Где музей, а где актуальное искусство?
Между тем, подобную ситуацию обыденной не назовешь. Как правило, музеи стыдливо выставляют пару-тройку подобных работ или вообще отмежевываются – статус не позволяет. По сути, мы знакомимся с актуальным искусством в самых разных местах, только не в музее. Впрочем, контекст большинства художественных «монстров» убивает саму мысль о подобном вторжении. Разве что художник добился такого успеха (особенно, вне Родины), что игнорировать его просто неприлично. При этом география значения не имеет. Безнадежно плестись в хвосте мировых тенденций можно и в Метрополии. А глубинка в это время ловит этот самый тренд на лету. В сугубо провинциальном городке, каковым является Голая Пристань, вдруг происходит прорыв – классическая картинная галерея и стандартный краеведческий музей (в одном флаконе) распахивают свои двери для актуального искусства. Добровольно, не ужасаясь, не вздрагивая, не закрывая своим телом «дорогие сердцу каждого горожанина» экспонаты. А весело принимая участие в создании необычной экспозиции и хвастаясь друзьям и знакомым, что они теперь о-го-го какие продвинутые по части культуры.
По законам диффузии
Впрочем, всему этому предшествовала немалая подготовительная работа. В чужой музей со своими работами, как известно, просто так не зайдешь. Нужно учитывать нюансы. Местная галерея не стала исключением.
Одна часть галереи заполнена картинами местного художника, которые он завещал родному городу. Рядом традиционно разложены поделки голопристанских умельцев, по стенам расставлена глиняная утварь местного производства. Экспозиция эта бессменная, реорганизации не подлежит, поэтому для полотен Машницкого выделили просторный выставочный зал, который, собственно, является продолжением галереи. Однако никакого дикого контраста между «старым» и «новым» не случилось – свои работы Вячеслав смело «интегрировал» в общее пространство. Особенно хорошо вписались картина с хором пожилых певцов в этно-костюмах и полотно с людьми, ожидающими автобус на остановке. Даже и не разберешь, где заканчивается локальный арт-колорит и начинается «актуальность». Местные жители, сначала робевшие, такой подход оценили, прониклись, а отдельные визитеры даже вступали с автором в пространные искусствоведческие беседы.
Все дороги ведут к Морю
Ну, и сама идея «Подорожи до моря» не может не объединять. Цитирую автора: «Эту выставку можно воспринимать, как размышления о фатальных вопросах повседневности, где украинское «подорож» созвучно российскому «по дороге» с основным объединяющим «дорога». Голая Пристань – это райский «затишок» по дороге, которая ведёт либо в Центр, либо к Морю (по желанию). Художник определяет направление «к морю» не случайно. Всем известны радости, ожидающие путешественника направляющегося в Железный Порт, Скадовск или Лазурное, поэтому сокрытые в некотором отдалении от трассы небольшие поселения, остаются для туриста мимолётным Воспоминанием о безоблачной дороге к вожделенному горизонту. Но по обеим сторонам дороги живут люди, трудятся, влюбляются, верят и надеются. Сюжеты представленных картин практически документально фиксируют те мгновенья, которые может увидеть каждый, если сделает остановку…».
Это – первый слой. Второй – более глубинный, и, в какой-то степени, автобиографичный. Проект, кроме всего прочего, – о возрождении Передвижничества как состоянии современного херсонского художника. Плод размышлений на тему возможности творить на малой родине, выживать, не завися от Центра. В итоге – все те же два Пути: к Центру или к Морю. В такой трактовке «Подорож до моря» можно воспринимать, «как необходимость Передвижения, обеспечивающего жизнедеятельность художественного процесса. Идеологически это сродни художникам-передвижникам 19 века».
Все эти «транзитные» рефлексии отражают сегодняшние настроения в украинской культурной среде: столица – буржуазно-подгнивающая провинция, где затухают рано ли поздно любые даже самые мощные арт-колебания, где самый экстремистский трэш быстро становится «общим местом». Периферия – глушь, топь, мрак и… пресловутая свежесть впечатлений, где, грамотно (и последовательно) раскачивая маятник, можно добиться надолго разинутых ртов и вполне эффектных подвижек в девственном с точки зрения contemporary art сознании. Главное – не застояться на одном непаханом поле. Их в перспективе много – знай, передвигайся и сей «актуальное» разумное доброе вечное». Скадовск, Геническ – все это места обетованные для воплощения идеи Подорожи к Морю. В. Машницкий надеется, что узнав об опыте Голой Пристани, власти приморских городков захотят заманить его к себе – и тогда новейшее Передвижничество из концепта превратится в нормальную практику.
