Текст: Николай Гоманюк, фото: Стас Остроус

Спектакля я, к сожалению, не видел, так как участвовал в нём. Но описать его просто необходимо, потому что он еще не закончился. Философия и смысл свидетельского театра в его последействии. Такой спектакль должен работать после аплодисментов – как-то помогать разруливать поднятые проблемы.

Кратко о жанре. В свидетельском театре нет актеров в привычном смысле этого слова. Есть люди на сцене, которые говорят от первого лица. Говорят то, что они посчитают нужным. Это театр, где нет ни цензуры, ни корректировки, ни правки. Практически чистый документ. Единственное ограничение – это вводная тема и примерный сценарий. Но и они не догма, и план может рухнуть в любой момент. Свидетельский спектакль по форме ближе не к театральному представлению, а к такому социологическому методу исследования как фокус-группа, но в присутствии зрителей.  Поэтому свидетельский спектакль – это двойной риск.


После  практически моноспектакля «Беглец» «Песни Геройска» – это первый полномасштабный свидетельский спектакль, созданный Totem Center Theater Lab. Режиссерское решение спектакля представляло собой ток-шоу с элементами концерта (или концерт с элементами ток-шоу). И странно, если бы оно было другое, потому что половина актеров – это участники фольклорного коллектива «Крыныченка», приписанного к Геройскому клубу. Естественно, они не смогли не спеть. К тому же искусство – отличный повод для коммуникации. Сама идея спектакля-концерта родилась во время Летней театральной школы Восточно-европейской платформы исполнительских искусств, которая проходила в Геройском и соседней Покровке в августе этого года. Школа была проходила под титулом «Герой/Героиня/Героизм», а где еще разбираться с темой героя как не в Геройском – родине четырех Героев Советского Союза и двух Героев Соцтруда. Такой концентрации героизма нет нигде.

Ну и поскольку меня не было в зрительском зале,
дальше слово предоставляется зрителям:



 

Елена Афанасьева, куратор

Сегодня на закрытии фестиваля Docudаys.UA посмотрела эстонский фильм «Откуда берется пыль и куда деваются деньги». Театр No_99  в 2012 году совершил провокацию. Актеры и режиссер театра развернули полномасштабную предвыборную кампанию партии «Единая Эстония». Кульминацией стал перфоманс «съезд партии», на который собралось около 7000 человек. Фактически актёры идеально сыграли жизнь, выйдя за далеко рамки сцены. Глядя на экран, я понимала, что смотрю перевёртыш спектакля «Песни Геройска», в котором на сцену были выведены обычные люди. Выбранный для спектакля формат, имитирующий телевизионное ток-шоу, сработал идеально – почти сразу возникло ощущение «аквариума», в котором происходит общение с ансамблем «Крыныченька», выступают эксперты, зрители задают вопросы, ведущий пытается вписаться в отведённое для эфира время, и при этом раскрыть тему…  Сначала казалось, что тебе дают наблюдать за происходящим в «аквариуме». Потом осознаёшь, что ты тоже внутри, тоже один из персонажей. Грань между «актёром» и «зрителем» исчезает, как и грань между жизнью и искусством (Театр No_99  сделал тоже самое, но иначе – превратив игру в часть реальности. В «Песнях Геройска» реальность стала частью игры). Отдельный респект подбору «экспертов». Профессор ботаники с его гербарием редких растений. Женщина - бывшая сельская голова, ныне депутат райрады, поникшая и сидящая на стуле перед зрителями так, как будто до этого её если не били, то уж точно сильно обижали. По контрасту с ней – пышущий энергией молодой реформатор, верящий в перспективы децентрализации как в Иисуса и пытающийся зажечь искру этой веры в бабушках из «Крыныченьки». Совершенно растерянный представитель областной администрации, которого бабушки со сцены тщетно пытались призвать к ответу… До дыр заезженное «Весь мир – театр, и люди в нём актёры» наконец-то приобрело для меня вещественное воплощение «здесь и сейчас». И я считаю, что мне повезло быть частью этого.



