«КиноДжем» – это конкурс короткометражных фильмов от Первой херсонской киношколы. По его условиям, участники при жеребьёвке получают два разных жанра, которые нужно объединить в своём фильме, и один игровой предмет, который нужно в нём использовать. На съёмки, монтаж, озвучку 6-минутного фильма отводится неделя. В финале показываются все фильмы, дошедшие до этого самого финала, без всякого отбора. Победителей выбирает жюри, плюс есть зрительское и интернетное голосование. Для тех, кто не умел снимать вообще или хотел узнать о кинопроцессе побольше, а рамках «КиноДжема» был проведён цикл бесплатных двухдневных мастер-классов от режиссёров Херсона и Киева.
Итоговый показ «Киноджема» состоялся 25 мая в кинотеатре «Мультиплекс», ТРЦ «Фабрика». Комфорт для зрителей, поддержка для молодых херсонских киношников – и всё это уже не первый год. Так что слова излишни, а благодарность искренняя. Итак, садимся поудобнее и смотрим. И что мы видим? Из зарегистрировавшихся команд до финиша дошли 28, и это очень много. Умилённое такой активностью жюри (кинорежиссёры Дмитрий Захаревич, Александр Юдин, Виктор Быкодыр, Игорь Телегин, Макс Афанасьев; клипмейкеры Елена Гудкова и Роман Путиенко; арт-критик Юлия Манукян; представитель общественное организации «Мы – херсонцы» Виталий Белобров) проделало большую работу и присудило первое место романтической ленте «Ключ до раю» от команды «Golden Legend st». Команде удалось в херсонских реалиях удачно «освоить» два сложных жанра – нуар и фэнтези. Победители получили приз - штатив. Второе место и два билета на любой киносеанс в «Мультиплекс» досталось проекту "Летающий цветок" (режиссёр Андрей Богун, с.Малая Александровка, пгт.Большая Александровка) за сочетание экшена и гангстерского кино в фильме «Маршрут». Именно этот фильм доставил много радости зрителям – гонки на автомобилях по родному селу со стрельбой, распугиваем местных женщин, героическими прыжками с мостика в местный пруд, демонстрированием интерьеров местных особняков… Это стоит посмотреть.
За симпатии зрителей боролись студия «Freefilm» с фильмом «Мухобойка» (как не сложно догадаться, это был игровой предмет, полученный в задании) и попыткой объединить жанры мокьюментари и кино-притчи и команда «WhiteFilm», у которых из синтеза сатира и фильм-катастрофа получился фильм «Чёртовое колесо». «Мухобойка» выигрывал по техничности, что и не удивительно – делали студенты-дизайнеры ХНТУ. Он бы мог выиграть и в голосовании профессионального жюри, но команда ограничилась только одним жанром – мокьюментари, пойдя по пути стандартного сценария всех подобных фильмов, а кино-притчей в фильме и не пахло. Более наивное, но пропитанное местным колоритом и народным драйвом «Чёртовое колесо» победило с перевесом всего в один голос. Авторы получили сразу два приза: карту памяти и путёвку от туристического агенства "All tours" по странам Восточной Европы на 5 дней.
На самом деле, самые важные призы достались новичкам – сертификаты на 1 месяц обучения в Первой херсонской киношколе. Их получили команды «3FilmCompany», «212 этаж», «Мувитон», «Авангардисты», «Мур-Мур, Будапешт», «Антидот». К слову, команда «WhiteFilm», которой зрители отдали наибольшее количество голосов, - это как раз студенты Первой херсонской киношколы. Руководитель Первой херсонской киношколы и один из организаторов «КиноДжема» говорит, что главные цели – поиски активных режиссёров выше среднего уровня, и молодёжи, желающей попробовать себя в кино, - достигнуты. А все желающие скоро получат подробный и очень жёсткий разбор всех фильмов.
