Текст: Елена Афанасьева. Идея: Николай Гоманюк.
Видео: Николай Гоманюк, Семён Храмцов, Елена Афанасьева, Наталья Блок.
Я, конечно, понимаю, что аудитория СОУСа не нуждается в расшифровке понятия «перфоманс». Но для понимания контекста всё-таки обращусь к определению. Итак. Перфоманс— от англ. performance — исполнение, представление, выступление. Вооружённый этим термином, просвещённый обыватель тыкает его везде, где видит любое подобие выступления на публике. Ребёнок бегает по улице без штанов – перфоманс. Бомж бросает бутылку в проезжающую мимо маршрутку – перфоманс. Готы бредут посидеть на могилках на кладбище – тем более перфоманс. Всё, что привлекает внимание – он самый как бы и есть.
По другую сторону баррикады – чуть более просвещённая публика, вооружённая знанием современного искусства. Для них перфоманс – это однозначно одна из его форм, и «произведение искусства» представляет собой действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. В «правильном» понимании, к перформансу относится любая ситуация, которая включает четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя. Иногда перформансом называют театр, танец, музыка, цирковые выступления и т. п. Однако в современном искусстве термин «перформанс» относится обычно к формам концептуального искусства.
Но вот в чём фишка – современное (оно же актуальное) искусство не стоит месте. На то оно и актуальное. Вместе с творцами растёт и зритель. А творцы уже настолько выросли и производят настолько сложное для понимания многоуровневое искусство, что роль зрителя возрастает многократно. Критики и кураторы уже давно говорят о паритетном участии автора и зрителя в акте искусства – 50 на 50. Иногда реакция зрителя и есть часть произведения. Иногда зритель сам – часть произведения. Всё смешалось в доме Облонских. И всё зависит от восприятия и контекста.
Посему представляем вашему внимаю перфоманс на сцене Херсонского областного музыкально-драматического тетра им.Кулиша. Имеются все формальные признаки: действие группы людей в определённом месте и в определённое время, зритель в данном случае подменяет художника (что оправдано изложенным выше) и последний, главный признак – отношение к происходящему.