Татьяна Андреева, социолог

Для меня ценность этого спектакля - в форме подачи социологической информации. Именно социологической, потому что несмотря на уникальность самого села Геройское, проблемы, которые поднимают его жители, не уникальны. Безусловный "плюс" постановки - в попытке вывести прикладную социологию из официального пространства в неформальное, заменив при этом привычный сухой язык цифр и аналитических выкладок прямой речью и живыми эмоциями. Это привлекает внимание, обеспечивает эффект обратной связи и позволяет ярче обозначить тему, сделать её более понятной для аудитории. Опыт же соединения в одном исследовании-спектакле методов публицистической журналистики, краеведческого подхода, современной арт-составляющей и традиций народного творчества интересен тем, что создаёт ту самую полиформатность, благодаря которой проблему можно не только узнать, но ещё и увидеть её, услышать, почувствовать, проникнуться ею и начать сопереживать героям. Такая комплементарность методов и жанров лишь на пользу конечному продукту. Что касается "минусов", то вот лично мне не хватило резюмирующего финала. Всё-таки это документальная постановка с реальными героями и конкретными "болевыми точками", и смысл её был в том, чтобы донести до общественности, а ещё лучше - до представителей власти ясно и однозначно выраженный посыл. Но вот какой? Дайте денег? Постройте дорогу? Расформируйте Заповедник? Присоедините к Николаевской области? Привезите туристов? Чего, собственно, хотят жители Геройского?

Алла Курьянинова, актриса

Знаете, я сама из села, поэтому проблемы села мне знакомы. Безалаберное, халатное отношение вышестоящих структур загнало жителей в угол. Мне жаль, что наши слуги народа забывают, что когда людям нечего терять, они пойдут на крайности. В общем, на сегодня ситуация такая: село, в котором производится соль, загнано в тупик... виноватых нет... а представитель из облдержадминистрации ничего не знает и не слышал о проблемах села, с которыми жители неоднократно обращались. Одна из участниц хора, хоть и сверхэмоционально, но культурно и в цифрах описала историю задолженности Сольпрома... Честно, на ее месте я бы не смогла «отфильтровать» свою речь. Нужно отдать все-таки-должное терпению людей и умению выживать... именно ВЫЖИВАТЬ, не жить(((( Меня возмущает нежелание разбираться в ситуации. Если можно проследить поступление и снятие денег со счета, то как до сих пор на это закрывают глаза??? Это просто абсурд, какое доверие народа? Ой, вернемся к спектаклю... представитель облдержадминистрации побоялся отойти от своего стульчика... или подойти ближе... туда, где пел хор... думал... будут бить))... У нас все тянутся руководить, но при этом об ответственности забывают.


Максим Афанасьев, режиссер, соавтор спектакля

Я поначалу не мог понять, от чего все прутся. А потом в ходе бесед уяснил, что больше всего порадовал этот текучий (жидкий) формат, где есть реальные персонажи, реальные люди, есть роли (пусть и социальные), есть искусство (пусть народное), есть наука и много всего другого, что подчинено какой-то особой жизненной режиссуре. Можно наблюдать за этим действом и быть уверенным, что комбинации орнамента в таком калейдоскопе будут всегда разные. От модерации зависит только общий ритм - более лёгкий или сложный для восприятия. Мои близкие уверены, что основа спектакля, расстановка героев и их взаимодействий большей частью зависит от подготовительной работы и модератор не столько капитан, сколько гребец в одной из лодок сюжета.


Елена Астасьева, драматург

Встреча с жителями села Геройское меня растрогала. В селе нет ни одного врача, «скорая помощь» к ним не выезжает, так как плохие дороги, с финансами плохо, в общем, как сказала одна из участниц: «мы всеми забыты, даже Богом». Но при этом – они поют. Красивые, сильные голоса, красивые, хоть и печальные, песни. Очень впечатлило. Когда одна из жительниц рассказала, что к ним приезжали поляки и, восхитившись природой, падали на колени и целовали землю, мне сразу захотелось тоже поехать в Геройское и посмотреть, что же там за красота такая. Увидеть, как добывают соль. Я человек сугубо городской, но на мгновение вдруг представила себя жительницей такого вот заброшенного маленького села. С одной стороны – удивительная природа, заповедник, соляные озера. С другой – отрезанность от мира, и если заболеешь, никто не поможет. Каково это? Мне показалось, что участницы мероприятия очень рассчитывают на то, что в селе что-то изменится к лучшему после этой встречи. Не знаю, так ли это, но хочется в это верить.

 

Мероприятие проходило при поддержке МФ «Возрождение» в рамках в рамках проекта «Театр взаимопонимания: Дискуссионная платформа Юга Украины на основе документального театра».