СОУС не хочет разбирать фильмы участников «КиноДжема» жёстко. Потому что просто хорошо от того, что они есть, что идёт вот такой процесс. Кинопроцессом его назвать пока сложно, но среди фильмов-участников были такие, которые не вписываются в рамки этого самого кинопроцесса (даже в том виде, в котором мы его сейчас имеем) и заслуживают отдельного упоминания. Слово режиссёру, члену жюри «КиноДжема» и одному из редакторов «СОУСа» Максу Афанасьеву.
Есть удивительный парадокс в «Киноджеме». Он заключается в смещении оценочных критериев кино в сторону художественных практик. Кино по счастливой случайности с первых дней своего создания пыталось быть максимально демократичным, и даже в то время, когда за киноповествование брались интеллектуалы, оно было если не до конца понятно, то хотя бы смотрибельно. Кино выработало язык изложения, понятный большинству, и то, насколько режиссёр внятно владеет этим языком, в конечном счёте отражается на рейтингах и кассовых сборах. И в отличие от сучарта (сучасне мистецтво, сокр. – ред.) в кино важен зритель, и эта фирменная киношная доступность и система адаптации истории для зрителя делает кино «кином».
А в «Киноджеме» всё запутанней и интересней. Поскольку его важной отличительной особенностью является свободный доступ к участию для всех желающих, и ограничениями могут быть только рамки заданного временного формата и законы страны, которые вряд ли кто-то решит сознательно нарушить, то степень приближённости большинства роликов к кино очень сомнительна. Нет знания технологии – нет киноповествования. Однако есть набор авторских высказываний, которые, если не лениться, можно дешифровать как набор представлений, стереотипов, взглядов, попыток. История (имею в виду повествование) здесь мало интересна, а вот то, как авторы пытаются её нам транслировать, может быть крайне увлекательным процессом для наблюдателя. В любом случае мы часто сталкиваемся с попыткой не рассказать историю, а собрать её из кусочков игровых ситуаций. И то, как мало авторов заботит достоверность, делает ролики более феноменом социальным и дедактичным. Если в большом кино предметная среда и окружение маскируются постановщиками под общую атмосферу фильма, то в любительском кино всё, что вокруг актёров, документально и правдиво. Вот кафе, вот квартира дяди Серёжи, вот сарай папы главной героини, вот библиотека им. Гончара. Здесь интересно, каким образом представления о персонаже и его окружение создают новый контекст. Я о том, что отсутствие достоверности в совсем любительском кино рождает новый медийный жанр. Фильмы Эда Вуда больше похожи на кино, чем любой из фильмов молодых авторов, но это не значит, что фильмы Вуда лучше. Нарушение законов повествования приводит к неловким пародиям не столько на само кино, сколько на съёмочный процесс, но в то же время предъявляет нам палитру социальных стереотипов авторов. И вот тут-то и заключатся парадокс: чем точнее авторы пародируют кино, тем мене интересным получается продукт – он застревает между каким-никаким опытом формального киноизложения и отсутствием авторского высказывания, которое в совершенно детском, безграмотном с точки зрения кинопроизводства фильме замещается благой искренностью. Мне кажется, в таких фестивалях лучше оценивать не похожесть фильма на «взрослое» кино, а потенциал авторов создавать художественные образы.
Примеры:
Говорящая Ложка в фильме студии «Стоп кадр»
(video)
Сама ложка не волшебная, она не оживлена анимацией и никак себя не проявляет как живой объект. Вместе с тем герои общаются с ней, имитируют её голос, ведут себя так, как будто она разумна. Они одушевляют ложку, берут её в рот, танцуют, выгуливают, но сама ложка в фильме не оживает. Она остаётся ложкой, просто ложкой. Дети придумывают безжалостную сатиру, где героям интереснее общаться с предметами, нежели со сверстниками. И как не умилятся такому феномену?
