Николай Гоманюк, Хвича Корашвили
Одной из особенностей приватного домостроения на Юге Украины является его фортификационный уклон, который проявляется как в общей стилистике, так и в отдельных элементах. Причет метафора «мой дом – моя крепость» может материализовываться как в общей планировке и исполнении, так и в элементах декора. Мода на «крепостной стиль» просматривается в наличии большинства из обязательных элементов европейской замковой архитектуры: крепостной стены (даже частокола), ворот (иногда украшенных стилизованными геральдическими щитами и отгороженных еще и упрощенным барбаканом), внутреннего двора с хозпостройками, донжона (цитадели), угловых башен (что придает двору вид небольшого детинца). Из конструктивных элементов и декора просматриваются: парапет, декоративные бойницы, мерлоны (зубцы), пилястры, контрфорсы, кованые флажки и шпили.
Иногда в основе светских построек лежит экстерьерная псевдобазилика, что, в свою очередь, сближает частную светскую архитектуру с сакральной. Сюда же можно отнести и наличие псевдоапсид, псевдоколоколен, классицистических фронтонов и пилястр. Это придает зданиям торжественность и делает их доминантами в окружающем ландшафте одноэтажного частного сектора, построенного преимущественно в сельской манере – стены да шиферная крыша. Благодаря смешению стилей, сама идея дома-замка или дома-храма может показаться барочной. Для нее характерны текучесть форм, размах и гордость, соперничество с другими архитектурными идеями – как в свое время барокко соперничало с классицизмом, так «крепостной стиль» состязается с беззащитностью и непритязательностью хаты.
Стилистическая связь между средневековыми фортификационными сооружениями и гражданской архитектурой просматривается в использовании романских (преимущественно) и готических мотивов. Романское влияние характеризуется наличием оконных и входных сводов, лаконичностью внешней отделки, общей суровостью, подчеркивающейся использованием натуральных строительных материалов – слоистого песчаника, пиленого известняка-ракушечника или неоштукатуренного керамического кирпича. Готика проявляется в стрельчатых окнах, парапетах, общей устремленностью вверх.
Конечно, о стилистическом единстве южноукраинского «крепостного стиля» здесь говорить не приходиться. Практически везде доминирует эклектика. Кроме романских и готических мотивов, проскакивают классицистические, ампирные, барочные, модерновые, модернистские и другие элементы. Если говорить об общих чертах, то можно сказать, что для большинства здания характерен антиминимализм, перенасыщенность нефункциональными элементами и декором. Так что ко многим деталям можно смело добавлять префиксоид «псевдо». Например, наши донжоны, конечно же, не планируются как самое недоступное место в замке. Это реплика донжона. Поэтому там не такие толстые стены, там могут находиться довольно просторные жилые комнаты, широкие окна, лестничные пролеты ит.д.Если сюда добавить технологию строительства, то это «псевдо» можно распространить на всё здание, ведь в средневековый образ, по сути, запаковывается в железобетонные и пластиковые технологии современности. Но чистота стиля не главная заслуга «крепостной стройки». Уже сейчас эти замечательные здания обращают на себя внимание простых прохожих, а со временем они наверняка станут и объектом внимания историков архитектуры, культурологов и искусствоведов.
Вопрос о моде на крепостной стиль также чрезвычайно интересный. Почему именно на нём останавливались заказчики? Из соображений безопасности? Эстетика ли превалирует в их мотивационной структуре? Или может впечатления от заграничных поездок подсказали такое решение (как Саакашвили построил пьяццу в Батуми)? Но это уже тема отдельных исследований.