир дизайн уже спас, и там, в этом прекрасном далёко, всё совершенно, стильно и гармонично. И они (студенты) об этом знают.

Обратил на себя внимание арт-бук – явление на периферии пока крайне редкое и тем ценное. Столицы уже давно прохавали фишку, а у нас арт-бук затусован на окне вместе с образцами упаковок. А должен быть в центре зала в отдельном боксе. С подсветкой. Потому что именно это актуально, хотя (не спорю) не очень похоже на дипломную работу. Но уже сам факт, что это было пропущено как диплом – радует. Арт-бук посвящён Даниилу Хармсу, выполнен как положено – честно, вручную, с авторской упаковкой в виде чемоданчика. Листаем. Спрашиваем, кто автор (подписи нет). Завкафедрой вспоминает, что автора звали Роза. Роза? А фамилия? Фамилию не помним. Спустя полчаса выясняем, что фамилия Розы Мельник, и сейчас она в Испании. Не удивляемся.

Приветственные речи я пропустила, потому что зашла в комнату, где студенты готовились к дефиле. Местные телевизионщики с удовольствием засняли выход студенток и одного студента в одеждах, имитирующих наверное высокую моду. На манекенах в зале были представлены наверное эксперименты с разными материалами – платья из попкорна, пластика, деревяшек, пуговиц. Работы самой талантливой выпускницы кафедры Анны Потешкиной представлены не были. Наверное, они уже защищаются авторским правом – Аня в Киеве успешно реализуется как модельер-экспериментатор.

Директор театра подарил заведующей кафедрой белые цветы. Выпускница кафедры Оля Мелёхина работала в театре дизайнером, афиши стали лучше. Сейчас Оля в Америке, афиши вернулись к норме. Белые цветы были похожи на ромашки. Стоя перед дипломной работой Неизвестного Студента, можно обрывать лепестки и гадать –«Уехал… Не уехал…». Но стоит ли скорбеть? Нет, не стоит. Ведь (как там у классика) «если звёзды зажигают – значит, это кому-нибудь нужно». Главное что зажигают. Или они сами зажигаются, интернет им в помощь. Ведь даже если детям в детском садике сказать правду: «Дети, дизайн – это чаша с ядом, покрытая шоколадом», они всё равно будут стремиться. И правильно. Потому что прекрасное далёко в любом случае лучше, чем уродливое близко.