Юные гангстеры в фильме «Коррозия» студии «Антидот»
(video)
Очень молодые люди играют взрослых шпионов и наёмных убийц. И образ, который меня удивил – это конфликт между заявленной эстетикой шпионского боевика и реалиями частной херсонской застройки. Конфликт спрятан за неосознанным приёмом глобального уменьшения, в котором всё масштабируется относительно некоторой киношной модели: маленькие одноэтажные дома, очень молодые герои, у которых уже есть маленькие дети, маленькие фикусы на окне за шторкой, маленькое убийство на набережной, которое не привлекло внимание ни одного из прохожих и маленькая финальная надпись «картодром». Маленькая масштабированная трагедия, запомнившаяся по фразе: «Я тебе говорю – если ты её не отдашь, твоей семье будет угрожать опасность».
Наиболее интересной показалась работа студии «212 этаж» «В этой игре только». По заданию команда должна была объединить два жанра – детектив и сюрреализм. И вот в чём очередной парадокс. К кино получившийся продукт не имеет никакого отношения, однако как медийное высказывание, рефлексирующие на кино жанры, может быть оценён как самая интересная работа. В начале и в конце ролика появляется «скорая помощь», которая заявляет трагедию, вынесенную за скобки повествования. Между появлениями «скорой помощи» мы видим ряд видений\ассоциаций, среди которых женщина-призрак из «Звонка», исчезающие отпечатки, обмен товара на деньги, растекающиеся пятно, красивые женские ноги и разговор по сотовому. Эти образы разделены между собой телевизионными спецэфектами (шторками), которые переносят зрителя в телереальность, настолько же сюрреалистическую, как наши сновидения.
И таки да, все эти образы и находки чаще всего происходят на бессознательном уровне. И в таком случае мы можем лишь оценить удачные совпадения, где в одном месте и в одно время собралась группа забавных типажей, которые в современных реалиях изображают поведение вымышленных медийных героев.
Фильмы, которые бы я наградил:
1. СК. «Алмазное селфи». За обаяние главных героев и ясность высказывания.
2. Авангардисты. «Мой страшный сон». За красоту родного края, за штаны Адидас, за гномика и говорящих насекомых.
3. Летающий цветок. «Маршрут». За адаптацию боевика к условиям херсонских низменностей. За длинный ствол снайперши, за мужчину в красной рубашке под картиной про собак, раздирающих оленью плоть.
4. Golden Legend. «Ключ до раю». За поразительное соответствие выбранным жанрам. За фуэте главной героини и уместные спецэффекты.
Ну а видео:
«НАСОС»
Рина Васильченко
БЛОКВИДЕО
вне конкуренции. Это к просмотру обязательно!
Итоговый показ «Киноджема» состоялся 25 мая в кинотеатре «Мультиплекс», ТРЦ «Фабрика». Комфорт для зрителей, поддержка для молодых херсонских киношников – и всё это уже не первый год. Так что слова излишни, а благодарность искренняя. Итак, садимся поудобнее и смотрим. И что мы видим? Из зарегистрировавшихся команд до финиша дошли 28, и это очень много. Умилённое такой активностью жюри (кинорежиссёры Дмитрий Захаревич, Александр Юдин, Виктор Быкодыр, Игорь Телегин, Макс Афанасьев; клипмейкеры Елена Гудкова и Роман Путиенко; арт-критик Юлия Манукян; представитель общественное организации «Мы – херсонцы» Виталий Белобров) проделало большую работу и присудило первое место романтической ленте «Ключ до раю» от команды «Golden Legend st». Команде удалось в херсонских реалиях удачно «освоить» два сложных жанра – нуар и фэнтези. Победители получили приз - штатив. Второе место и два билета на любой киносеанс в «Мультиплекс» досталось проекту "Летающий цветок" (режиссёр Андрей Богун, с.Малая Александровка, пгт.Большая Александровка) за сочетание экшена и гангстерского кино в фильме «Маршрут». Именно этот фильм доставил много радости зрителям – гонки на автомобилях по родному селу со стрельбой, распугиваем местных женщин, героическими прыжками с мостика в местный пруд, демонстрированием интерьеров местных особняков… Это стоит посмотреть.
