Так называется выставка, которую в Херсонской областной библиотеке им.Гончара представил крымскотатарский художник Исмет Шейх-Задэ. Впрочем, выставкой в классическом понимании её назвать сложно, а понимание происходящего требует не только интеллектуальных усилий и культурного багажа, но и открытости к восприятию других культур, «другой истории» и другой философии - причём вдобавок всё это пропущено через призму современного искусства, что ставит перед зрителем крайне  нелёгкую задачу. Фактически перед нами ребус, сотканный художником из тысячелетней истории Крымского ханства, реальных фактов, легенд и мистификаций, и облечённый в форму многочисленных арт-проектов. Собственно, постеры и фрагменты некоторых проектов и представлены на выставке.

Начнём с того, что "Крымское ханство" – это виртуальная галерея современного искусства, которую Исмет Шейх-Задэ основал в 1996 году. Галерея существует в мозгу художника, откуда через проекты попадает в умы зрителей. Хотя «зрителями» тех, кто берёт на себя труд вникнуть в философию и творчество автора, тоже назвать трудно. Читая рецензии в СМИ по типу «…Экспозиция включает фотографии, картины и инсталляции, интерпретирующие культуру крымских татар…», понимаешь, как далеко это от истины и невольно морщишься от привкуса «этники». Её там нет, как и той пост-постмодернистской лёгкости, с которой жонглируют концепциями современные художники. В творчестве Исмета Шейх-Задэ есть нечто более весомое – под ним буквально физически ощущаешь тектонические пласты памяти и истории крымско-татарского народа. 

Галина Скляренко, кандидат искусствоведения, НАН Украины, Киев: «…художник не стремится заменить историка или по-своему отрежессировать те или иные «повороты судь­бы», просто его история — другая, добавляющая к сухому перечню фактов свою образную оптику, новый подлинник, способный обозначить другие, забытые, утраченные или уничтоженные национально-культурные перспективы. Что ж, «новая археология» давно заняла свое место в арсенале актуального искусства, помещая в пространство инсталля­ций, объектов и ассамбляжей как «исторические новоде­лы», так и подлинные раритеты, делая участниками перформансов исторических персонажей. Однако в современной культурной ситуации Крыма подобные авторские интенции несут в себе больше, чем «ироничные игры со временем и пространством». За ними – не просто потребность «по­вернуть время вспять», восстановить национальную исто­рию, достоинство народа и его место на современной карте мира, но и острая необходимость заново обживать родную землю, выстраивая на ней новый Крымский Юрт».

Из Херсона выставка (которая, как мы убедились, не совсем выставка, но в сочетании с автором, являющим собой подлинный артефакт, безусловно нечто, находящееся на территории современного искусства) отправится в Берлин. Почему в Берлин? Обратимся к  работе «Украина», созданной Исметом Шейх-Задэ совместно с киевским художником Юрием Соломко в 2005 году – на карте Украины оба художника обозначают Крым, пытаясь его толи удержать, толи задать новое направление движения. «Западный вектор» пересёк Крым, прошёл через Херсон и указал на Берлин, и в свойственной ему манере Исмет Шейх-Задэ и здесь рассмотрел символы и предсказания. В Берлине автора ждут открытые лекции и дискуссии с украинскими и немецкими гостями, причём темы обещают поднять весьма далёкие от искусства, но злободневные для Крыма, украинской и европейской политики. Концептуальное искусство, мировая дипломатия и глобальная экономика за столом переговоров? А почему бы и нет? Ведь размышлять о прошлом, настоящем и будущем народа можно разными способами.

Один из представленных проектов, который помогает понять ход авторской мысли – «Трансевропейская игра». Проект был создан в Ливадийском дворце в Ялте, в том самом зале, в котором вели переговоры Черчилль, Рузвельт и Сталин в 1945-м. Автор свёл вместе (хотя и виртуально) трёх человек – наследника крымского трона и его «придворных» поэта и художника, причём в роли последнего выступил он сам. «СОУС» попытался взять интервью у автора об этом проекте. В результате пересечения геомагнитных векторов произошло спонтанное нажатие кнопок “rec” и “pause”, что привело к созданию концептуального видео. Репортаж из кармана оператора как попытка понять современное искусство. Контроверсионный образ Гомера Симпсона как связующее звено между медийными потоками масс-культа и попытками сохранить остатки интеллекта.

 

Видео, которое задумывалось как интервью о проекте «Трансевропейская игра».


текст: Елена Афанасьева