Райко Пелагея Андреевна (девичья фамилия Солдатова) родилась в Цюрупинске, по паспорту – 15 мая 1928 году, а на самом деле - в апреле. В 22 года вышла замуж за Николая Алексеевича Райко (умер в декабре 1995 г.). Семья существовала главным образом за счет своего огорода, иногда подрабатывая на сезонных работах в колхозе или по найму. Полина и Николай воспитывали двоих детей: Алену, которая родилась в 1951 году, и Сергея 1953 года рождения. Приблизительно в 1954 на новом участке около реки семья построила домик. И неизвестно, взяла бы Полина Андреевна в свои 69 с половиной лет за кисть, если бы не переломы судьбы.
В 1994 году произошла страшная трагедия: в автокатастрофе погибла любимая дочь Алена, оставив своему мужу двоих сыновей – внуков Полины Андреевны. В декабре следующего года умер муж Николай Алексеевич. А еще через два года сын Сергей попадает в исправительную колонию. Но для Полины Андреевны уже не это было трагедией: еще до колонии сын почти разгромил дом, пропил всё, что хоть немного было ценным, даже кабель электросети. И три года лишения свободы не вернули его на нормальный жизненный путь: с возращением Сергея погромы в доме возобновились. Он даже несколько раз наносил матери ножевые ранения, и страшно подумать, чем бы это все кончилось, если бы в 2002 году он не умер от цирроза печени.
Первые композиции на стенах дома появились осенью в 1998 году, через три года после смерти мужа, когда сын Сергей находился в исправительной колонии. Полина Андреевна осталась одна, пыталась как-то собраться с мыслями, навести порядок в хозяйстве. «Все равно нужно было подмазывать и подкрашивать стены, - вспоминала Полина Андреевна, - вот и думаю, дай-ка попробую что-нибудь нарисую, что б душе было веселее». А радость не приходила: каждая новая композиция рождалась со слезами на глазах: «Чтоб не плакать, я начала петь. Стою на столе, рисую и пою: дом-то пустой». Соседи думали, что бабушка сошла с ума, но рисунки многим нравились.
Не обращая внимания на свой возраст, бабушка Райко продолжала почти каждый день ходить на подработку – ее за это кормили и давали немного денег. А свою маленькую пенсию (74 гривны в месяц) Полина Андреевна тратила на кисти и краски. Для своих росписей она использовала самые простые и самые дешевые краски, которые покупала на местном рынке - эмаль ПФ, которой красят полы, ограждения, двери. За 4 года этими красками покрыла стены, потолки, двери, композиции вышли на улицу: на калитки, заборы, гаражные ворота. Художница Полина Андреевна даже начала принимать заказы от знакомых: расписать небольшие участки стен в доме, печи, ворота. Расписала даже памятники мужу и сыну на местном кладбище.
Постепенно дом Полины Райко превратился в место паломничества. За несколько лет в нем побывало много журналистов, любителей искусства, туристов. Но занятие живописью Полине Андреевне денег не приносило: редко кто из гостей догадывался помочь бабушке, что б она имела возможность купить краски и кисти. Когда в 2003 году с ней познакомился «Тотем», Полина Андреевна имела вид жизнерадостного и полного творческих сил человека. Издание альбома её творчества планировалось ещё при её жизни, но, к сожалению, 15 января 2004 года Полины Райко не стало.
Творчество Полины Райко несколько отличается от классического наива – скорее, оно пульсирует где-то между самовыражением аутсайдеров и наивом. Художница не имела художественного образования, разве что уроки рисования в школе, которые в её памяти следов почти не оставили. Не было в её доме и телевизора, что, возможно, и помогло сберечь удивительную искренность и чистоту образов, источниками которых служили окружающий мир и собственные воспоминания. Её образная система соединяет христианскую, советскую, языческую символику, о чём художница, естественно, никогда не задумывалась: своё призвание к творчеству Полина Андреевна называла божьим даром за все её страдания и нелёгкую жизнь.
текст: Елена Афанасьева