Реплика на арт-скандал месяца
Что-то недобрая тенденция наметилась в последнее время. «Відбувся дуже мутний конфлікт. В підсумку полеміка із площини правої ідеології і патріотизму перейшла у площину цензури і скандалів, котра за останні роки уже всім остоє…ла». Назар Шешуряк, художник, один из кураторов проекта.
Золотые слова. У нас что ни выставка с тегом #провокация, то истерика и принуждение к резкому прощанию с выставочным пространством. И громкая «посмертная» слава в медиа-инвайроменте. Так было недавно с харьковским Non Stop Media. Утомлять начинает, чесслово.
Описывать выставку и подробности изгнания не будем - материалов по теме полно в Интернете. Если коротко, выставка открылась 10 октября в галерее Bereznitskiy Project (Киев) и должна была продлиться до 31, однако продержалась всего два дня: собственник помещения - участник АТО - потребовал от галериста Евгения Березницкого очистить это самое помещение - за пропаганду правых идеологий (фашизма, проще говоря, вряд ли участник АТО в этих тонкостях разбирается). Говорят, даже угрожал отрезать то, что обычно в таких случаях отрезается. Ушли. Не стали заедаться. Ну, не голодовку же, в самом деле, устраивать. Да и части тела дороги.
А теперь - о впечатлениях. Проект, безусловно, крут. Как и его месседж, который, увы, надо уметь читать. А с этим, как выясняется, и продвинутые люди не справились, не то что рядовой зритель, привычно при виде свастики впадающий в мистический ужас. Однозначно есть мощные работы и однозначно жаль, что так быстро его свернули. К слову, Среди участников были и ребята из Николаева – фотограф Сергей Мельниченко (серия «Блокпосты») и художник Андрей Сигунцов (коллажи).
Однако не круто повели себя обе стороны. Никому не хватило чувства юмора. Ну ладно, патриоты – там в этом смысле мрак, оно и понятно. Или любишь Батькивщину до самозабвения, или тихо в тряпку (громко – уже гарантированный риск) иронизируешь от недостатка этой самой любви. Но и художникам как-то должно быть неловко так радостно бросаться в омут скандала в запатентованном диссидентами стиле «Притесняют!», и в этом же стиле грозиться продолжить дискуссию на территории более цивилизованных стран. Ну, усмехнулись бы понимающе: ирония, ведь, по-прежнему – оружие пусть слабых, но умных. Пьянит, пьянит мытцив террор любого сорта, – «Ага, с..ки! Попал, да? В самое «не могу» засандалил?» Извиняет разве что тот факт, что, видимо, реально почуяли на своих шеях удушающий захват новых националистов.
А эти могут. Анатолий Ульянов в своем комментарии по поводу закрытия выставки налил говнища в своем духе, нарисовав перспективу полного нашего упадка, если мы заради национальной идеи перестанем позволять художникам самовыражаться. Но ведь прав, АТО его дери. Тут уж душу раздирает чувство жесточайшей неловкости за наших патриотов.
Шлак со дна поднялся, вот в чем проблема. Теперь каждая особь в камуфляже может выдвинуть пуленепробиваемый аргумент «Я воевал!» - и все вытягиваются по стойке смирно в полнейшем почтении и вполне осознанном страхе быть линчеванным за критику «орущего патриотизма». Не все, конечно, даже не многие так себя ведут. Но вот чуть «богема» зарвалась, поставила свои гнилые интересы выше интересов текущего момента, как сразу нашлись ребята с «чотким» знанием, что есть хорошо, а что плохо – опять же в разрезе текущего момента. И вуаля! – по сусалам. В печку! А лучше – на фонарь. Чтобы неповадно было, как говорят наши северные соседи.
Страх – вот что управляет сегодня всеми. Патриоты боятся пятой колонны и в каждой нелобовой попытке рефлексировать по поводу всего, что сегодня с нами и страной происходит, видят угрозу пропаганды «не тех ценностей: «Мы тут доказываем, что наше дело – правое (sic!), а они смеют играть словами, символами и прочей метафизикой и превращать нашу архисложную ситуацию в повод для фарса». Вот ведь святая простота – не понимать, что принесли этой выставке больше славы в 10 раз своими «нах..й с пляжа», чем если бы она тихо-мирно прошла в своем режиме и благополучно похоронилась бы под пластами наползающих вслед культурных событий не меньшей остроты и эффектности.
