В отличие от большинства подобных сообществ, занимающих пустующие помещения, Семенченко и Рыхлицкий начали осваивать заброшенные карьеры в районе села Степановки, где раньше добывался камень. В результате добычи образовалось около 70 пещер, образующих своеобразные катакомбы. Пока ребята раскопали три. Две из них служат одновременно и мастерской, и галереей, и жилым помещением. Третья – гостевая, которую, к слову обустраивает херсонский художник Вячеслав Машницкий, основатель галереи современного искусства. В общем, приезжай, живи, твори. Стань частью «мыстецкого заповедника», как метко его назвал Машницкий.
    Эти люди придумали свой проект не потому, что им негде жить. Это, скорее, реализация мечты о личной свободе, о независимом творческом пространстве. О поиске «идеологических» единомышленников. О тишине, наконец. Для Саши Рыхлицкого – это очень важный момент. Урбанист превратился в анахорета легко – когда понял, что делать что-то стоящее в городской суете у него уже не получается.
Саша Рыхлицкий: «Приехал посмотреть. Понравилось. Сначала просто отдыхал: две недели спал, читал книги… В общем, позволял себе лениться. А потом зашел в пещеру и влюбился в нее. Вернее, я туда заполз - зайти в нее смог, когда около 7 кубометров земли на своем горбу оттуда вынес. Помогла мне в этом лопата «Галя». Почти три месяца мы с «Галей» трудились каждый день. 100-150 раз туда-обратно с 2 ведрами. Когда закончу копать, «Галя» займет свое место в галерее – в качестве экспоната.
Нам эта «Галя» крепко запала в душу – и как арт-объект, и как инструмент для копания. Как опять же метко заметил Машницкий, недвижимость хотят все, а лопатой махать – немногие. Пока копаешь, философски прокомментировал Саша Семенченко, в голове все структурируешь. В общем, копайте – и дзен вам обеспечен.
    Конечно, без фриков всех мастей не обходится и в этом пока еще спокойном месте. Приезжают, к примеру, сильно нетрезвые любители экзотики из соседних сел и задают вопросы типа «Чем вы обделываете свои работы?» Саша Рыхлицкий выдает вполне логический ответ: «Тем же, чем и вы».
    А на вопрос «Вы кто и откуда?» «мытци» иногда отвечают: «Мы из Степановки, не буйные, потому нас отпускают пожить на природе». Народ ведется. Главное – придумать правдоподобную легенду. Хотя правдоподобие требуется не всегда. Когда Алексей Урсуленко, посетивший заповедник, увидел гипсомодельный станок и спросил, что это, Рыхлицкий пошутил: «Тренажер для карликов. У нас их – целая колония. Приходят и тренируются». У Алексея Анатольевича ни один мускул не дрогнул на лице. Принял в сведению. Предложил, кстати, ребятам влиться в его экологические программы, но они вежливо это предложение отклонили. Не затем они пришли сюда, чтобы стать частью чьих-либо амбиций
    У них и свои есть. Несмотря на то, что на сделанных своими руками часах – всегда «Зараз», будущее имеет более-менее четкие очертания. О нем и о том, как все начиналось, рассказывает Саша Семенченко.

«Куда мой конь, туда и я»
 - Саша, почему Степановка?
 - Я это место давно присмотрел. Мы, а точнее, ряд общественных организации, и, в частности, «Рыцарский клуб», председателем которого я являюсь, уже почти 10 лет занимаемся речкой Веревчиной. Вот так мы и натолкнулись на необычное место в долине этой речки, которое когда-то было лесом. Потом его вырубили на дрова. А в метрах 150 от нас – остатки фундамента старинного особняка середины или конца 19-го века. По словам краеведа Сергея Дяченко, там было поместье богатого землевладельца, имя которого неизвестно. После революции дом отдали под интернат для психически неполноценных детей. Во время войны всех, кто был в интернате, расстреляли немцы. Одни человек хочет поставить на этом месте крест – в память о погибших. А мы хотели бы провести серьезное историческое исследование. Сергей Дяченко посоветовал нам обратиться в Степановскую больницу, в архивах которой, возможно, есть какая-то информация по этому вопросу, планы, чертежи. Я сам в Интернете нашел перечень архивных документов, но пока руки не дошли ознакомиться с ними подробнее. Я бы сделал гипсовую модель этого поместья. Мне интересно все, что связано с этой землей. Я уверен, что здесь силами общественных организаций и неравнодушных жителей окрестных сел можно восстановить лес, разбить дендропарк. Это, к слову немаловажный фактор. Такие отработанные участки нужно грамотно рекультивировать, восстановить плодородный слой. Там рядом – лесничество, мы познакомились с лесником, он с энтузиазмом отнесся к нашему плану «облеснения» территории.