За симпатии зрителей боролись студия «Freefilm» с фильмом «Мухобойка» (как не сложно догадаться, это был игровой предмет, полученный в задании) и попыткой объединить жанры мокьюментари и кино-притчи и команда «WhiteFilm», у которых из синтеза сатира и фильм-катастрофа получился фильм «Чёртовое колесо». «Мухобойка» выигрывал по техничности, что и не удивительно – делали студенты-дизайнеры ХНТУ. Он бы мог выиграть и в голосовании профессионального жюри, но команда ограничилась только одним жанром – мокьюментари, пойдя по пути стандартного сценария всех подобных фильмов, а кино-притчей в фильме и не пахло. Более наивное, но пропитанное местным колоритом и народным драйвом «Чёртовое колесо» победило с перевесом всего в один голос. Авторы получили сразу два приза: карту памяти и путёвку от туристического агенства "All tours" по странам Восточной Европы на 5 дней.
На самом деле, самые важные призы достались новичкам – сертификаты на 1 месяц обучения в Первой херсонской киношколе. Их получили команды «3FilmCompany», «212 этаж», «Мувитон», «Авангардисты», «Мур-Мур, Будапешт», «Антидот». К слову, команда «WhiteFilm», которой зрители отдали наибольшее количество голосов, - это как раз студенты Первой херсонской киношколы. Руководитель Первой херсонской киношколы и один из организаторов «КиноДжема» говорит, что главные цели – поиски активных режиссёров выше среднего уровня, и молодёжи, желающей попробовать себя в кино, - достигнуты. А все желающие скоро получат подробный и очень жёсткий разбор всех фильмов.
СОУС не хочет разбирать фильмы участников «КиноДжема» жёстко. Потому что просто хорошо от того, что они есть, что идёт вот такой процесс. Кинопроцессом его назвать пока сложно, но среди фильмов-участников были такие, которые не вписываются в рамки этого самого кинопроцесса (даже в том виде, в котором мы его сейчас имеем) и заслуживают отдельного упоминания. Слово режиссёру, члену жюри «КиноДжема» и одному из редакторов «СОУСа» Максу Афанасьеву.
Есть удивительный парадокс в «Киноджеме». Он заключается в смещении оценочных критериев кино в сторону художественных практик. Кино по счастливой случайности с первых дней своего создания пыталось быть максимально демократичным, и даже в то время, когда за киноповествование брались интеллектуалы, оно было если не до конца понятно, то хотя бы смотрибельно. Кино выработало язык изложения, понятный большинству, и то, насколько режиссёр внятно владеет этим языком, в конечном счёте отражается на рейтингах и кассовых сборах. И в отличие от сучарта (сучасне мистецтво, сокр. – ред.) в кино важен зритель, и эта фирменная киношная доступность и система адаптации истории для зрителя делает кино «кином».
А в «Киноджеме» всё запутанней и интересней. Поскольку его важной отличительной особенностью является свободный доступ к участию для всех желающих, и ограничениями могут быть только рамки заданного временного формата и законы страны, которые вряд ли кто-то решит сознательно нарушить, то степень приближённости большинства роликов к кино очень сомнительна. Нет знания технологии – нет киноповествования. Однако есть набор авторских высказываний, которые, если не лениться, можно дешифровать как набор представлений, стереотипов, взглядов, попыток. История (имею в виду повествование) здесь мало интересна, а вот то, как авторы пытаются её нам транслировать, может быть крайне увлекательным процессом для наблюдателя. В любом случае мы часто сталкиваемся с попыткой не рассказать историю, а собрать её из кусочков игровых ситуаций. И то, как мало авторов заботит достоверность, делает ролики более феноменом социальным и дедактичным. Если в большом кино предметная среда и окружение маскируются постановщиками под общую атмосферу фильма, то в любительском кино всё, что вокруг актёров, документально и правдиво. Вот кафе, вот квартира дяди Серёжи, вот сарай папы главной героини, вот библиотека им. Гончара. Здесь интересно, каким образом представления о персонаже и его окружение создают новый контекст. Я о том, что отсутствие достоверности в совсем любительском кино рождает новый медийный жанр. Фильмы Эда Вуда больше похожи на кино, чем любой из фильмов молодых авторов, но это не значит, что фильмы Вуда лучше. Нарушение законов повествования приводит к неловким пародиям не столько на само кино, сколько на съёмочный процесс, но в то же время предъявляет нам палитру социальных стереотипов авторов. И вот тут-то и заключатся парадокс: чем точнее авторы пародируют кино, тем мене интересным получается продукт – он застревает между каким-никаким опытом формального киноизложения и отсутствием авторского высказывания, которое в совершенно детском, безграмотном с точки зрения кинопроизводства фильме замещается благой искренностью. Мне кажется, в таких фестивалях лучше оценивать не похожесть фильма на «взрослое» кино, а потенциал авторов создавать художественные образы.
