На наших глазах весь старый мир рухнул, с прялками, сундуками, русскими печами, колодцами, водяными и лешими. Ушел традиционный быт, традиционное жилище... Не в том смысле, что его не стало, просто ушла традиция передавать традиции. Немодно стало жить в «старом» доме, в сёлах считанные дома сохранили камышовые кровли, считанные имеют еще плетеный турлуковый каркас в глиняной обмазке. Саман перестал быть стройматериалом. А старые глинобитные стены штукатурят, покрывают цементной шубой и, о, боже – пенопластом!
Параллельно с этим другой процесс происходит. В 90-е годы разрешили верить во что угодно и как угодно. Начав погружение в религии с Кашперовского и Чумака народ добрался, наконец, к глубинам Марианским – верованиям в силы природные. Родноверы и иже с ними призывают уходить в леса и степи. В этот поток вливаются различные зеваки, идейные ученые и, те, кому сладкая жизнь опостыла. Они бросают дома, друзей, города, строят жилища из подручных материалов в полях, в пущах, у родников и озер. Группы таких жилищ единомышленников назвали экопоселениями. В них живут небольшие общины, цель которых никому не мешать, природу не губить, и даже водку не пить. Насчет мяса пока еще слышны разногласия.
И вот на этом фоне мировое архитектурное сообщество пытается говорить об экологическом жилье, об энергосберегающих технологиях, о безопасных для здоровья человека строительных материалах. Ведь всё вокруг во времена одноразовых вещей оказалось катастрофически загажено в рекордные сроки, а энергоресурсы профуканы. Поиски альтернативных технологий экологического и энергоэффективного жилья вынуждают искать новые решения, в которых часто просматривается хорошо забытое «старое». Однако, спираль, знаете ли… сырье старое, технологии новые: прессованный камыш, соломенные панели.
В ногу со временем шагнул и Артур Айметов, включившись в процесс. Экохата, уже в том эко, что хата, а не просто дом или изба. Потому что традиции. Традиции в досках, в глине, в соломе, и даже в росписях. Правда, автор считает, что в традиционном виде использование национальных мотивов не уместно. Но как же стилизации солнышка, деревьев жизни, птичек – посредников между небом и людьми и др. Грустно без них. Солнца, допустим, в доме много, куда еще солярные символы? Но в данном случае, в таком лаконичном решении – как насчет резьбы? – В виде сплошных орнаментальных полосок неглубокой резки, а то и сквозной резьбы в узких плоскостях – стилизованных витинанок.
Экологичность хаты не только в использовании эко-материалов, но и в особой системе обогрева и нагрева воды. Но этой системы в доме не видно, ее и в проекте не видно, потому что она засекречена. Расположение спального уголка в общей комнате – будоражит воображение, наверняка здесь личное предпочтение и какая-то романтическая история, которую очень хочется послушать.
Пока остается в секрете расположение этого дома. Но, желающим познакомиться с осуществленными подобными проектами, советуем посетить настоящую экодеревню на Херсонщине – не первую, кстати, – но построенную в концепции «устойчивого развития» (такое корявое понятие существует) – с понятным названием «Радуга». Находится экодеревня под Сагами за Цюрупинском.