Кто-то из умных людей сказал, что об украинской культуре как о состоявшейся в мировом контексте можно будет говорить, когда у нас появится свой Гарри Поттер. В смысле – его аналог. Т.е. нужен узнаваемый персонаж, способный завоевать сердца миллионов. А до тех пор быть нам аутсайдерами, несмотря на всю нашу красивую историю.
Из всего виденного в последние годы на ум приходят разве что Вий и Котигорошко. Вий не подходит – персонаж должен быть или безусловно положительным, или же отрицательным и настолько раскрученным, чтобы со временем его постмодернистки «переиграли» в неоднозначного (феномен Дракулы). Котигорошко вроде и ничего, но… Разве он перевесит таких гигантов популярности, как, скажем, Губка Боб? Ответ очевиден. Значит, чего-то мы недопонимаем. Что-то мы упустили… Следовательно, время анализировать врага.
Итак, Спанч Боб. Раньше на экранах телевизоров, теперь ещё и в 3Dв кинотеатрах. Входит в десятку самых популярных мультфильмов в мире. Никого не оставляет равнодушным – его либо ненавидят, обвиняют в предельной тупости, провозглашают мерилом деградации, либо смотрят всей семьёй, покупают сувениры, всячески фанатеют и даже находят в нём педагогический потенциал.
Исторически такой персонаж как Губка Боб ничем не оправдан. Абсолютно. Никто не искал корни и архетипы. Единственное, к чему можно апеллировать – это измученное коллективное бессознательное и чего оно хочет. А хочет оно одного – позитива. И приходит он – Губка Боб, неунывающий работник фастфуда (что само по себе оксюморон). Он готовит ради удовольствия, и своего и других. Цитата: «Губка Боб представляет из себя типичного сторонника Огюста Конта. Действуя в парадигме позитивизма, Спанч Боб не ищет высоких смыслов и глубокой метафизики, а действует, опираясь только на чувственные ощущения и опыт». Цель нести людям радость и вкусные крабсбурги может отойти на второй план только перед угрозой утраты Таинственного рецепта (Гипер Текста), который ни разу не озвучивается и может домысливаться как Главный код, основа жизни (и не только в Бикини Боттом).
Губка Боб – спаситель от Здравого Смысла, мессия-инфант в прагматичном дёргающемся в предкризисных агониях взрослом мире. В этом контексте интересны разные представления о взрослости. Смена идеологии в обществе и отношение к частной собственности видоизменили представление о долге, ответственности и целеопределении. Говорят, что украинцы – молодая нация, с формирующейся самоидентификацией. Но, похоже, мы рано повзрослели – как рано взрослеют дети, которые с малолетства оказываются в вихре взрослых проблем. Мы думаем и ведём себя как взрослые. А поиск супергероя – это всегда детство. Будьте как дети – и тогда, возможно, вам откроется тот самый Гипер Текст – не в виде букв, слов, образов, а на уровне интуитивного знания, по которому можно наконец-то приготовить что-то удобоваримое. Ибо махание историческими саблями в отдельно взятой стране в попытке отбиться от существующей культурной парадигмы может принести победу в сражении, но не в войне.
Даже если не брать во внимание творения Гоголя и других великих украинских гениев , а остановить свой взор на мультгероях, то сразу вспоминается бессмертное творение киностудии «Киевнаучфильм» мультсериал про «Как казаки…». Великолепный образец находчивости и оптимизма. На мой взгляд, хороший украинский бренд, вот только огромная проблема как этого бренда, так и многих других, с продвижением. Не раскручен и поэтому неузнаваем. Смена идеологии в обществе конечно вносит свои отпечатки, но то что «украинцы – молодая нация, с формирующейся самоидентификацией» в корне не согласен, ибо самоидентификация формировалось не одно столетие.
Украинская и американская культура сопоставимы по времени становления, но на Украине нет Голливуда и той мощнейшей рекламной машины, которая могла бы раскрутить украинскую идентификацию до узнаваемости во всем мире. Все знают, что такое «Дикий Запад» и с легкостью узнают ковбоев, но при этом путают китайских терракотовых воинов с японскими самураями. Хотя где штаты, а где Китай с Японией на фоне исторического среза.
Нужен мощный тягач в виде успешно развивающейся экономики, который за собой потянет вверх и всю культуру. Вот тогда-то будут продвигаться все украинские бренды (коих не мало) и которые будут узнаваемы во всем мире.
И мне бы очень хотелось застать это время, если не самому, то хотя бы своему сыну.
Хмм. Что-то в итоге тоже пессимистично получилось))))