Художник Виктор Глущенко никогда не покидал наши дикие края. Он всегда был с нами. Но были ли мы с ним? Виктор Глущенко последний раз был на выставке примерно 30 лет тому назад. Но ничего от этого не потерял. И не потому, что за это время в Херсоне ничего стоящего не выставлялось. Просто Виктор Глущенко – художник самодостаточный. И в этой самодостаточности он ушел достаточно далеко. Вперед. Не выходя за пределы собственного дома в таком весьма эстетически сомнительном месте как поселок Куйбышево. Виктор не искал красот в дальних краях. Его пренебрежение эстетством (безыдейным любованием, осуждаемым в рамках социалистической художественной идеологии) – не дань советской эпохе. Виктор не ищет сюжеты, не ломает голову «а что бы такого написать?». Мотивы сами находят его. Даже один, на первый взгляд малопривлекательный, мотив может быть неисчерпаемым как атом. Вид из окна мастерской – обычный дом типовой застройки десятки раз вызывал творческий азарт у Виктора. А каким дом будет зимой на рассвете, в полуденный летний зной, а в осенние сумерки? Каждая новая работа оказывалась неповторимой, имела свое настроение, хотя на холсте были те же строения, тот же чердак, та же пристройка. Только иногда в эти пейзажи вторгались композиционные вставки – запятая нагнувшейся за уроненной копеечкой девочки, разноцветные бусы развешенной для сушки одежды или случайный, на первый взгляд, прохожий. Так что если бы в живописи существовал жанр подобный жанру театра одного актера, Глущенко мог бы считаться его непревзойденным мастером. Завораживают и натюрморты Виктора. Никаких экзотических фруктов. Простая алюминиевая ложка или эмалированный ковшик на картинах Глущенко дадут фору китайскому фарфору или фамильному серебру. Виктор – смелый, экспериментирующий колорист. Уверенные мазки не огрубляют изображения, а заставляют его играть так, что даже в натюрмортах, не говоря уже о пейзажах, чувствуется херсоно-таврический колорит. Но, вместе с тем, это не реклама кетчупа из «вызревших под щедрым херсонским солнцем помидоров», это не рог херсонского изобилия, это состязание авторской живописной техники с собственным творческим куражом. Виктор Глущенко никогда не был членом Союза художников. С этим связан еще один парадокс в биографии Глущенко. Как известно, его работы находятся в собрании Херсонского художественного музея им. Шовкуненко, и попали они туда вопреки существующему в те времена правилу, согласно которому художественные государственные собрания могли пополняться современными работами только членов Союза. Мы надеемся, что Виктор в скором будущем решится все-таки на персональную выставку. Ее куратором уже вызвался стать Вячеслав Машницкий, директор Музея современного искусства и Фонда им.Полины Райко по совместительству. Вячеслав хотя и отказался от интервью на тему выставки, пояснив его преждевременностью, обмолвился, что, несмотря на более чем тридцатилетний возраст отдельных работ Глущенко, они и сейчас выглядят свежо и интересно.

Николай Гоманюк, 2005


* Примечание. Глущенко Виктор Петрович, 1942 г. р. Живет в Куйбишево, в предместье Херсона. С 1982 года состоит на учете в психоневрологическом диспансере. Согласно медицинскому заключению, он не понимает значения своих действий, своего поведения, не может правильно ориентироваться и оценивать простые жизненные ситуации. Если подойти философски к этим «обвинениям», то кто этим не страдает? Сам Глущенко признает свою болезнь, но не считает себя более больным, чем все остальные.

Дяченко Сергей, 2014