В своем украинском цикле воркшопов (сентябрь 2015 г.) британский режиссер Тони Лексен (театр Би-Фрэнк, Лондон) много говорил о Театре реальных жизненных историй и о его жанрах. В британской театральной традиции Театр реальных жизненных историй –  это зонтичный термин, в который входят как уже известные херсонцам вербатим-театр и документальный театр, так и менее известные жанры.

 

В этом смысле «Три спектакля» театральной лаборатории «Тотем» и ХОО САУ, показанные в Херсоне 24 сентября и частично во Львове на фестивале «Все иначе» 26 сентября,  послужили бы отличной иллюстрацией для лекции Лексена, потому, что все три части театральной программы«Три спектакля» отлично вписываются в британскую классификацию того, что у нас называют «документальный театр», а у них «театр реальных жизненных историй».

 

«Квартира №22» (драматург А.Зырянов) – это отличный пример социально-политической драмы – мгновенная авторская рефлексия на актуальные события в стране, на то, о чм сейчас больше всего говорят и спорят. Глубокое погружение в быт и того, что происходит «за бортом» обычной квартиры, выдает социальных исследователей как в драматурге, так и в режиссере (М.Афанасьев) и актерах (С.Брудеров, А.Колбасин и Е.Смирная). Внутри обычной квартиры свои житейские бури, за стенами дома бури политические, но уже мирового масштаба: революция, экономический кризис, война. И какие из них больше выводят обитателей «кв.22» из состояния равновесия еще не известно. Не удивительно, что именно обсуждению этой части показа было уделено больше всего времени. Особенно всех волновала судьба одного из персонажей – безработного дяди Вадима, которого мобилизовали в ВСУ. Одни зрители увидели в повестке в армию путевку в новую жизнь, преображение героя, другие – дальнейшую деградацию.

 

«Чипсы» – это пример физического театра, в котором документальная составляющая выражается в ее пластической интерпретации. В «Чипсах» авторы (режиссер А.Афанасьев, хореограф Ю.Артеменко) обратились к вечно зеленой гендерной проблематике, теме коммуникаций друг с другом и с миром. Один из интересных технических конфликтов перформанса – взаимодействие профессиональной танцовщицы (Артеменко) и аматора (К.Плоткин).  

 


Ну и семиминутная «Поездка на АЭС» (авторы Н.Гоманюк, А.Афанасьев и В.Машницкий) несмотря на нетрадиционность подачи оказалась банальным документальным перформансом. Дело в том, что в документальный театр в Британии попадают спектакли, где каким-то образом непосредственно демонстрируется документ – фото, видео, аудио и т д. В «Поездке» было и первое, и второе, и компот. Сначала на экране мелькали путевые заметки по маршруту Херсон-Энергодар в виде слайд-шоу, а потом все перешло в видео-мораль от главного героя.  

 

После обсуждения непосредственного (после показа), дискуссия переместилась уже в мир нолей и единиц. Ниже мы даем комментарии некоторых зрителей.

 

Андрей Песня, студент

 

Спектакль «Квартира 22»  получился удачным. На постсоветском пространстве социально-бытовой сюжет всегда был очень популярен, хоть и не всегда оказывался приятным для зрителей. Наверное, популярность сюжета заключается в комедийности ситуаций и той внутренней наготе, которая преподносится в первую очередь. Без этого никак. Персонаж на сцене должен отражать зрителя и освещать ту темноту, которую каждый скрывает за «маленьким мирком» своей квартиры. Но заслуга «Квартиры 22» не только в этом. Кроме ориентации на отражение зрителей, персонажи зеркальны сами по себе. Муж и жена меняются ролями. Жена, заняв место мужчины-кормильца семьи, покупает  супругу одежду и обувь, Муж, вобрав в себя все женское злорадство, предлагает с помощью  убийства получить наследство дяди Вадима, старого, влачащего жалкое существование, алкоголика. Таков типичный набор качеств некоторых современных семей –  брак без любви, попытки предательства родных ради наживы, постоянные ссоры…
 