Но судя по текущему моменту (заело меня что-то на нем), притеснять таки будут. Здесь еще нужно понимать, что ничего страшнее и оскорбительнее, чем быть фашистом до сих пор не придумано. Всякую хулу может наш человек переварить, но это – генетически не усвояемо. Поэтому все эти интеллектуальные заигрывания с «зигами» и прочей Nazi атрибутикой – очень опасный лед, и если он треснет, то под ним вас, господа «мытци», будут ждать разные люди, и не всегда с релевантным бэкграундом. И пожелания типа «А теперь – валите отсюда нафиг» (если и дальше красть цитаты из «Большого куша») – это самое доброе, что может с вами случиться. Тут уж будьте готовы «смерть мученическую принять», ежели что… Не дай бог, конечно. Хотя… Героям слава!
Так что надо крепиться. И упорно делать свое дело. Тоже правое – не в смысле идеологического вектора, а в смысле выбранного стиля жизни. Типа «рефлексировал, рефлексирую и рефлексировать буду».
Можно подумать, на этой галерее свет клином сошелся. Отличный, кстати, опыт для кураторов. Если твой проект хотя бы раз не закрыли за «пощечину общественному вкусу», можешь свое кураторское портфолио стыдливо засунуть в… стол. Обидно, конечно, не сделать все, что задумано, но в данном случае поражение – почище некоторых побед. Ничего, злее станете, а значит, впереди – еще больше провокаций. Смеем надеяться…
Комментарий Назара Шешуряка, куратора выставки:
Стосовно цайтгейста. Цайтгейст у нас зараз такий, що колективна свідомість кипить ось уже майже рік, на очах народжуються і руйнуються святині, виникають і зникають різноманітні табу. Все це страшенно цікаво, і все це треба проговорювати. Проблема тільки в тому, що розмови ведуться все більше про народ (зігафолк - це не тільки зіга, це в першу чергу фолк), про націю, або про багатонаціональне єднання українських громадян, або про громадянське суспільство. Але ніхто не говорить про індивіда, про людину з її самотністю і беззахистністю. Подивіться на блокпости Мельниченка: дегуманізована геометрія, на вісім фотографій аж одне обличчя, і то затиснуте в кутку кадра. Зате майорять жовто-блакитні стяги. Слава Україні!
фото: Сергей Мельничнеко
Что-то недобрая тенденция наметилась в последнее время. «Відбувся дуже мутний конфлікт. В підсумку полеміка із площини правої ідеології і патріотизму перейшла у площину цензури і скандалів, котра за останні роки уже всім остоє…ла». Назар Шешуряк, художник, один из кураторов проекта.
Золотые слова. У нас что ни выставка с тегом #провокация, то истерика и принуждение к резкому прощанию с выставочным пространством. И громкая «посмертная» слава в медиа-инвайроменте. Так было недавно с харьковским Non Stop Media. Утомлять начинает, чесслово.
Описывать выставку и подробности изгнания не будем - материалов по теме полно в Интернете. Если коротко, выставка открылась 10 октября в галерее Bereznitskiy Project (Киев) и должна была продлиться до 31, однако продержалась всего два дня: собственник помещения - участник АТО - потребовал от галериста Евгения Березницкого очистить это самое помещение - за пропаганду правых идеологий (фашизма, проще говоря, вряд ли участник АТО в этих тонкостях разбирается). Говорят, даже угрожал отрезать то, что обычно в таких случаях отрезается. Ушли. Не стали заедаться. Ну, не голодовку же, в самом деле, устраивать. Да и части тела дороги.
А теперь - о впечатлениях. Проект, безусловно, крут. Как и его месседж, который, увы, надо уметь читать. А с этим, как выясняется, и продвинутые люди не справились, не то что рядовой зритель, привычно при виде свастики впадающий в мистический ужас. Однозначно есть мощные работы и однозначно жаль, что так быстро его свернули. К слову, Среди участников были и ребята из Николаева – фотограф Сергей Мельниченко (серия «Блокпосты») и художник Андрей Сигунцов (коллажи).
Однако не круто повели себя обе стороны. Никому не хватило чувства юмора. Ну ладно, патриоты – там в этом смысле мрак, оно и понятно. Или любишь Батькивщину до самозабвения, или тихо в тряпку (громко – уже гарантированный риск) иронизируешь от недостатка этой самой любви. Но и художникам как-то должно быть неловко так радостно бросаться в омут скандала в запатентованном диссидентами стиле «Притесняют!», и в этом же стиле грозиться продолжить дискуссию на территории более цивилизованных стран. Ну, усмехнулись бы понимающе: ирония, ведь, по-прежнему – оружие пусть слабых, но умных. Пьянит, пьянит мытцив террор любого сорта, – «Ага, с..ки! Попал, да? В самое «не могу» засандалил?» Извиняет разве что тот факт, что, видимо, реально почуяли на своих шеях удушающий захват новых националистов.
