В анонсе спектакля анонсировалось, что после показа авторы будут объяснять смысл спектакля, его отдельных этюдов и драматических кусков. Этого не понадобилось, потому что зрители это сделали сами и лучше. И главное – неоднозначно, порой полярно. А объяснять было что. Это и непонятные слова саунд-трека «Бир, брут, бай. Вир, врут, вай. Гир, грут, гай…», и 50 пеноблоков, и две живые пиявки на обнаженной груди (один из зрителей уверял, что заметил их портретное сходство с Порошенко и Гройсманом), и мандала, и цитаты из Маркса и Булгакова, и еще 40 бочек арестантов. Полярность отзывов всегда лучше, чем единодушное одобрение. Для кого-то спектакль был довольно прямолинейной левой агиткой, для кого-то спектаклем о рабстве, для кого-то нудным старушечьим пердежом, для кого-то реквием по эпохе.
И это легко объяснить. Спектакль был сделан на основе текстов фокус-групп с херсонцами и херсонками, жизнь которых была связана с Заводом. А какого это – быть его частью? Мы привыкли уничижительно называть эти части «винтиками». Другое дело быть частью компании, членом дружной корпоративной семьи или вообще никем не быть. Поэтому прийти на спектакль и понаблюдать за «живыми ископаемыми», почувствовать своё материально-техническое и моральное превосходство – одно удовольствие. Другое дело, что наши «робы», даже если они такие пёстрые, по сути ничем не отличаются от привычных ватников и кирзовых сапог. И мы такие же «оглушенные согласные», как и те, что дружно ходили строем на парады и, одновременно, расхищали социалистическую собственность.
У спектакля нет сюжета, зато полно незапланированных действий и всякого рода ответвлений. Кроме документации далекого прошлого, здесь можно побывать и в трудовых буднях современных угнетённых – хоть на заграничных заработках, хоть у себя в стране на стройке. Можно послушать политическую проповедь. Можно побывать в цирке – в спектакле пытаются разбить пеноблок на человеке. И человек, и кирпич выдерживают натиск молота. Как серпом по яйцам звучит монолог рабочего-стриптизёра о том, как встречают по одёжке, а потом провожают, недоплачивая по 2-3 тысячи за 2-3 трещины. И так же серпом по яйцам звучат слова о том, что гуманизму и человечности всегда есть место, даже если вы работаете палачом. Всё это называется работа с «Истиной», где «Истина» – всего лишь электро-вычислительная машина.
Totem Centre Theatre Lab продолжает работать в традициях античного театра, показывая свои спектакли один-два раза. Но для отсутствовавших есть утешительный приз – видео-запись спектакля и клип саунд-трека со спектакля – «Песня о потерянном времени или филологическая мантра». Текст песни был написал еще в 90-х поэтом Евгением Яненко, и только двадцать лет спустя её волшебные звуки столкнулись с барабанными перепонками слушателей. Музыка была сделана Вашим покорным слугой Николаем Гоманюком в сотрудничестве с Богданом Бутовым. А весь спектакль был срежиссирован Максимом Афанасьевом. Честь ему и хвала!