Це дослідницький арт-проект, який концентрує увагу на проблемах графічного середовища повсякденності. Він передбачає аналіз негативних рефлексій професійних дизайнерів на дизайн.
Серія банерів, структурує, до болю знайомий погляду, візуальний шум. Кожна робота базується на анкетних відповідях респондентів, тому колір фону, логотип, слоган, заголовок, персонажі, тощо, взяті не випадково. Хоча випадковість – один з основних методів побудови даних композицій.
Концентрація штампів, стереотипів, популярних прийомів, породжує соціальну складову і розкриває проблеми естетичного та етичного характеру.
ОСНОВНI ТЕЗИ
Такой принцип заложен и в проекте «Критичний дизайн: БАНЕРИ», целью которого является ЭСТЕТИЗАЦИЯ и МОРАЛИЗАЦИЯ отдельных нездоровых сегментов постмодернистского визуального дискурса, страдающего от продолжительного похмелья. В рамках того же социокультурного поля (массовая визуальная культура), но с учетом анкетных ответов респондентов, автор акцентируют взгляд зрителя на эстетико-моральных проблемах повседневной графической среды. Именно китчевость, плагиат, жлобство, рагулизм, дебилизация, абсурдность, агрессивность, животные инстинкты, бездуховность, желание всем понравиться, заигрывание с аудиторией являются ключевыми характеристиками современной культуры (как мировой, так и украинской). «Псевдопоп-артовские» («неопоп-артовские», «неопсевдопоп-артовские»???) работы Храмцова стали зеркалом и адекватной реакцией на тот поток безлимитной китчевости, этического беспредела, который заполонил информационные каналы ХХІ века.
Елена Афанасьева
Куратор проектов CIY TOTEM
Когда ему становится эстетически больно – он кричит.
Рефлексия – вот главное слово, которое нужно держать в голове, рассматривая «структурированный визуальный шум» на стенах. Объясню на простом примере. Когда ребёнок рождается – он плачет, потому что холодно, хочется кушать или мама ушла. Потом немного вырастает, но реакции остаются детскими: упал – разбил коленку – заплакал. А потом, по мере взросления, нас учат терпеть боль и дискомфорт. Взрослые мальчики не плачут! Они терпят. Но художник – душа ранимая. Поэтому терпеть он не может. Плакать уже бесполезно (всё равно не пожалеют), поэтому он рефлексирует. Профессиональный дизайнер по определению – человек со сформировавшимися эстетическими взглядами, и при этом частично художник (т.е. в душе ребёнок – см.выше). И когда ему становится эстетически больно – он кричит. Выставка «Баннеры» - это именно крик обиженного визуальным беспределом дизайнера.
Создавая свои «баннеры», Семён попытался структурировать хаос и выделил 12 основных «грехов» дизайна. Каждая работа основана на ответах респондентов (профессиональных дизайнеров) на вопросы о проблемах провинциального дизайна, который делается для «народных масс». Цвет фона, логотип, слоган, заголовок, персонажи – всё это не случайно, хотя случайность и хаос – один из основных методов построения данных композиций. Попытка структурирования такой высокой концентрации штампов, стереотипов, избитых приемов, скорее всего, была обречена изначально. Но цели выставка достигает: она макает нас в тот визуальный винегрет, в котором ещё, наверное, можно жить в состоянии пьяного угара, когда вокруг проплывают весёлой чередой котики, ноги, доллары, смайлики, кольютерно-гламурные лица с белозубыми улыбками, клипартовкие фона… Но очнуться утром в нём лицом – не очень приятно. Хочется умыться и забыть этот ночной кошмар.
P.S. Сам автор утверждает, что в процессе работы над баннерами (ближе к концу работы) внезапно понял, что полюбил этот странный мир. Дизайнерское зазеркалье. А может, это просто болезнь, и она заразная?
Максим Афанасьев
Дизайнер, художник, режиссер
Почему в этой судорожной рефлексии нет эстетики?