Но на чем же хотел сделать акцент автор? Он не предлагает зрителям решения проблемы, но заостряет некоторые моменты. В спектакле все действия происходят либо по бессознательному инстинкту, либо из прагматичного расчета. Вспомните напускную нежность мужа, который хочет сохранить спокойствие еще одного вечера и пытается задобрить жену ласковыми словами, а потом предлагает подсыпать что-то в водку дяде Вадиму. Жена, поддавшись материнским чувствам, самоотверженно заботится о подопечном ребенке, но злобно обрушивается на супруга, который не получает достаточную зарплату. Даже спасение Мужем дяди Вадима чисто случайно, будь время на размышление,  старый алкоголик вряд ли бы остался в живых.

Во время обсуждения после показа, зрители акцентировали внимание на «героическом» изменении дяди Вадима. Но его тяжело назвать героем, принятое решение не основано на принципе или долге – это удобный путь на свободу из квартирного каземата под видом нового рождения. Удачное стечение обстоятельств на фоне военных действий в Украине. В таком же свете дядю Вадима видит и Драматург, который не признавал героизм персонажа. У спектакля открытый конец, а это значит, что дядя Вадим стоит на перепутье, в принципе, как и сами зрители, каждый из которых способен домыслить собственный финал. Такова «Квартира 22», ее персонажи страшны и темны, и главное, как по мне, не узнать себя в них.

 

Алла Курьянинова, служащая

 

Была приглашена на пластический перформанс «Чипсы», спектакль "Квартира номер 22", и презентацию «Поездка на АЭС» с постдискуссией, которые состоялись в "Эго" 24 сентября в 18.00. Было неоднозначно. Написать понравилось/не понравилось не могу, потому что были отдельные субъективные моменты как "плюс" так и "минус", которые продиктованы моими личностными целями, потребностями, временем, здоровьем, временем, возрастом и т.д. Эмоций много. 

 

Действие № 1. Мне больно быть свидетелем и наблюдать жизненные сцены, где что-то не ладится ... (этого так много в реальной жизни). Социальные проблемы: алкоголизм, безвыходность, связанная с материальными проблемами, подавление личности, безразличие родителей к ребенку и т.д. ... это больно. Я старалась абстрагироваться. "Плюс" – это интересный сценарий, игра актеров, находка с проектором, все легло, вышло. После этого действия не хотелось покидать зал. Было над чем подумать.

Действие № 2. Тут я больше была соучастником действия. Может, потому что главная героиня человек, с которым я знакома более 6 лет, и которого я ценю, люблю и уважаю, у которого я учусь не только танцевать, но и жизни. Суперски классно наблюдать за пластикой нашего любимого тренера... Интересно было отмечать и наблюдать процессы, приемы и техники, лучшим образом проработанные Юлей, которые знакомы мне по занятиям контемпорари. Например: вызвать у зрителя нетерпимость (-), интерес (+) и т.д. и, моменты, отмеченные мной как "+": дыхание партнера, которое задало ритм последующему действию – контакт с водой Юли ... удивительно-сказачно-красиво (я люблю красиво (+)). Конец действия № 2: мужчины забили ритмом и истерикой, просто необходимо было выйти, вырваться, сбежать из этого пространства после этого напора.... (-) потому что чувствовала дискомфорт, хотя... начало ритмовой композиции, до нарастания, до накала, это был (+). + и – это мое личное эмоциональное состояние, не связанное с игрой актеров... это своего рода индикатор моего комфорта и дискомфорта. Поэтому... все сработали на профессиональном уровне, но... по моим ощущениям было много дискомфорта, поэтому я пулей выбежала из зала после действия № 2.

 

Действие № 3. Казалось бы простая фотопрезентация, но.... насколько этот инструмент... названия которого я не знаю)) дополнил и наполнил... неожиданно... и игра со скоростью... интересно. Тут все (+), все позитивно. 