Примеры:
Говорящая Ложка в фильме студии «Стоп кадр»
(video)
Сама ложка не волшебная, она не оживлена анимацией и никак себя не проявляет как живой объект. Вместе с тем герои общаются с ней, имитируют её голос, ведут себя так, как будто она разумна. Они одушевляют ложку, берут её в рот, танцуют, выгуливают, но сама ложка в фильме не оживает. Она остаётся ложкой, просто ложкой. Дети придумывают безжалостную сатиру, где героям интереснее общаться с предметами, нежели со сверстниками. И как не умилятся такому феномену?
Юные гангстеры в фильме «Коррозия» студии «Антидот»
(video)
Очень молодые люди играют взрослых шпионов и наёмных убийц. И образ, который меня удивил – это конфликт между заявленной эстетикой шпионского боевика и реалиями частной херсонской застройки. Конфликт спрятан за неосознанным приёмом глобального уменьшения, в котором всё масштабируется относительно некоторой киношной модели: маленькие одноэтажные дома, очень молодые герои, у которых уже есть маленькие дети, маленькие фикусы на окне за шторкой, маленькое убийство на набережной, которое не привлекло внимание ни одного из прохожих и маленькая финальная надпись «картодром». Маленькая масштабированная трагедия, запомнившаяся по фразе: «Я тебе говорю – если ты её не отдашь, твоей семье будет угрожать опасность».
Наиболее интересной показалась работа студии «212 этаж» «В этой игре только». По заданию команда должна была объединить два жанра – детектив и сюрреализм. И вот в чём очередной парадокс. К кино получившийся продукт не имеет никакого отношения, однако как медийное высказывание, рефлексирующие на кино жанры, может быть оценён как самая интересная работа. В начале и в конце ролика появляется «скорая помощь», которая заявляет трагедию, вынесенную за скобки повествования. Между появлениями «скорой помощи» мы видим ряд видений\ассоциаций, среди которых женщина-призрак из «Звонка», исчезающие отпечатки, обмен товара на деньги, растекающиеся пятно, красивые женские ноги и разговор по сотовому. Эти образы разделены между собой телевизионными спецэфектами (шторками), которые переносят зрителя в телереальность, настолько же сюрреалистическую, как наши сновидения.
И таки да, все эти образы и находки чаще всего происходят на бессознательном уровне. И в таком случае мы можем лишь оценить удачные совпадения, где в одном месте и в одно время собралась группа забавных типажей, которые в современных реалиях изображают поведение вымышленных медийных героев.
Фильмы, которые бы я наградил:
1. СК. «Алмазное селфи». За обаяние главных героев и ясность высказывания.
2. Авангардисты. «Мой страшный сон». За красоту родного края, за штаны Адидас, за гномика и говорящих насекомых.
3. Летающий цветок. «Маршрут». За адаптацию боевика к условиям херсонских низменностей. За длинный ствол снайперши, за мужчину в красной рубашке под картиной про собак, раздирающих оленью плоть.
4. Golden Legend. «Ключ до раю». За поразительное соответствие выбранным жанрам. За фуэте главной героини и уместные спецэффекты.
Ну а видео:
«НАСОС»
Рина Васильченко
БЛОКВИДЕО
вне конкуренции. Это к просмотру обязательно!