Семён устремил свой взгляд в необозримое пространство безымянных дизайнеров и украшателей нашей слитой во вторник жизни. В провинции вот так выставить баннеры, которые сами по себе не являются ценностью, но с неистовой силой взывают к ней, есть подвиг. Семён - Дон Кихот. Его мельницы – это жлобство полутрудового народа и безмятежный труп отечественного гуманитарного образования. Девять моих коллег просят меня объяснить, почему в этой судорожной рефлексии почти молодого дизайнера Семёна Храмцова нет эстетики. Какой бы то ни было эстетики, которая бы вытеснила цифровой шум провинциального рекламного поля и помогла разобраться зрителю в том, что_такое_хорошо и что_такое_плохо. Объясняю: потому что это судорожная рефлексия… ещё и сдобренная «Стокгольским синдромом». Ведь Семён признался всем, что успел полюбить этот милый вид рекламного изложения, эти стигматы дурного вкуса. Блин! Кто-то должен покаяться. Кто-то прочитать «Подчерк наш» 10 раз!
Юля Логачева
Художник
Насколько это всё гротескно и неадекватно.
В общем завафлил глаза...
Благодаря выставке "Банери" я сделала для себя открытие: оказывается большинство людей на полном серьезе считают крутым, качественным и продвинутым дизайном совершенную безвкусицу, именно "несмак", который пришлось собрать и показать в своих работах автору выставки, дабы к людям пришло понимание, насколько это всё гротескно и неадекватно. В общем завафлил глаза... за один вечер Семен подал концентрат того, что мы каждый день видим в рекламе на улице, сайтах, магазинах и тд. в течении суток, в разбавленном реальностью виде. Получилось страшно красиво! Вальтер Скотт писал, что искусство должно развлекать и поучать, скорее всего автор выставки не преследовал эту цель, но у него это получилось по наитию! Мы задумались над своим поведением, как заказчики так и потребители...
Юлия Манукян
Критик
Критический дизайн, кстати, сам подвергается критике – как слишком увлекающийся антиутопичными сценариями
Понятно, что выставка «Баннеры» призвана исследовать локальную графическую среду и, соответственно, осудить ее за визуальные шумы такой мощности, что реально глаза кровоточат. Но стоило ли огород городить по поводу вещей очевидных и тысячу раз обсосанных? Гораздо заманчивее было ковырнуть исследовательский подход, который и в наших широтах уже взят на вооружение, просто не все знают его под личиной «критического дизайна».
Термин принадлежит Anthony Dunne (Энтони Данн), профессору лондонского Royal College of Art (изучал промышленный дизайн и защитил кандидатскую диссертацию в области компьютерного дизайна; его эссе и проекты публиковались и выставлялись в разных странах мира и входят в постоянные экспозиции МоМА в Нью-Йорке и Музея Виктории и Альберта в Лондоне). Рекомендую к просмотру прекрасную презентацию от Энтони Данна «Роль дизайна в спорах о новых технологиях». Критический дизайн - скорее, подход, чем метод, провоцирующий критический взгляд на разнообразные социо-культурные явления и интересный пересечением с наукой, технологией, искусством... Апологетами подается как «дисциплина более разнообразная, комплексная, образная и ставящая под сомнение status quo, к тому же свободная от рыночных ограничений; такая, что не сдается, не навязывает и не наделяет фальшивой ценностью, а задаёт вопросы и заставляет людей думать, а не потреблять».
Критический дизайн, кстати, сам подвергается критике – как слишком увлекающийся антиутопичными сценариями, и по-левацки протестующий против капиталистического дурмана. Есть такой момент – мы же с отвращением смотрим на дизайнеров, ради наживы пренебрегающих нашим visual tranquility и кропающих «наружку» в стиле «вырви-глаз». Мы «леваки» или эстеты? Вот тема для спекуляций, тобто рефлексий.
Собственно, сама выставка – не о дизайне, а об актуальном искусстве, причем самого постмодернистского толка, и здесь critical design (очень сильно опирающийся на иронию и черный юмор) расковыривает местные «визуальные» нарывы. Что с нами делает «продажный» дизайн и способны ли мы видеть суть вещей вне эстетской/аляповатой упаковки?
