Участникам предложили исследовать тему «Вина: восхождение или тотальная пассивность?». Концепция (написанная автором статьи специально для фестиваля) в самом общем виде такова: «Сильное чувство. Подлое чувство. Опускающее на колени, но не дающее упасть на дно абсолютной бесчеловечности. Mea culpa. Mea maxima culpa. Тянущаяся в бесконечность. За что? За все – за свои собственные несовершенства, за уродство окружающей действительности, за благие порывы изменить мир к лучшему и неспособность изменить даже себя… За то, что мы сделали с миром и собой. За сознательное и бессознательное желание не быть виноватым ни в чем. Пусть другие тонут в разъедающем растворе рефлексии, растравливая свое эго, избивая себя розгами (метафизическими и реальными), отторгая все то черное, что есть внутри. Тыча друг другу стигматы, явные и скрытые, – как доказательство присутствия Бога в себе. Я виноват, Господи…»

Образовательный формат – не норма для фестиваля. По большому счету, это эксперимент, как и новая локация – кампус «Новое место», расположенный в лофте ТРЦ «Французский бульвар».

Новации – это всегда непредсказуемо. Воркшоп, а вернее, его результат (в данном случае, выставка) имеет равные шансы вылиться как в нечто впечатляющее, так и закончиться показом довольно посредственных рефлексий. Отдельный фактор – реакция гостей. Как рассказали организаторы, культуру у них «потребляет» подготовленный зритель. Случайных людей мало. Так что с этой стороны особых сюрпризов не ждали. Возмездие за смелость некоторых авторов нагрянуло с другого бока.

Харьковский художник Роман Михайлов вывел проектором анонимный диалог из двух реплик «На х…й по своим стрелять? – Сами виноваты» на внутреннюю стену 4 этажа ТРЦ так, чтобы она читалась с выставки и даже была видна посетителям с нижних этажей, если бы они удосужились посмотреть вверх. Спустя 2 часа лофт посетили охранники ТРЦ и демонтировали работу. Выяснилось, что один из охранников – из Славянска. Для него это в чистом виде провокация, которая может вызвать вооруженный конфликт. Он даже начал говорить об эвакуации посетителей. Организаторы всплеснули руками, мол, никто ничего такого не подразумевал. Вполне нейтральные реплики, почему такая реакция? Где здесь намёк на что-то конкретное?

Вопрос к автору: а что, собственно, он имел в виду? А Роман изначально подавал это как диалог украинских солдат, которые едут в зону АТО воевать с террористами. Нейтрально? Ну, не знаю…

Один из участников выставки, херсонец Валерий Копысов из арт-группы «ВакциНация», также сумел возбудить зрительский ажиотаж своим проектом «Красная площадь». Ему выделили практически отдельное помещение – для масштабного граффити на стенах и не менее габаритных инсталляций на полу. Сам Валерий изображал из себя ракету (соответствующий костюм автор пошил собственноручно). Забравшись под потолок, «ракета» выжидала своего часа – чтобы эффектно рухнуть вниз, разметав напольную конструкцию. И все это под саундтрек, имитирующий звуки разрывающихся снарядов. Аллюзии просматриваются отчетливо. Зрелищно? А то. Провокационно? Несомненно. На этом Валера не успокоился. Устремившись в гущу посетителей вставки, он ещё часа полтора развлекал публику «ракетными» выходками, а также сражался с Deutsche Offizier, засевшем в лавке с весёленьким названием «Шаурма из москальских детей». Офицер (в исполнении автора проекта «Информационная вина» Сергея Григоряна из Ивано-Франковска) дико вращал глазами и выкрикивал тексты самого неполиткорректного характера. Они с Валерой составили весьма яркую пару «крейзи» перформеров. Радовались все, кроме администрации «Французского бульвара».

