С 3 по 9 февраля 2014 проходит выставка «Афганская память» в выставочном зале Херсонской областной организации Национального союза художников Украины. Выставка состоит из двух частей: документальной (фото, стенды с именами) и художественной. «Соус» предлагает ознакомиться с художественной частью, которую представляют живописные работы Горохова Ю.П.
Обычно, когда слышишь словосочетание «творчество афганцев», то сразу ассоциируешь его со стихами и песнями под гитару (на эти же стихи). Стихи и песни обычно надрывные, иногда лирические (о матери, об оставленном доме и любимых). Оптимизмом в таком творчестве и не пахнет, что и понятно – война в Афганистане стала для нас одним из первых опытов вербальной и визуальной мемориализации негероического военного конфликта. Визуальная мемориализация чаще всего приобретает большие скульптурные формы, тем ценнее для нас редкие проявления живописного творчества – по той простой причине, что любая скульптура/памятник призвана обобщать и декларировать, а стоит пройтись по выставке небольших живописных работ воина-афганца Ю.Горохова – и видишь мир человека. И даже можешь предположить, каким этот мир был «до» и каким стал «после». Ведь Афганистан – это в любом случае переоценка ценностей, причём очень болезненная, ибо переживают её не творцы и не философы, а обычные люди, прошедшие войну, которой могло бы не быть. Пытаясь что-то выразить, они проходят от образа солдата-героя до несчастного человека, попавшего в ад, но честно выполнившего свой (хоть и странный) долг. Трагедия и доблесть – сегодняшняя официальная версия.
Ценность самых обычных фрагментов жизни, желание их поймать, поделиться – «вот, мол, я тоже умею видеть красоту!» – версия простая, искренняя, незамысловатая, душевная. Однако, несмотря на кажущуюся формальную близость к доброму искусству наива, это творчество спровоцировано совсем другими факторами. Возможно, когда-нибудь и придумают термин «афганский наив», и научатся его ценить не меньше, чем наив «классический». Главное – чтобы были визуальные (а не только поэтические и музыкальные) прецеденты, ведь они явно не уступают по выразительности, а в чём-то даже и выигрывают.
Ценность самых обычных фрагментов жизни, желание их поймать, поделиться – «вот, мол, я тоже умею видеть красоту!» – версия простая, искренняя, незамысловатая, душевная. Однако, несмотря на кажущуюся формальную близость к доброму искусству наива, это творчество спровоцировано совсем другими факторами. Возможно, когда-нибудь и придумают термин «афганский наив», и научатся его ценить не меньше, чем наив «классический». Главное – чтобы были визуальные (а не только поэтические и музыкальные) прецеденты, ведь они явно не уступают по выразительности, а в чём-то даже и выигрывают.
текст: Елена Афанасьева