В общем, провокация в чистом виде. Как и 12 грехов дизайна, самый страшный из которых для меня лично – «Острах». Ничто так не разъедает критическое мышление как псевдопатриотический «национальный стиль» (шароварщина, грубо говоря). Вякнешь против – «вата», примешь как "генотипический" паттерн – гуру «несмака». Вот и крутись…
ВІДГУКИ
Серія банерів, структурує, до болю знайомий погляду, візуальний шум. Кожна робота базується на анкетних відповідях респондентів, тому колір фону, логотип, слоган, заголовок, персонажі, тощо, взяті не випадково. Хоча випадковість – один з основних методів побудови даних композицій.
Концентрація штампів, стереотипів, популярних прийомів, породжує соціальну складову і розкриває проблеми естетичного та етичного характеру.
«Швидше за все, «дизайнерів» з «паралельного світу» мало турбують думки людей, які живуть серед несамовитої краси. Адже якщо зірки запалюють, значить, це комусь потрібно! І ось він! Величезний культурний пласт дизайна, в якому реалізується народне прагнення жити стабільно, серйозно, щасливо, радісно... і, найголовніше, з мрією, бути більше, яскравіше і скрізь!»
– Микола Стенсiл, дизайн-критик.
ДИСКУСIЯ
Херсон
Херсон
ОСНОВНI ТЕЗИ
Все дизайны делаются за херсонский бугор. … Механизмы контроля дизайна могут помочь общению дизайнера и заказчика. … Наружка вносит больше визуальной истерики, чем неправильно реконструированный фасад. … Подход заказчика к баннерной рекламе такой же, как к размещению объявлений в региональной газете, коммуникация никого не волнует. … Есть у меня клиент… Ну как – клиент… До сих пор платит… … Дизайнеры бегут впереди паровоза. … Нельзя говорить о наших клиентах как о здоровых людях. … Дизайн вне маркетинга и вне психологии не существует. … 90% того, что здесь воспринимается – азиатщина. … Основной народ думает, как заплатить за газ. Ему что ни показывай – ему всё равно. |
__ | Дизайн должен быть такой, чтобы не хуже, чем у соседа, и плюс немножко своего. … У нас страна Наполеонов: каждый – лучший дизайнер. … Вопрос эстетики в дизайне не нужно рассматривать вообще! … Выходящий с дипломом дизайнер должен понимать реалии. … У нас нет среднего класса. Есть усреднённый. … Ще не вмерла! Ещё можно что-то делать. … Где в Херсоне найти столько цыган?? … В этой стране много людей, которые считают себя журналистами, психологами и дизайнерами. … Дизайн – это область спекулятивной эстетики, рассчитанной на коммерческий успех. … Художник работает над собой, и ни в коем случае – над обществом. |
__ | Красота должна воспитывать человека! … Это фигня, но человек запомнит название этой фигни. … Человек – существо слабое, и на его слабостях нужно грамотно спекулировать. … Потребителю нужен максимально короткий путь ассоциаций. … Клиент полагается на своё видение рынка. А другого у нас просто нет. … В дизайне мыслей не должно быть изначально. В дизайне только деньги. … Вроде и какие-то деньги появляются, но есть ощущение прокисшего совкового борща. … У нас нет управленческой культуры. Каждый сам себе эксперт. … Эстетика и коммерческий успех в одном предложении рождают оксюморон. … Дизайнера нужно готовить ко всему. |
КРИТИКА
Думасенко Сергей
Кандидат искусствоведения, культуролог,
доцент кафедры культурологи ХДУ.
Лечить подобное подобным
Когда человек после бурной ночи утром выпивает рюмку водки или бокал пива – это для него сродни перенесенной операции по удалению болящего органа. Но выпитая поутру рюмка водки для «неалкоголика» является намного совершеннее с точки зрения морально-эстетического оздоровления, нежели 0,5 литра предыдущим вечером.Думасенко Сергей
Кандидат искусствоведения, культуролог,
доцент кафедры культурологи ХДУ.
Лечить подобное подобным
Такой принцип заложен и в проекте «Критичний дизайн: БАНЕРИ», целью которого является ЭСТЕТИЗАЦИЯ и МОРАЛИЗАЦИЯ отдельных нездоровых сегментов постмодернистского визуального дискурса, страдающего от продолжительного похмелья. В рамках того же социокультурного поля (массовая визуальная культура), но с учетом анкетных ответов респондентов, автор акцентируют взгляд зрителя на эстетико-моральных проблемах повседневной графической среды. Именно китчевость, плагиат, жлобство, рагулизм, дебилизация, абсурдность, агрессивность, животные инстинкты, бездуховность, желание всем понравиться, заигрывание с аудиторией являются ключевыми характеристиками современной культуры (как мировой, так и украинской). «Псевдопоп-артовские» («неопоп-артовские», «неопсевдопоп-артовские»???) работы Храмцова стали зеркалом и адекватной реакцией на тот поток безлимитной китчевости, этического беспредела, который заполонил информационные каналы ХХІ века.