- А где вы берете посадочный материал?
 - Ребята из клуба органического земледелия весной привезли нам саженцы, лесник тоже с этим помог. Этой осенью планируем не просто посадить деревья, а сделать из этого целую акцию – обозначить старт нашего проекта. Мы ведь уже не только вдвоем здесь живем, периодически появляются разные творческие люди – члены фотоклуба «Свежий взгляд», художники, скульпторы.
 -То есть, «заповедник» уже готов принимать гостей?
 -Конечно. Ведь наша главная цель – создать творческую лабораторию под открытым небом, где могли бы проявить себя ландшафтные дизайнеры, дендрологи, художники, занимающиеся лэнд-артом. Да просто люди, которые до этого никогда в руках не держали ни комка глины, кисточки, ни фотоаппарата, а хотелось бы попробовать. Может, кому-то нужно на небо посмотреть, о жизни подумать, вырваться из городского «каматоза». И таких принимаем. Лично нам с Сашей Рыхлицким нравится творить и жить в одном месте. В идеале мастерская должна быть и местом работы, и местом для жизни. Проснулся, например, в 3 часа ночи, вдохновение у тебя, ты можешь работать, а не бежать куда-то.
 - И все же, что побудило вас уйти от привычного городского комфорта?
 - У меня есть конь, Орлик. Я его купил 3 года назад, ему 8 месяцев всего было.
 - А где же вы его держали?
 - Я тогда работал в Ботаническом саду, садовником. И он со мной. А потом поменялось руководство и мне настоятельно посоветовали убрать Орлика из сада. Я «убрался» вместе с ним. И отправились мы жить в пещеры. Я Орлику подготовил конюшню в котловане. Мы его накрыли, поставили дверь. Температура ниже +5С никогда не опускалась. Лошади, они горячие, прекрасно своим телом отапливают небольшие помещения. Я сам в морозы об него погреться приходил.

 «Пещерный» быт
 - Когда вы обустроили свою первую пещеру?
 - В сентябре прошлого года. Два месяца расчищал, готовился к зимовке. Буржуйку поставил. Уже зимой понял, что сделал не так и как надо ошибки исправлять, чтобы не было сыро, к примеру. В этом году сделаем окно и двери, но необычные – из веток. А вместо тройного стеклопакета – тройная пленка. Мы принципиально отказываемся от бетона, пены и прочих современных материалов. Только природные  материалы, которые у нас под рукой (известняк, дерево, глина). Хотим еще сделать кузню. А также устроить велопарковку – тоже из дерева.
 - Свет у вас есть?
 - Электричество для минимального освещения, подзарядки мобильников и чтобы радио послушать добываем с помощью велодинамомашины, аккумулятора и светодиода. Крутим педали, проще говоря. Полчаса «езды» - и мобилка заряжена. В перспективе хотим, конечно, и ноутбуками пользоваться, и Интернет установить. Для этого нужен автомобильный аккумулятор и преобразователь напряжения.
 - А как проблему с водой решаете?
 - Мы договорились с одним фермером, у которого есть водопровод, что мы присматриваем за его садом, помогаем с огородом, косим траву (которая достается Орлику), а он дает нам воду. Взаимопомощь – сильная вещь. В будущем будем устраивать накопитель для воды – для сбора влаги во время дождя. Есть еще одна идея, которую хотелось бы проверить на практике. Говорят, что конные подразделения Александра Македонского в походах возили за собой крупные камни-окатыши. В пустыне раскладывали подстилку, рассыпали эти камни, и за утро благодаря разности температур собиралось от 2 до 5 литров росы-конденсата. Я хочу взять 200 кг щебня и попробовать провернуть этот же финт.