Арт и арбузы
Кстати, о полях. Откуда, спрашивается, в маленьком городке такая сильная тяга к прекрасному? Отвечаем: она культивируется на самом высоком уровне – начиная с мэра Голой Пристани, Анатолия Негру. Он, несомненно, любит art. Вернее, он любит творчество – во всех его видах. И ему важно, чтобы оно отвечало взаимностью, стремилось в его город под любой личиной – будь то этно-фестиваль, «наивные» скульптуры на Набережной или выставка художника-концептуалиста. При этом мэр четко руководствуется лозунгом «Культуру – в массы!» А потому чутко улавливает тенденции.
То, что художник такого уровня (с регалиями и впечатляющим портфолио) пожелал выставляться в местной галерее, вызвало у мэра прямо-таки детский восторг, мол, теперь и мы в курсе, что за зверь такой – современное искусство. Плюс инфо-шум, пиар и слава прогрессивного райцентра, не чуждого этих самых искусств.
Среди всей этой постмодернистской красоты Анатолию Петровичу ближе всего были арбузы, выписанные с близким неискушенному зрителю натурализмом. Оно и понятно: эта ягода намертво заложена во все местные архетипы. Напомним, что Голая Пристань – арбузная столица. Здесь проводится фестиваль «Украинский арбуз – сладкое чудо». Ну, и чтобы окончательно застолбить бренд, на Набережной воздвигли памятник арбузу. Так что в этом смысле В. Машницкий мэру сильно угодил.
В общем, не исключено, что именно в провинции мы увидим такие «мыстецьки» фейерверки, что рухнут все препоны для тотальной культурной экспансии транзитных территорий в частности, и Периферии в целом.
текст: Юлия Манукян
Между тем, подобную ситуацию обыденной не назовешь. Как правило, музеи стыдливо выставляют пару-тройку подобных работ или вообще отмежевываются – статус не позволяет. По сути, мы знакомимся с актуальным искусством в самых разных местах, только не в музее. Впрочем, контекст большинства художественных «монстров» убивает саму мысль о подобном вторжении. Разве что художник добился такого успеха (особенно, вне Родины), что игнорировать его просто неприлично. При этом география значения не имеет. Безнадежно плестись в хвосте мировых тенденций можно и в Метрополии. А глубинка в это время ловит этот самый тренд на лету. В сугубо провинциальном городке, каковым является Голая Пристань, вдруг происходит прорыв – классическая картинная галерея и стандартный краеведческий музей (в одном флаконе) распахивают свои двери для актуального искусства. Добровольно, не ужасаясь, не вздрагивая, не закрывая своим телом «дорогие сердцу каждого горожанина» экспонаты. А весело принимая участие в создании необычной экспозиции и хвастаясь друзьям и знакомым, что они теперь о-го-го какие продвинутые по части культуры.
По законам диффузии
Впрочем, всему этому предшествовала немалая подготовительная работа. В чужой музей со своими работами, как известно, просто так не зайдешь. Нужно учитывать нюансы. Местная галерея не стала исключением.
Одна часть галереи заполнена картинами местного художника, которые он завещал родному городу. Рядом традиционно разложены поделки голопристанских умельцев, по стенам расставлена глиняная утварь местного производства. Экспозиция эта бессменная, реорганизации не подлежит, поэтому для полотен Машницкого выделили просторный выставочный зал, который, собственно, является продолжением галереи. Однако никакого дикого контраста между «старым» и «новым» не случилось – свои работы Вячеслав смело «интегрировал» в общее пространство. Особенно хорошо вписались картина с хором пожилых певцов в этно-костюмах и полотно с людьми, ожидающими автобус на остановке. Даже и не разберешь, где заканчивается локальный арт-колорит и начинается «актуальность». Местные жители, сначала робевшие, такой подход оценили, прониклись, а отдельные визитеры даже вступали с автором в пространные искусствоведческие беседы.
