“Terra Futura-2014” представляет:
интервью с участниками фестиваля

 

Есть люди, которые к первому успеху успевают как раз на середине жизни. Иные - вообще за 5 минут до того, как станет все равно. Проще говоря, проходят путь, «исполненный лишений», прежде чем условный лавровый венок украсит их употевшее от трудов чело. А вот Игорь Чекачков с первой же серьезной попытки заявить о себе, как об арт-фотографе, вытащил тот самый (джек-потовский) лотерейный билет. Завидос. Без всяких скидок на моральный кодекс. Кому нужны лишения и трудности? «Хочу как Игорь» - таков лозунг на сегодня.


- Начнём с главного: как, когда и почему ты решил, что умеешь фотографировать?

- А я просто смотрел очень много кино и видел разных художников, мне нравились картинки. Параллельно стал немножко щёлкать.

- А что щёлкал?

- Всё подряд. Какую-то абстракцию, линии всякие мне нравились. Геометрия, в общем.

- То есть «бытовухи», сюжетов не было?

 - Нет, я такое не любил.

- Сразу делал серии?

- Нет. Я снимал достаточно банальные, плохие фотографии. Но мой товарищ, который работал тогда в харьковском новостном агентстве, почему-то решил, что я могу работать там тоже, и взял меня вместо себя.

 - А там другие критерии... Нелегко было «щёлкать», грубо говоря, иллюстрации к тексту?

- Очень тяжело. Тут нужно было думать не только о форме, а и о том, что какой-то человек должен быть в кадре.

- Ругали тебя поначалу?

- Сильно. Зато это была потрясающая школа. Где-то года три я снимал только репортаж. Попутно какие-то маленькие вещи для себя, в другой стилистике. А потом я посмотрел фильм «Империя чувств» и в мою жизнь вошло «ню». До этого я воспринимал эротическое искусство, как что-то очень нечестное, потому что оно апеллирует не к эстетическому или интеллектуальному, а к животному. А после фильма я понял, что эротика вообще не должна возбуждать, это нечто совершенно другое. Мне так это понравилось, что я стал немножко щёлкать сам. Потом показал Роману Пятковке.

- Что это было?

- Это была первая фотография из серии «Daily Lives» - там, где ракурс сверху.

- Девчонок-то как уговорил? Уж извини, все хотят знать, как вам, «арт-ню артистам» это удается?

- Искать моделей всегда тяжело. В итоге я уговорил своих подруг.

- Ну, и понес ты всю эту красоту Пятковке…

- Да, он тогда уже отсмотрел достаточно много фотографов, довольно бегло, и мои какие-то фотографии смотрел и тоже пропускал, но потом открыл эту картинку и сказал: «Поздравляю, Игорь, ты художник! Снимай и показывай!». И я подумал: «Да, надо что-то делать, наверное…»

- Наверное?

 - На самом деле, прошел год, прежде чем я к этому вернулся. Я тогда не понимал, как и куда двигаться.

- Чем ты целый год забивал эту паузу?

- Снимал для «Forbes», «National Geographic»… Плюс я всегда занимался уличной фотографией. А потом я вдруг понял, как дальше делать эту серию. Нашел еще двух девочек. Что-то получилось, но я им сказал тогда: «Это всё здорово, но не интересно - час активно поснимать, а потом перестать. Нужно пожить вместе пару недель: вы будете постоянно голые, а я буду постоянно снимать, и тогда что-то выйдет». То есть, я хотел погрузиться в атмосферу. И к моему удивлению, они сказали: «Да».

 - Отщёлкал ты там, наверное, миллион кадров… И как потом производил отбор?

 - Это еще тяжелее, чем снимать. Но и сама съемка, и отбор фотографий у меня всегда происходят интуитивно: у меня нет каких-то критериев, я просто понимаю, что «да», а что - «нет».

- Сколько отобрал?

- 25. И снова показал Пятковке. Он сказал, что все гармонично, все получилось.

 - Не критиковал, что ли, вообще?

- Как ни странно - нет.

- Как минимум, это должно было тебя как-то возбудить…

- Просто почему-то я был очень уверен в этой серии.

- А дальнейшая её судьба?

- Ну и всё, я выставил ее в Интернет и забыл.

- Получил какой-то фидбэк?

- Да, мне сразу предложили выставку в Львове, потом где-то еще…. Меня это, конечно, порадовало. До этого фотография была для меня каким-то ремеслом, а тут я уже понял, что это то, чем я хочу заниматься дальше. Честно говоря, я не очень интересовался дальнейшей судьбой этой серии. И вдруг случилась удивительная вещь: мне написали письмо из «La Quitreme Image gallery» (Париж): «Здравствуйте, мы посетили ваш сайт, и нам очень нравятся ваши работы. Не хотите ли вы сделать выставку в Париже?»

