За что мы любим черный английский юмор? За разрыв шаблонов. За что любим Ивлина Во? За то изящество, с которым он эти шаблоны разрывает. Похоронная контора «Шелестящий дол», где проходит действие его романа «Незабвенная», - вроде не место для шуток, но пристрастие к эстетизации ритуалов и придания им той абсурдной сакральности и статусности, которой они не заслуживают, - отличный повод для иронии.
Серия «Шелестящий Doll» - не просто постмодернистская аллюзия на известный роман, это продолжение вечно молодой темы «кто наши мертвецы и как мы их хороним». Просто кто-то мастерски «погребает» людей, а кто-то – наивные надежды обывателей на победу демографии над «детопожирательством» войны.
И в том, и другом случае сила ритуалов очевидна. Как и непобедимы символы, которые используют «эстетствующие гробовщики». Далее - лишь вопрос трактовки: красный цветок в генитальном пространстве – триумф Эроса (и в перспективе – его «демографические» плоды) или символ могильного венка для мертворожденных детей («ashes to ashes»)? Чтобы войне нечем было поживиться.
А пока зритель гадает, Танатос по-прежнему бодро шаркает на наших просторах, Dolls шелестят, похоронные конторы процветают… Это смерть – эскалатор бесконечных возможностей. А жизнь как регтайм – проигрывается в разорванном времени.
Текст: Юлия Манукян