На въезде в Каменку-Днепровскую (Запорожская область) стоит памятник помидору, а за ним – огромный частный сектор, дальше несколько кирпичных пятиэтажек, заброшенный элеватор, новый элеватор, и река, на которой возвели памятник арбузу. Здесь мы и узнали, что опоздали на паром и ждать его нам еще 5 часов. Вроде бы беда, но…
Мы вернулись в этот поселок городского типа и наткнулись на типичный барчик, где я с горя решил коротать время за кружкой пива. На подоконниках стояли самодельные вазы для цветов, украшенные ракушками и крупой. Когда я, привлеченный этой «наивной» эстетикой, начал их фотографировать, хозяйка бара спросила, что меня в них зацепило. Я сказал, что это «сучасне народне мистецтво», мне нравится. Она куда-то убежала со словами «сейчас я покажу вам народное искусство» и через несколько секунд вынесла 5 разно-форменных корзин, сплетенных из странной «лозы». Лозой оказались скрученные страницы глянцевых журналов, окрашенные и покрытые лаком. «Авторка» рассказала, что об этой методике она вычитала в интернете, а дальше просто включила фантазию и пошла на эксперимент (кстати, это классическая схема методики в народном искусстве). Заодно она пожаловалась на то, что содержать бар ей с мужем в тягость, они хотят от него избавиться и заняться изготовлением и продажей таких корзинок и прочей декоративно-прикладной утвари. Мы поддержали их начинание, купив один экземпляр. Я спросил, а есть ли в поселке еще художники, и ее муж направил нас - пройдите тридцать метров «туда», там ящерицу увидите. Это Иван делает, может, он и дома. Я допил пиво, и мы пошли к Ивану.
«Я – обыкновенный электромонтер!
А искусство начинается от безделья»
Во дворе, окруженном пятиэтажками,мы действительно увидели зверье - страуса, оленя, стаю журавликов, гусей, еще одного страуса и долгожданную ящерицу на дереве. Только мы достали фотоаппараты, как услышали голос: «А разрешение у вас есть?» Это был Иван Васильевич. В окне дома показалась бабушка с доброжелательным лицом, жена Ивана, которая, услышав о том, что мы из Херсона и любим современное народное искусство юга Украины, пригласила нас на чай. К слову, Иван меня поправил – «У меня не народное, а пенсионное искусство».
В доме было несколько серий деревянных изделий. Эти подделки Иван делает на продажу для ресторанов, баз отдыха и гостиниц. Они пользуются успехом – за день до нас у него купили партию скульптур.
Самое потрясающее из его творений – это журавлики. Я бы сказал, что это – фирменный стиль Ивана Васильевича. Стильные, симпатичные, уникальные – «Все разные. Все равные».
Скульптуры высотой около 50 см, собранные в стаю, создают интересный ритм. Сделаны они из дерева, а хвосты – из покрытых лаком перьев. Покрыты для того, чтобы их не обгрызали собаки.
До пенсии Иван работал на Энергодарском телевидение электромонтером, потом на атомной станции, и только на пенсии попробовал взяться за творчество, как сам говорит – от безделья. А продавать стали из-за мизерных пенсий.
«Как я начал этим заниматься? Очень просто. Пошел в лес и вырвал корень… Когда ремонт был, некуда было вешать одежду. Потом я уже лаком покрыл. В лесничестве ствол сосны нашел похожий на страуса, а потом птичка… Корень вырвал, перевернул вверх ногамии птичка получилась. Раскрасил. Но украли ее у нас».
(Не первый раз мы слышим о случаях похищения народного искусства на югах Украины - прим. редактора).
Я вышел на балкон и оторопел –там стоял телескоп, но на этом телескопе я не увидел ни одной заводской детали, он был собран полностью вручную!
«Телескоп у меня - мечта с детства. Начну делать, то переезды, то разобью… Главное - зеркало. Еще с 72-го или 73-го года начал, журнал «Наука и жизнь» выписывал. Там читал о телескопах. То начну, то брошу. То начну, то брошу. То не нравится мне. Побольше бы стекла. А сейчас у меня в гараже 250 или 230 зеркало».
Я «укрупнил глазные яблоки» и мы пошли в гараж. Второй телескоп был в четыре раза больше. Мы его собрали и протестировали на дозорных вышках.
Кроме этого «Голиафа», в гараже оказались заготовки к будущим работам - это суслик в перспективе, а то - потенциальный журавль…
В этот момент пришла жена Ивана Васильевича: «У него в мастерской еще больше работ есть». Мы почувствовали азарт. Но Иван Васильевич сказал, что у них есть дела и времени не хватит, давайте в следующий раз. Ладно, думаем, будем проезжать мимо - заглянем и в мастерскую. Попрощавшись, мы пошли на паром. Здорово, что мы на него тогда опоздали!
P.S.: Мы снимали видео и фото двумя камерами. Во время написания статьи обнаружилось, что все таинственным образом исчезло. Остался десяток фотографий и одна запись на диктофоне. Прошу прощения за неточности пересказа, потерю имени жены и фамилии Ивана Васильевича (мы обязательно еще приедем в Каменку и все детали восстановим).
Да, застряли мы в Каменке, встретил нас памятник Ильичу (еще стоит), а рядом и памятник помидору. Жители сказали: «Идите улицей Ежикова, она приведет вас к парому». И привела. Только паром ждать нужно, оказалось целую вечность. И мы стали ждать, попивая пиво и утренний кофе в забегаловке с разговорчивой хозяйкой и хозяином, они-то нам и рас сказали о рукотворных птичках и зверушках некоего Ивана.
Иван Васильевич не очень то и рад был нас видеть - нас вместе с нашим интересом и фотоаппаратами. Но жена его – добродушная женщина уже пригласила нас на чай, открыла дверь и вот мы уже на пороге их квартиры, а она и добавляет, что еще за такое добродушнее выговор от мужа получит. Мы улыбнулись, конечно, приготовили фотоаппараты и диктофон. Она повела нас по всем комнатам. В детской стоял новогодний посох. «Да, это все Иван сделал для внуков и костюм деда мороза сам сшил». В большой комнате все было увалено палочками на подставках: «Это только часть его заготовок, он их красит и перья подбирает, и узоры рисует, мой самый любимый голубой узор, а вот в серванте деревянные грибы – это тоже мои любимые, вроде бы все они похожи между собой, но двух одинаковых никогда не получается. А вот фотоальбом, здесь только некоторые работы, многое уже давно купили, что-то подарили». Мы переместились на кухню, зашел хозяин квартиры, явно избегая разговора с нами, но рассказал достаточно и про работу и про пенсию, про телескоп и про гараж упомянул, мы такой возможности не упустили. И вот мы уже следуем за Иваном Васильевичем в гараж смотреть его самодельный телескоп, проходим мимо детского сада, а он по началу такой не сговорчивый уже сам рассказывает, как подарил детскому саду и пальму и ящерицу, и птицу. А за гаражом показывает лес, здесь он нашел первые корни, пни, коряги и ветки для своих фирменных журавликов. Достали трубу, рассказывает, как обтягивал ее простынью жены с луной и звездами, как лаком покрывал, как зеркала подбирал, винтики и краники, как от пыли хранит. Настроили, посмотрели – работает! Воодушевленные такой производительностью Ивана Васильевича мы искренне заметили, что это не просто гараж – это целая мастерская! А жена его догнала нас и говорит: «Нет, это просто гараж, а есть и мастерская еще». На том мы и попрощались. А Иван Васильевич прощался с нами с доброй довольной улыбкой.