Все дороги ведут к Морю
Ну, и сама идея «Подорожи до моря» не может не объединять. Цитирую автора: «Эту выставку можно воспринимать, как размышления о фатальных вопросах повседневности, где украинское «подорож» созвучно российскому «по дороге» с основным объединяющим «дорога». Голая Пристань – это райский «затишок» по дороге, которая ведёт либо в Центр, либо к Морю (по желанию). Художник определяет направление «к морю» не случайно. Всем известны радости, ожидающие путешественника направляющегося в Железный Порт, Скадовск или Лазурное, поэтому сокрытые в некотором отдалении от трассы небольшие поселения, остаются для туриста мимолётным Воспоминанием о безоблачной дороге к вожделенному горизонту. Но по обеим сторонам дороги живут люди, трудятся, влюбляются, верят и надеются. Сюжеты представленных картин практически документально фиксируют те мгновенья, которые может увидеть каждый, если сделает остановку…».
Это – первый слой. Второй – более глубинный, и, в какой-то степени, автобиографичный. Проект, кроме всего прочего, – о возрождении Передвижничества как состоянии современного херсонского художника. Плод размышлений на тему возможности творить на малой родине, выживать, не завися от Центра. В итоге – все те же два Пути: к Центру или к Морю. В такой трактовке «Подорож до моря» можно воспринимать, «как необходимость Передвижения, обеспечивающего жизнедеятельность художественного процесса. Идеологически это сродни художникам-передвижникам 19 века».
Все эти «транзитные» рефлексии отражают сегодняшние настроения в украинской культурной среде: столица – буржуазно-подгнивающая провинция, где затухают рано ли поздно любые даже самые мощные арт-колебания, где самый экстремистский трэш быстро становится «общим местом». Периферия – глушь, топь, мрак и… пресловутая свежесть впечатлений, где, грамотно (и последовательно) раскачивая маятник, можно добиться надолго разинутых ртов и вполне эффектных подвижек в девственном с точки зрения contemporary art сознании. Главное – не застояться на одном непаханом поле. Их в перспективе много – знай, передвигайся и сей «актуальное» разумное доброе вечное». Скадовск, Геническ – все это места обетованные для воплощения идеи Подорожи к Морю. В. Машницкий надеется, что узнав об опыте Голой Пристани, власти приморских городков захотят заманить его к себе – и тогда новейшее Передвижничество из концепта превратится в нормальную практику.
Арт и арбузы
Кстати, о полях. Откуда, спрашивается, в маленьком городке такая сильная тяга к прекрасному? Отвечаем: она культивируется на самом высоком уровне – начиная с мэра Голой Пристани, Анатолия Негру. Он, несомненно, любит art. Вернее, он любит творчество – во всех его видах. И ему важно, чтобы оно отвечало взаимностью, стремилось в его город под любой личиной – будь то этно-фестиваль, «наивные» скульптуры на Набережной или выставка художника-концептуалиста. При этом мэр четко руководствуется лозунгом «Культуру – в массы!» А потому чутко улавливает тенденции.
То, что художник такого уровня (с регалиями и впечатляющим портфолио) пожелал выставляться в местной галерее, вызвало у мэра прямо-таки детский восторг, мол, теперь и мы в курсе, что за зверь такой – современное искусство. Плюс инфо-шум, пиар и слава прогрессивного райцентра, не чуждого этих самых искусств.
Среди всей этой постмодернистской красоты Анатолию Петровичу ближе всего были арбузы, выписанные с близким неискушенному зрителю натурализмом. Оно и понятно: эта ягода намертво заложена во все местные архетипы. Напомним, что Голая Пристань – арбузная столица. Здесь проводится фестиваль «Украинский арбуз – сладкое чудо». Ну, и чтобы окончательно застолбить бренд, на Набережной воздвигли памятник арбузу. Так что в этом смысле В. Машницкий мэру сильно угодил.
В общем, не исключено, что именно в провинции мы увидим такие «мыстецьки» фейерверки, что рухнут все препоны для тотальной культурной экспансии транзитных территорий в частности, и Периферии в целом.
текст: Юлия Манукян