- Первая же серия - и Париж! Они как-то аргументировали свой выбор?

 - Просто понравилось - и все.

- А что люди там, на выставке, говорили о твоих работах?

 - Мне передали, что художники (гости выставки) выразились примерно так: интересный контраст сложной текстуры и чего-то очень простого – в моем случае, тела. Потому что тело - это очень просто визуально, а остальные вещи по текстуре непростые, и вот они утверждают, что у Хокусая (который там тоже выставлялся) было что-то подобное, он использовал такой контраст. Еще говорили, что моя работа очень графичная. Кстати, европейским галеристам серия понравилась, и один предложил мне персональную выставку в Париже, возможно, весной. А вот галерист из России сказала: «Ну… так». Я её не очень впечатлил.

- Вопросы задавали?

- - Меня часто спрашивали, почему они обнаженные. Я не знаю, как на это ответить. Ну, мне интересна пластика, фактура тела. И совсем не интересна одежда.

- Ты представлял Украину, причем один. Спрашивали тебя об украинской фотографии?

- Нет. Более того, парижский галерист мне говорил, что мне нужно быть здесь, в Европе, - больше шансов, больше возможностей развиваться.

- Их не интересует, что у нас в этой сфере происходит?

- Абсолютно. У меня сложилось впечатление, что они не особо зациклены на странах, границах, политике. Их интересуют люди, индивидуальность художника.

- Что ты сам думаешь по этому поводу?

- Во-первых, для меня важно огромное количество фидбэка, которое я получил. И реакция людей там была совершенно другой - не так, как здесь. Было много вопросов, все интересовались. Во-вторых, у меня купили работы, чего не происходит здесь. Конечно, это очень вдохновляет.

- То есть, в принципе, если обстоятельства сложатся удачно, ты легко уедешь?

- Да. Я люблю Украину, но уехал бы, чтобы получить подобный опыт.

- Что с тобой интересного еще происходило в Париже?

- Есть еще история, которая стала для меня очень интересным опытом: один дизайнер меня нашел и сказал: «Давай сделаем вместе фэшн-съёмку». Я ему объяснил, что я таким не занимался никогда, а он говорит: «Не переживай, мне нужен именно арт».

- И?

- Мы с ним обсуждали этот проект долго, он мне документ на 10 страниц показал - с концепцией, с картинками, с какими-то ещё отсылками. И я провел три дня в библиотеке фотографии, изучая фэшн-фотографов. Вдохновился.

- А идею помнишь?

- Да. Его интересовала идея вуайеризма и подглядывания. Что-то подобное он увидел в моих работах, ему это понравилось. Концепция такова: будто бы дети переодеваются в одежду взрослых, когда тех нет дома. Среди моделей была маленькая девочка, две девушки и парень – гей, причем, такого в Украине не встретишь – совсем такой гей-гей. Одевался в платья, очень смешно себя вел. Но в итоге это добавило свой колорит съемке.

- Хорошо, а в чем твой интерес к нашему фестивалю? Что для тебя было полезным?

- Мне интересно было делать совместный проект. Но было нелегко, потому что в чужом городе. И технически я не очень был к этому готов. Но, все равно понравилось.

- А вообще видео ты не делаешь? Или баловался?

- Немножко. И собираюсь заняться этим плотнее. Мне в Париже предложили снять короткометражку в Украине для фестиваля «Bring Us Your Women». Это будет 12 короткометражек о женщинах, которые снимают разные режиссеры. Мне дали тему Марии Магдалены. Так что впереди много работы.

- Ладно, пошлешь ты эту короткометражку туда… Слава, понятное дело. Или, может, и заплатят даже?

- Ну, немного - четыреста долларов. Главное - то, что они покажут мою работу на фестивалях. И я, возможно, поеду в Бостон, где будет показ всех фильмов (один из продюсеров фестиваля - оттуда). Учитывая то, как выстрелил Париж, можно надеяться, что и в Бостоне я с кем-то познакомлюсь.

серия работ представленная на фестивале Terra Futura

PS. Я все думаю, где и когда этот человек свернул ТУДА? Может, нам всем еще раз посмотреть «Империю чувств»? Или просто верить интуиции, которая точно знает, что «да», а что «нет»? Ладно, чужой рецепт успеха не украдешь… А жаль.

http://chekachkov.com