 - Я так понимаю, что вы один зимовали? Не страшно было?
 - Да и не скажешь, что один. Постоянно заходили люди погреться. Молодежь из Зеленовки, очень им катакомбы нравятся. Ребята из клуба органического земледелия. Лепили немножко, благо глина уже была. Я обжигал – пока в буржуйке. А в планах – построить традиционную печь для обжига. Я и сам учусь у Саши Рыхлицкого лепить. Он у нас знатный керамист.
 - А вы чем занимаетесь в плане творчества?
 - Я лично больше лэнд-арт люблю, делаю различные инсталляции на природе. Еще работая в Ботаническом саду, придумывал разные композиции, обыгрывая скульптуры с камнем, стеклом, растениями. А еще занимаюсь корнепластикой. Обычно корни упавших или выкорчеванных деревьев вывозятся на свалку. А ведь если приложить немножко усилий, можно такие композиции делать! Меньше мусора – больше красоты. Мы как бы дарим погибшему дереву вторую жизнь. Когда-то возле краеведческого музея росли 2 липы по полвека каждая, если не больше. Когда их спилили, Ботсаду удалось их выкупить. Из одной коряги я сделал композицию «Самолет маэстро». Реально выглядел, как самолет, с импровизированным штурвалом. Детям очень нравился. А потом его, к сожалению, распилили на дрова.
- Ваш «заповедник» мог бы стать привлекательным туристическим объектом…
- Конечно. Сами катакомбы – интересное место. Мы свои пещеры «соединяем» насыпными дорожками. А вообще, с другой стороны многие пещеры образуют сеть, сообщаясь друг с другом и под землей, просто докопаться надо. Мы это с помощью «Google Планета Земля» увидели. Да еще друзья рассказали, что в детстве там лазили и попали в лабиринт, из которого еле выбрались. А потом вход туда завалили, скорее всего, именно от детей. Мы и этим хотим в будущем заняться вплотную.
- Собираетесь ли вы ставить мастерские на крепкую коммерческую основу?
 - Изначально мы хотели вообще обойтись без денег. Кто-то захочет купить сувенир из глины – и ладно. Потом решили, что люди все равно будут спрашивать, чем помочь, и поставили ствол одной из «краеведческих» лип с вместительным дуплом – «Сбыча мечт» называется. Бросаешь туда сколько не жалко и четко формулируешь свое желание. При этом деньги давать необязательно. Можно Орлику сено привезти, например. Любая помощь годится, но опять же, без обязаловки. Главное – это желание что-то создавать вместе.

P.S. Есть такой российский художник, Авдей Тер-Оганьян, основатель товарищества «Искусство или смерть», один из ярких представителей Московского акционизма. Он очень хорошо про сквоты сказал:
«Я считаю, что это просто невероятно важно. Потому что, на мой взгляд, в искусстве это непосредственное общение и есть суть отношений. Современное искусство – это система отношений между художниками и искусством, вот эти отношения дают смысл. Современное искусство – это реакция на другое произведение искусства, а не самовыражение. В этом смысле только при непосредственном общении искусство развивается очень активно и быстро. Художник, галерист или куратор, вот эти посредники, разрушив непосредственное общение между авторами, по сути, разлагают искусство. А совместное проживание позволяло очень подробно все это проговаривать. Потому что далеко не все художники – теоретики, но попытка проговаривать это между собой в бесконечных разговорах очень помогает. Современное искусство – это штука во многом коллективная. Без этого сейчас просто не получается ничего. И тот кризис, который мы наблюдаем в Европе и в мире, тоже связан с этим. Искусство – это же не что-то такое, что происходит где-то там, в голове. Сейчас люди не понимают, зачем делать это все. Как-то все это бессмысленно, все сводится к личной карьере, какому-то самовыражению, к придумыванию каких-то стилей, форм и это – тупик».

*Подробный фоторепортаж о «пещерном» арт-заповеднике можно будет увидеть на открытии финальной выставки 22 ноября (ТРЦ «Фабрика») в рамках фестиваля современного искусства «Terra Futura: «Внутренняя Украина».