А эти могут. Анатолий Ульянов в своем комментарии по поводу закрытия выставки налил говнища в своем духе, нарисовав перспективу полного нашего упадка, если мы заради национальной идеи перестанем позволять художникам самовыражаться. Но ведь прав, АТО его дери. Тут уж душу раздирает чувство жесточайшей неловкости за наших патриотов.
Шлак со дна поднялся, вот в чем проблема. Теперь каждая особь в камуфляже может выдвинуть пуленепробиваемый аргумент «Я воевал!» - и все вытягиваются по стойке смирно в полнейшем почтении и вполне осознанном страхе быть линчеванным за критику «орущего патриотизма». Не все, конечно, даже не многие так себя ведут. Но вот чуть «богема» зарвалась, поставила свои гнилые интересы выше интересов текущего момента, как сразу нашлись ребята с «чотким» знанием, что есть хорошо, а что плохо – опять же в разрезе текущего момента. И вуаля! – по сусалам. В печку! А лучше – на фонарь. Чтобы неповадно было, как говорят наши северные соседи.
Страх – вот что управляет сегодня всеми. Патриоты боятся пятой колонны и в каждой нелобовой попытке рефлексировать по поводу всего, что сегодня с нами и страной происходит, видят угрозу пропаганды «не тех ценностей: «Мы тут доказываем, что наше дело – правое (sic!), а они смеют играть словами, символами и прочей метафизикой и превращать нашу архисложную ситуацию в повод для фарса». Вот ведь святая простота – не понимать, что принесли этой выставке больше славы в 10 раз своими «нах..й с пляжа», чем если бы она тихо-мирно прошла в своем режиме и благополучно похоронилась бы под пластами наползающих вслед культурных событий не меньшей остроты и эффектности.
Но судя по текущему моменту (заело меня что-то на нем), притеснять таки будут. Здесь еще нужно понимать, что ничего страшнее и оскорбительнее, чем быть фашистом до сих пор не придумано. Всякую хулу может наш человек переварить, но это – генетически не усвояемо. Поэтому все эти интеллектуальные заигрывания с «зигами» и прочей Nazi атрибутикой – очень опасный лед, и если он треснет, то под ним вас, господа «мытци», будут ждать разные люди, и не всегда с релевантным бэкграундом. И пожелания типа «А теперь – валите отсюда нафиг» (если и дальше красть цитаты из «Большого куша») – это самое доброе, что может с вами случиться. Тут уж будьте готовы «смерть мученическую принять», ежели что… Не дай бог, конечно. Хотя… Героям слава!
Так что надо крепиться. И упорно делать свое дело. Тоже правое – не в смысле идеологического вектора, а в смысле выбранного стиля жизни. Типа «рефлексировал, рефлексирую и рефлексировать буду».
Можно подумать, на этой галерее свет клином сошелся. Отличный, кстати, опыт для кураторов. Если твой проект хотя бы раз не закрыли за «пощечину общественному вкусу», можешь свое кураторское портфолио стыдливо засунуть в… стол. Обидно, конечно, не сделать все, что задумано, но в данном случае поражение – почище некоторых побед. Ничего, злее станете, а значит, впереди – еще больше провокаций. Смеем надеяться…
Комментарий Назара Шешуряка, куратора выставки:
Стосовно цайтгейста. Цайтгейст у нас зараз такий, що колективна свідомість кипить ось уже майже рік, на очах народжуються і руйнуються святині, виникають і зникають різноманітні табу. Все це страшенно цікаво, і все це треба проговорювати. Проблема тільки в тому, що розмови ведуться все більше про народ (зігафолк - це не тільки зіга, це в першу чергу фолк), про націю, або про багатонаціональне єднання українських громадян, або про громадянське суспільство. Але ніхто не говорить про індивіда, про людину з її самотністю і беззахистністю. Подивіться на блокпости Мельниченка: дегуманізована геометрія, на вісім фотографій аж одне обличчя, і то затиснуте в кутку кадра. Зате майорять жовто-блакитні стяги. Слава Україні!
фото: Сергей Мельничнеко