Конфликт подогрелся ещё одной реакцией: люди, работающие в ТРЦ, выступили рьяными радетелями за лексическую непорочность заявленных на выставке мессеждей: «Тут же дети ходют. А у вас мат!» Дети «ходют», не без этого, и мат присутствует – всё-таки, contemporary art, в нём это бывает. А ведь администрация ТРЦ была очень в курсе – её предупредили, что провокативность есть непременное (если не главное) условие отбираемых для выставки работ. Но сила vox populi так убедительна, а страх администрации перед физическим насилием со стороны оскорбленных современным искусством патриотов и их оппонентов так велик, что компромисса достичь не удалось. Короче, не надо нам здесь разжигать агрессию, посему извольте покинуть помещение. И закрасить ненормативную лексику (привет детям). Да, и публичные извинения хорошо бы… А лекции читайте на здоровье. Но директор галереи Татьяна Тумасьян решила покинуть помещение en masse – и экспозицию вывезти, и прочие мероприятия в «Новом месте» не проводить. Во-первых, подачки – это унизительно. Во-вторых, извиняться не за что. В-третьих, кто даст гарантии, что забредшие вдруг на лекции дети не услышат травмирующие для себя вещи? И карусель с попранной моралью начнётся сначала.

Понятно, что говорить о неожиданности реакции было бы чистой воды кокетством. События в стране автоматически актуализируют интерпретации – на что и был, по всей видимости, расчет. Если где-то кого-то убивают, трудно увидеть в проекте Михайлова ту высокую степень абстракции, которая заставляет с недоумением вопрошать «О чём это он?» И не понять, в чём смысл ракеты, нацеленной на Красную площадь. Или пропустить мимо ушей лозунг пустить «москальских детишек» на фастфуд.

В любом случае, этот немедленный фидбэк не только оправдал титанические усилия кураторов извлечь из «воспитуемых» их видение темы. Он придал мероприятию той остроты, к которой стремятся организаторы подобных фестивалей, но не всегда в этом преуспевают. В общем, скандал (читай - успех). Директор галереи – в шоке, который, впрочем, быстро проходит (дивиденды-то от информационного шума очевидны); кураторы сочувствующе кивают, естественно, в душе радуясь повышенному вниманию к своему детищу; участники раздуваются от гордости на глазах – они в топ-новостях, тренде и вообще всё круто.

Вот так прогрессивный (на вид) кампус «Новое место» проиграл, а выставка с работами неоднозначного уровня выиграла. У первых – репутация ретроградов, у вторых – слава арт-провокаторов. С чем мы их и поздравляем.

К слову, о кураторах. Они не только помогли молодым художникам осознать свой потенциал (и в смысле провокационности тоже), но и прочитали весьма занимательные лекции. Тема «Художник и революция», предложенная Ильей Исуповым, не теряет актуальности и по сей день, более того, в свете событий на Майдане ее еще переосмысливать и переосмысливать. Было что послушать, о чем подумать, а уж поводов задать Илье вопросы – и того больше.

Сергей Братков поднял предмет своей лекции на малодоступную для присутствующих высоту, рассказав выборочно о наиболее интересных проектах биеннале «Манифеста 10», которая проходит в этом году в Санкт-Петербурге (http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/13/hm13_2_020_0/hm13_2_020_4.html).

Блестящая презентация – и в речевом, и в иллюстративном плане. Но странным образом угнетающая впечатление от масштабов и результатов локального мероприятия. Эта игра на разнице в уровнях – штука опасная, чреватая фрустрацией и для участников, и для организаторов.

А вот лекция херсонского художника Стаса Волязловского доморощенных цензоров подвигла бы на суд Линча. Он абсолютно бестрепетно продемонстрировал свои, исполненные самой зверской генитальной символики работы (в том числе и видео), процитировал имеющиеся на них тексты (за что Татьяна Тумасьян публично извинилась с особенным удовольствием) и получил в награду шумные восторги слушателей, требующих «исчо». Даже вырванный из сети чьей-то недоброй ногой кабель проектора не испортил показ. Только сумасшедшим волевым усилием Татьяна приказала себе и Стасу прекратить эту вакханалию, а то не разошлись бы и до ночи.

 

*Международный фестиваль молодежных проектов Non Stop Media существует в режиме биеннале с 2003 года. Автор идеи и руководитель фестиваля – Татьяна Тумасьян, директор Харьковской муниципальной галереи. Фестиваль включает в себя конкурсную программу для художников до 30 лет, образовательную платформу в сфере contemporary art и широкую параллельную программу спутников (молодое кино, театр, литература, музыка).