Фестиваль интересен нам, в первую очередь, участием в нем наших, херсонских драматургов – Евгения Марковского, Александра Зырянова, Натальи Блок и Елены Астасьевой.
В этот день в Херсоне местной публике представили читки пьес Дана Воронова «Вошаут» (Киев, режиссер Александр Зырянов) и Виталия Ченского «Как избавиться от мертвой собаки воскресным вечером» (Киев, режиссер Евгений Марковский). Также состоялась премьера спектакля по пьесе Александра Зырянова «Квартира №22» (режиссер Максим Афанасьев). К слову, читка этой пьесы прошла в этот день в Харькове и Виннице. Лидер театрального проката просто! По традиции после каждого представления зрители обсуждали увиденное и услышанное. Когда бурно, когда сдержанно. Но тот факт, что мероприятие собрало полный зал, а кое-кто даже стоял, - несомненное доказательство его нужности. Как родилась идея «Дня актуальной пьесы» и прочие любопытные подробности о 5-ом фестивале «Неделя актуальной пьесы» - рассказывает Евгений Марковский, драматург, один из руководителей херсонского Центра им. Вс. Мейерхольда.
- Твои впечатления о фестивале?
- На самом деле, программа была очень насыщенной. Кроме читок конкурсных пьес – мастер-класс по драматургии Максима Курочкина, лекции Виктора Рыжакова (режиссера, директора Школы-Студии им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А. П. Чехова), семинар Александра Маноцкова, композитора из Петербурга, который объяснял, как увязать законы музыки с драматургией. Йоанна Виховска рассказала о европейском опыте постдраматического театра. Были семинары и для критиков. Ну, и самое интересное – дискуссионные платформы, где обсуждалось, что же нам делать дальше с драматургией, как, так сказать, развивать театр.
- Как родилась идея «Дня актуальной пьесы»?
- А вот на самом последнем обсуждении мы и решили организовать «День» по всей Украине, чтобы знакомить не только столичную, но и периферийную публику с этими текстами. Решили, что надо шевелить и в провинции пространство, потому как одного Киева мало. Выбрали 13 декабря. В идеале «День» должен был везде стартовать в 17.00. Но мы начали раньше, поскольку художественный музей имени Шовкуненко, любезно нас пустивший, должен был в 18.00 закрыться.
- Это уже 5-й по счету фестиваль. Как изменился его уровень?
- В качественном аспекте – очень заметно. Стали писать лучше – это 100%. Даже в сравнении с прошлым годом, хотя текстов тогда прислали больше, чем в этом году. В этот раз жюри отобрало 18 «полноформатных» текстов плюс 4 мини-пьесы, но еще легко можно было бы добавить 5-6 – они ничуть не хуже. Ну, и рекорд этого года – 4 автора из Херсона. Наталья представила 2 пьесы: «По кругу» и «Улица Декабристов». Саша Зырянов – «Квартиру 22». Лена Астасьева – «Мелочь». А я – пьесу, которую можно в виде эвфемизма назвать, допустим, «Дятлы».
- И как наших авторов встречали?
- Очень хорошо. Курочкин особенно позитивно высказался о «Квартире 22». И потом еще долго с Сашей толковал о драматургии, давал наставления, призывая того писать как можно больше и чаще. Причем больше в прямом смысле: с его очки зрения, пьеса может быть и подлиннее. Этой истории есть куда развиваться и расширяться. Впрочем, вряд ли Саша будет возиться с этой пьесой. Он «накачался» впечатлениями и найдет новые темы. Это, к слову, такой феномен фестиваля – когда приходят дебютанты, варятся в этой тусовке, их тексты звучат, обсуждаются, и они потом возвращаются домой воодушевленные. И через год уже выдают более качественный продукт. Они и сами меняются, взрослеют, что ли. Тот же Зырянов с большим энтузиазмом взялся организовывать херсонский «День»: и с музеем сам договорился, и про афиши подумал…
- А «Мелочь» как пошла?
- Понравилась. Она, кстати, и на Любимовке в список отмеченных попала. И ее тоже посоветовали расширить. Наши драматурги пишут слишком короткие тексты. Зрителям, может, это и нравится, а вот жюри зачастую требует более полного раскрытия сюжетных линий.
- Как часто будет у нас проходить «День актуальной пьесы»?