 

Действие № 4 обсуждение. За этим интересно было следить, говорить не хотелось. Мало с чем согласна со зрителями. Не согласна со зрителями в том, что в основном (говорящие) всё хотели понять, и очень хотели, чтобы им объяснили и разложили по полочкам все, что происходило... как в школе... Хотя в зале даже прозвучало: современное искусство представляет собой интерпретацию, соучастие, и ваши собственные выводы, полученные от просмотра увиденного. Меня не оставило безразличной увиденное, не включиться, остаться "вне" действия не удалось.

 

Артур Климович, безработный

 

Квартира №22. Три обывателя, типичные представители провинциального городка. Самые интересные события жизни девушки связаны с ее работой, самые  интересные события в жизни ее мужа связаны с его работой, самые интересные события жизни их дяди связаны с алкогольным опьянением.  Девушка присматривает за «необычными» детьми, ее муж присматривает за «необычными» взрослыми, их дядя живет как в тюрьме в одной из комнат своей квартиры, при том что мужа, скорее всего, ждет такое же будущее.  Дядя идет на войну защищать свой  дом-тюрьму в один из моментов трезвости. По окончании службы, он, вероятно, вернется в свою «камеру». Это социальная катастрофа!  Это должна быть трагедия, остросоциальная драма. Зритель должен выйти со спектакля в глубоком потрясении того положения, в котором  оказалось наше общество, и что он, зритель, сейчас придет в свою «кв. №22». В бессмысленности растить  детей, которые будут обречены на «камеру в квартире 22», в бессмысленности перевоспитывать заключенных, которые получат «камеру» в этой квартире. И тот, кто идет на войну, защищаетне свои права и свободу, не свой дом, а свою «камеру» в квартире 22.   

Поездка на АЭС. Как сделать из обычной непримечательной поездки интересное представление? Ритмичность музыки, ритмичность картинки. Все это выводит сознание из привычного состояния и заставляет работать  в заданном  ритме. Расставленные акценты на позитивных фото с замедлением ритма музыки создают приятные ощущения, как от прослушанной хорошей истории.  Но сюжета как такового нет, или он не выражен, а от подачи я получил удовольствие.  Если третий сюжет представлен как альтернатива мраку первого спекткаля,  а не просто позитивная история, тогда возникают вопросы. На сколько «счастливость» сюжета «Поездки на АЭС» , может компенсировать  убогость жизни «Квартиры №22». 

 

Обсуждение было поверхностным, основная масса была не заинтересована в обсуждении. И со стороны автора пьесы Квартира №22 не было выказана заинтересованность раскрыть свой авторский замысел, поделиться своими мыслями и переживаниями. Чувствовались некие ноты оправдания в ответах на вопросы. Сами ответы были пространны и неоднозначны,  большинство вопросов были возвращены в зрительский зал.  В одном из ответов по поводу одного из героев первой сцены, дядя Вадим, было высказано, что попав в АТО, это дает ему две дороги, обратно во мрак и к пробуждению. Я думаю это не так, большинство людей с войны приходят с глубокими психическими патологиями. Война в 95% случаев изменит психику человека не в лучшую сторону.  


 Іван Мойсієнко, професор

Отримав велике задоволення та масу позитивних емоцій від перегляду трьох спектаклів під назвою «Три спектаклі». Власне, я прийшов в «Его» за свіжістю – і я її отримав. Цього не побачиш в академічних театрах. В кожному спектаклі були представлені незвичні, неочікувані, подекуди, навіть новаторські дійства. В квартирі № 22 вдало поєднані кінозйомка та театральна постановка; свіжість виставі надавали сучасність сюжетної лінії, на кшталт АТО…«Чіпси» порадували музикальністю – гротескним балетом та застіллям яке вилилося в пронизливу та всенаростаючу мелодію на «флейті водостічних труб». На жаль в той вечір їхав на конференцію в Запоріжжя тож на третій спектакль та на обговорення не залишився. Також, побачені 2/3 «3 спектаклів» порадували грою акторів, невимушеністю обстановки в залі, зв’язком акторів з публікою… Для мене, як мешканця Херсона, це була справжня ПОДІЯ! Дякую всім хто долучився до цього творіння!