Елена Афанасьева
Куратор проектов CIY TOTEM
Когда ему становится эстетически больно – он кричит.
Создавая свои «баннеры», Семён попытался структурировать хаос и выделил 12 основных «грехов» дизайна. Каждая работа основана на ответах респондентов (профессиональных дизайнеров) на вопросы о проблемах провинциального дизайна, который делается для «народных масс». Цвет фона, логотип, слоган, заголовок, персонажи – всё это не случайно, хотя случайность и хаос – один из основных методов построения данных композиций. Попытка структурирования такой высокой концентрации штампов, стереотипов, избитых приемов, скорее всего, была обречена изначально. Но цели выставка достигает: она макает нас в тот визуальный винегрет, в котором ещё, наверное, можно жить в состоянии пьяного угара, когда вокруг проплывают весёлой чередой котики, ноги, доллары, смайлики, кольютерно-гламурные лица с белозубыми улыбками, клипартовкие фона… Но очнуться утром в нём лицом – не очень приятно. Хочется умыться и забыть этот ночной кошмар.
P.S. Сам автор утверждает, что в процессе работы над баннерами (ближе к концу работы) внезапно понял, что полюбил этот странный мир. Дизайнерское зазеркалье. А может, это просто болезнь, и она заразная?
Максим Афанасьев
Дизайнер, художник, режиссер
Почему в этой судорожной рефлексии нет эстетики?
Юля Логачева
Художник
Насколько это всё гротескно и неадекватно.
В общем завафлил глаза...
Юлия Манукян
Критик
Критический дизайн, кстати, сам подвергается критике – как слишком увлекающийся антиутопичными сценариями
Термин принадлежит Anthony Dunne (Энтони Данн), профессору лондонского Royal College of Art (изучал промышленный дизайн и защитил кандидатскую диссертацию в области компьютерного дизайна; его эссе и проекты публиковались и выставлялись в разных странах мира и входят в постоянные экспозиции МоМА в Нью-Йорке и Музея Виктории и Альберта в Лондоне). Рекомендую к просмотру прекрасную презентацию от Энтони Данна «Роль дизайна в спорах о новых технологиях». Критический дизайн - скорее, подход, чем метод, провоцирующий критический взгляд на разнообразные социо-культурные явления и интересный пересечением с наукой, технологией, искусством... Апологетами подается как «дисциплина более разнообразная, комплексная, образная и ставящая под сомнение status quo, к тому же свободная от рыночных ограничений; такая, что не сдается, не навязывает и не наделяет фальшивой ценностью, а задаёт вопросы и заставляет людей думать, а не потреблять».
Критический дизайн, кстати, сам подвергается критике – как слишком увлекающийся антиутопичными сценариями, и по-левацки протестующий против капиталистического дурмана. Есть такой момент – мы же с отвращением смотрим на дизайнеров, ради наживы пренебрегающих нашим visual tranquility и кропающих «наружку» в стиле «вырви-глаз». Мы «леваки» или эстеты? Вот тема для спекуляций, тобто рефлексий.
Собственно, сама выставка – не о дизайне, а об актуальном искусстве, причем самого постмодернистского толка, и здесь critical design (очень сильно опирающийся на иронию и черный юмор) расковыривает местные «визуальные» нарывы. Что с нами делает «продажный» дизайн и способны ли мы видеть суть вещей вне эстетской/аляповатой упаковки?
В общем, провокация в чистом виде. Как и 12 грехов дизайна, самый страшный из которых для меня лично – «Острах». Ничто так не разъедает критическое мышление как псевдопатриотический «национальный стиль» (шароварщина, грубо говоря). Вякнешь против – «вата», примешь как "генотипический" паттерн – гуру «несмака». Вот и крутись…
ВІДГУКИ