- Каждый месяц. Следующий «День» запланирован на 24 января. Другие города под нас подстроятся. Это будет 2-3 читки пьес, которые в этом году прозвучали на фестивале: скорее всего, «Улица Декабристов», «Молоко в легких» Эльвина Рзаева, очень молодого автора, над третьей еще думаем.
- На какой период рассчитан этот план? Пока не надоест?
- Материала, на самом деле, хватит на год как минимум. Не только же мы будем этим заниматься. Подтянутся новые люди. К нам, кстати, после читок подходили люди и спрашивали, можно ли в них поучаствовать. Так что одних и тех же лиц не будет. Мы еще так размахнемся, что будем раз в неделю читки устраивать. Мы опасались, что люди устанут от трех читок подряд, пойдет перегруз по впечатлениям. Но после показа оказалось, что в самый раз – всем понравилось. Обсуждения – тоже вещь необходимая. Она работает и как пауза между пьесами, и как способ «переварить» услышанное – чтобы освободить место для новых рефлексий.
Все о «Дне актуальной пьесы» здесь
В этот день в Херсоне местной публике представили читки пьес Дана Воронова «Вошаут» (Киев, режиссер Александр Зырянов) и Виталия Ченского «Как избавиться от мертвой собаки воскресным вечером» (Киев, режиссер Евгений Марковский). Также состоялась премьера спектакля по пьесе Александра Зырянова «Квартира №22» (режиссер Максим Афанасьев). К слову, читка этой пьесы прошла в этот день в Харькове и Виннице. Лидер театрального проката просто! По традиции после каждого представления зрители обсуждали увиденное и услышанное. Когда бурно, когда сдержанно. Но тот факт, что мероприятие собрало полный зал, а кое-кто даже стоял, - несомненное доказательство его нужности. Как родилась идея «Дня актуальной пьесы» и прочие любопытные подробности о 5-ом фестивале «Неделя актуальной пьесы» - рассказывает Евгений Марковский, драматург, один из руководителей херсонского Центра им. Вс. Мейерхольда.
- Твои впечатления о фестивале?
- На самом деле, программа была очень насыщенной. Кроме читок конкурсных пьес – мастер-класс по драматургии Максима Курочкина, лекции Виктора Рыжакова (режиссера, директора Школы-Студии им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А. П. Чехова), семинар Александра Маноцкова, композитора из Петербурга, который объяснял, как увязать законы музыки с драматургией. Йоанна Виховска рассказала о европейском опыте постдраматического театра. Были семинары и для критиков. Ну, и самое интересное – дискуссионные платформы, где обсуждалось, что же нам делать дальше с драматургией, как, так сказать, развивать театр.
- Как родилась идея «Дня актуальной пьесы»?
- А вот на самом последнем обсуждении мы и решили организовать «День» по всей Украине, чтобы знакомить не только столичную, но и периферийную публику с этими текстами. Решили, что надо шевелить и в провинции пространство, потому как одного Киева мало. Выбрали 13 декабря. В идеале «День» должен был везде стартовать в 17.00. Но мы начали раньше, поскольку художественный музей имени Шовкуненко, любезно нас пустивший, должен был в 18.00 закрыться.
- Это уже 5-й по счету фестиваль. Как изменился его уровень?
- В качественном аспекте – очень заметно. Стали писать лучше – это 100%. Даже в сравнении с прошлым годом, хотя текстов тогда прислали больше, чем в этом году. В этот раз жюри отобрало 18 «полноформатных» текстов плюс 4 мини-пьесы, но еще легко можно было бы добавить 5-6 – они ничуть не хуже. Ну, и рекорд этого года – 4 автора из Херсона. Наталья представила 2 пьесы: «По кругу» и «Улица Декабристов». Саша Зырянов – «Квартиру 22». Лена Астасьева – «Мелочь». А я – пьесу, которую можно в виде эвфемизма назвать, допустим, «Дятлы».
- И как наших авторов встречали?
- Очень хорошо. Курочкин особенно позитивно высказался о «Квартире 22». И потом еще долго с Сашей толковал о драматургии, давал наставления, призывая того писать как можно больше и чаще. Причем больше в прямом смысле: с его очки зрения, пьеса может быть и подлиннее. Этой истории есть куда развиваться и расширяться. Впрочем, вряд ли Саша будет возиться с этой пьесой. Он «накачался» впечатлениями и найдет новые темы. Это, к слову, такой феномен фестиваля – когда приходят дебютанты, варятся в этой тусовке, их тексты звучат, обсуждаются, и они потом возвращаются домой воодушевленные. И через год уже выдают более качественный продукт. Они и сами меняются, взрослеют, что ли. Тот же Зырянов с большим энтузиазмом взялся организовывать херсонский «День»: и с музеем сам договорился, и про афиши подумал…
- А «Мелочь» как пошла?
