Ибо масштаб Чупрыны велик – как бы лично мы к его творчеству ни относились. А потому большому человеку – соответствующая осанна.


Текст: Влада Дяченко

Впечатления о нынешней выставке

В большинстве картин В.Г. Чуприны есть очень интересный эффект – планы сближены, воздух выкачан, словно на луне, чем достигается ощущение космизма изображенного. Предметы и природа кажутся застывшими в вечности, неподвластными изменчивости времен и действию сторонних сил, могущих поколебать их. Это заставляет зрителя пристально вглядываться в картину, словно пытаясь постичь этот закон. Реализм Чуприны – космический реализм, этому помогает монументально-декоративная манера исполнения. В ее основе - цветная монотипия, фактурный отпечаток, в сочетании с широкой уверенной кистью. На первый взгляд, море, брызги, чайки, лодки рыбаков на лимане – все так буднично и привычно, но есть в этом эпическом строе образов ощущение инобытия, открытого для нас художником.


Общий обзор творческого пути


Имя Владимира Чуприны – самое известное на художественном небосклоне Херсонщины. Он стоял у истоков развития Херсонского художественного музея, работал в Обществе охраны памятников, возглавлял Херсонское областное управление культуры, оказывая всяческую поддержку музеям, театрам, отдельным культурным деятелям и творческой молодежи. И за всей этой бурной, суматошной жизнью он находил время для вдохновенного творческого труда, результатом которого стали его произведения.

Свою первую персональную выставку Чуприна организовал в 1985г. Это были акварели, определившие его дальнейшую приверженность этой технике. Творческий почерк художника, подчеркнутая индивидуальность его произведений с первых минут захватывают зрителя.



Монолитные пейзажи Станислава, вековечные леса, исполинские стены средневековой архитектуры, пирамидальные тополя несут в себе мощь родной земли, ее живительную силу. Его работам присущи кристаллическая ясность форм и конструктивность рисунка. Каждое прозрачное пятно акварели имеет свою фактуру, свой прихотливый узор, который передает материальность предметов, их осязаемость. Своеобразные творческие приемы монотипии делают его работы особенно узнаваемыми.

На протяжении 20 лет Владимир Григорьевич неустанно совершенствует свое мастерство. В его работах, преимущественно скупых, почти монохромных, появляется полнозвучные тона акварели. Солнечные лучи пронзают строгие метафизические формы. Творчество художника развивается по пути большей правдивости, убедительности, при этом не теряя своей самобытности. 




Мироощущение Чуприны отличается завидным постоянством и цельностью, об этом свидетельствует тематический ряд и образный строй его работ. Природа Херсонщины и Крыма дарит ему бесконечное множество замечательных мотивов для воплощения. Но мастер не фиксирует внешнюю эффектность стихий и явлений, он подобно Максимилиану Волошину и Константину Богаевскому – философ-романтик, занятый постижением вечного в природе и окружающей предметной среде. Потому такими эпичными выглядят его акварели: первозданными кажутся камни горного потока, целебной вода в ручье, нераспаханной степь. Тяготение художника к «большому стилю», к монументальной форме находит выражение в создании архитектурных видов. Особенное чувство пластичности и объема помогает не только правильно зафиксировать особенности старинных церквей, крепостных сооружений, но и передать их возраст, дух времени, притягательную силу памятников духовной жизни человечества.

Искусство и творчество делает наш мир богаче, но далеко не всегда оно бывает глубоким, чистым, искренним.

Открыть свой сокровенный мир бывает нелегко и страшно, но без этой жертвы не может состояться всякий творческий человек. Владимир Григорьевич Чуприна решительно вошел в историю Херсонщины и как общественный деятель, и как самобытный художник.




P.S. Ровно 5 лет назад я брала у юбиляра интервью – он тогда отметил 70 лет. Это был очень честный разговор, с большой долей иронии, в том числе, и по отношению к самому себе. Что самое удивительное, на желании поговорить о своем творчестве и местных арт-реалиях без пафоса и славословий настоял сам художник. Кому интересно узнать, что прячется за глянцевым образом «мэтра», читайте здесь: http://artkavun.kherson.ua/vladimir-chupryina-o-sebe-i-iskusstve--bez-glyantsa.htm