Дебютные альбомы тех или иных коллективов оцениваешь всегда пристрастно, особенно если дебют случился по-настоящему громким, а на лонгплее что не трек, то стопроцентный хит. Оцениваешь пристрастно даже тогда, когда громкого успеха альбома не произошло, однако алчный интерес к новому материалу присутствует. Дебют вообще ко многому обязывает как самих музыкантов, задавших высокую (или просто какую-то) планку, так и слушателей, распознающих в музыке в первую очередь что-то своё, личное, в отличии от, допустим, музыкальных критиков, частенько имеющих все отличительные признаки профдеформации.
Херсонская группа «Матроси Криголама» на самом деле не относится к числу музыкантов-новичков, в первую очередь потому что коллектив состоит из музыкантов с большим жизненным и творческим опытом, которым есть что и как сказать. Но вышло так что дебютный альбом, получивший название «Ховрашковий рай», вышел только сейчас, и он воспринимается совершенно иначе, нежели если бы это был диск совсем молодых и зеленых, у которых есть инструменты, тексты, задор, но абсолютно нет четкой картины мира вокруг. «Ховрашковий рай» обращает сперва внимание текстами песен, пронизанными тонким слоем иронии, порой переходящей в стеб. В этой ироничной тональности выдержан весь альбом и, если чего-то альбому не хватает, так это, может быть, чуть большей агрессии или даже гротеска. Впрочем, и имеющейся иронии с лихвой хватает чтобы в прямом смысле проглотить залпом альбом, являющийся концептуальным.
Глядя сквозь тусклое стекло на хаос повседневности, поневоле не захочется быть не только хомячком (с учетом и политического контекста этих более чем милых домашние питомцев), но и леммингом. И далеко не факт что рай для отдельно взятого хомячка станет раем для всех остальных таких же. Собственно, и центральная, смыслообразующая идея альбома таится в этом многозвучии понимания персонального рая пресловутыми хомячками-обывателями, которые все же не всегда способны быть серой массой.
СКАЧАТЬ АЛЬБОМ
С музыкальной же точки зрения, «Ховрашковий рай» можно определить как альтернативный рок. Проще, впрочем, и тут не получится быть, так как за рамки альтернативы hoc est quod лонгплей выходит буквально сразу. Да, бесспорно, музыкальным эскизом альбома является самый что ни на есть олдскульный рок, с массой разнообразных отточенных фишек в звучании, но на этот эскиз нанесен причудливый рисунок из этнических мотивов, фактурных приёмов и насыщенной мелодики. Это в целом создает практически трехмерность альбому, в котором иронические тексты песен облачены в многослойное звучание.
Иллюстрация: Максим Афанасьев