Стиль

Стимпанк — направление научной фантастики, моделирующее цивилизацию эпохи паровых машин. Термин является смесью слов steam (в переводе с английского — «пар») и punk («мусор»). Как правило, стимпанк предлагает альтернативный вариант развития человечества, стилизованный под эпоху викторианской Англии (вторая половина XIX века) и раннего капитализма.

   

 

Смотрели репортаж с бала в Венеции? Неистово попмезно одетые мужчины и женщины в масках под руководством нескольких итальянских модераторов погружаются в эпоху. Танцы, этикет, светские беседы и барочная музыка. И часа не прошло, как тётки достали мобилы и стали там рыться. Контачиться. Осведомляться.

Что-то мы просрали. В утопических мечтах о том, что техника нам строить и жить помогает, мы проморгали момент, когда сдались без боя. Хоть бы захудалое восстание лудитов, демонстрация в Дании или марш протеста в Баварии.  Но нет. У меня во дворе дети собираются вместе и кричат Тоне, чтобы она вынесла свой айпод. Они садятся и играют… надеюсь, в онлайн-резиночки.

 

 

А ведь это желание (чтобы вещи были вещными) никуда не делось. Набирающий обороты стимпанк тому подтверждение. Его телесность и механистичность взывают к упоительному состоянию, когда можно контролировать хотя бы окружающие предметы. Я посмотрел фильм про создание паровоза и совершенно явственно представил все процессы. Я увидел, что из скольких бы деталей паровоз не состоял – его суть, его строение можно осознать, и здравомыслящий мужик всегда может отладить вышедшую из строя загогулину. Моя мобила – чужая. В ней не так много деталей, как в паровозе, но её микросхемы также далеки от меня, как край вселенной. Из тысячи функций я использую две, и мне кажется, что я переплатит за гаджет. Меня гложет чувство вины и неудовлетворённость стартовым пакетом. 

 

   


 

Ретропарофутуризм

Современное общество вместе с человечностью утрачивает связь с реальностью. Одно дело, что эта реальность уже в печёнках сидит, другое – что она определяет сознание. Мы можем только восхищаться стратегией стимпанка, которая пытается вскрыть глянцевую и гладкую поверхность нашего сегодняшнего симулятивного Диснейленда и обнажить скрытое, то есть механику, которая управляет всем. Назад, к шероховатости реального мира, к по-честному неудобным, но красивым предметам, к обнаженности винтиков и гаечек, которые даны нам, как и материя, в ощущениях.



 

Макс:

1. Я давно смотрел на работы Александра и думал о том, что эта эстетика мне куда симпатичней любых ювелирных украшений. Я давно искал натуру для фотосетов, в которых рабочие будут играть роли. И вдруг всё совпало! Этой зимой к нам приехал Антон Кушнир с идеей креативного календаря для Volvo. По началу он хотел снять рабочих в образах киногероев: подобрать типажи, расставить их в соответствующем антураже в идентичных позах... И где-то оно так и вышло, но только в рамках одного стиля, в рамках одной эстетики. Мы вспомнили Жюля Верна и Мельеса, и они добавили сюжетности постановкам. Мы только начали эскизировать и подбирать костюмы, как нам позвонил Дмитрий Лысюк с предложением снять стимпанковский клип на стипманковскую песню. Год под эгидой стимпанка!!

 

2. Между клипом и календарём стилистическая пропасть. В календаре – пубертатный рекламный гламур, в клипе – наоборот, акцент на «punk» с милым сердцу пост апокалипсисом. 

 

   

 

 
Александр:

1.  Стимпанк для меня – это возрастное. Кто-то занимается ближе к зрелому возрасту вязанием или разведением цветов, а я занимаюсь стимпанком. Я не считаю это творчеством. Это ремесло со своей особой эстетикой.

2. Первый раз я столкнулся со стилистикой стимпанка в 1997 году, когда включил телевизор и, перескакивая с канала на канал, наткнулся на фильм, который просто потряс меня своей эстетикой. Это был «Город Потерянных Детей» режиссера Жана-Пьера Жёне. Тогда я и понятия не имел, что это целое направление, но то, что я увидел, засело в моей голове крепко.

3. То, что год проходит под эгидой стимпанка, я не удивлен)) Одно цепляется за другое. Друзья, видя твоё увлечение, предлагают то, с чем ты можешь справиться.

4. Давняя мечта, которой уже 12 лет – сделать спектакль в стиле стимпанк, с имитацией старого немого кино. Ну а теперь уже есть желание снять мини-сериал, наполненный мистикой и мрачной эстетикой стимпанка.