- Понравилась. Она, кстати, и на Любимовке в список отмеченных попала. И ее тоже посоветовали расширить. Наши драматурги пишут слишком короткие тексты. Зрителям, может, это и нравится, а вот жюри зачастую требует более полного раскрытия сюжетных линий.
- Как часто будет у нас проходить «День актуальной пьесы»?
- Каждый месяц. Следующий «День» запланирован на 24 января. Другие города под нас подстроятся. Это будет 2-3 читки пьес, которые в этом году прозвучали на фестивале: скорее всего, «Улица Декабристов», «Молоко в легких» Эльвина Рзаева, очень молодого автора, над третьей еще думаем.
- На какой период рассчитан этот план? Пока не надоест?
- Материала, на самом деле, хватит на год как минимум. Не только же мы будем этим заниматься. Подтянутся новые люди. К нам, кстати, после читок подходили люди и спрашивали, можно ли в них поучаствовать. Так что одних и тех же лиц не будет. Мы еще так размахнемся, что будем раз в неделю читки устраивать. Мы опасались, что люди устанут от трех читок подряд, пойдет перегруз по впечатлениям. Но после показа оказалось, что в самый раз – всем понравилось. Обсуждения – тоже вещь необходимая. Она работает и как пауза между пьесами, и как способ «переварить» услышанное – чтобы освободить место для новых рефлексий.
Александр Зырянов - безусловный герой нашего "драматургического" времени:
О себе
"Как-то я пошел колядовать 6 июля. Звоню в дверь, из-за двери бабулька говорит: "Кто там?". Я: "А поколядовать можно?". Слышу, бабушка замок закрывает на еще один оборот и отвечает: "Меня заперли, у меня нет ключа, приходите в следующем году!". Квартира на первом этаже была, обхожу вокруг дома, подхожу к окну бабушки - оно как раз открыто было, жара. Одним махом запрыгиваю на подоконник, захожу на кухню, а бабка пирожок ест и говорит мне: "Будешь?". Я соглашаюсь, жую тесто с мясом. В дверь звонят, я говорю: "Я открою!". Открываю дверь, стоит бородатый милиционер, похожий на попа, в розовой комнате лампой мне в лицо светит, противогаз на голову надевает и орет: "Пиши, сука, как в квартиру 22 попал и что с бабкой сделал". А я писать-то и рад, но не могу - руки в наручниках, морда в противогазе, а поп еще кислород перекрывает с финансированием, хорошо, что морда у меня маленькая, а на противогазе размер обозначен - 4. Глотаю я, значит, воздух, как рыба в противогазе, а писать и подписывать ничего не могу. Через запотевшие стекла вижу, как комнату белой краской заливают строители, фуражка плавает, розетка коротит, поп уже обо мне забыл, а я сижу на стуле, блюю через противогаз и думаю: "Красиво!".
О Дане Воронове - авторе "Вошаут"
"Дан Воронов - киевский драматург. Худенький, похож на Энди Уорхала. Приятный молодой человек, рассказывающий о полиамурности. На читке собственной пьесы ловил каждое слово актеров, переживал и радовался, как ребенок. Текст читали плавно, размерено. Житейские проблемы, возникающие у героев, ни на йоту не двигались дальше разговоров и обсуждений. Вечный поиск смыслов жизни окутывал и усыплял. Я переставал думать, я расслаблялся, только в "нужных местах", меня включали с помощью тумблера в реальность событий, описанных в пьесе, потом этим же тумблером выключали. Пьеса про инфантильность у взрослых людей. Их видении жизни и поиске смыслов в бесконечном серфе идеалов. Есть все - любовь, поиск, летун, Кастанеда, Ленин, европейский гастарбайтер, боевики, смерть, диктатор, титушка, собака, охранник, поэт и танцовщица. Порадовали второстепенные герои, которые, наверное, и были теми тумблерами, выписанные немного карикатурно с отличным чувством юмора и событий".
Все о «Дне актуальной пьесы» здесь