В этих скульптурах воплотились легендарные образы, связанные с древним прошлым Таврии, нашей Херсонщины. Идея создания этого ансамбля принадлежит нашему художнику Юрику Грантиковичу Степаняну.

Сегодня Заслуженный деятель искусств Украины Юрик Степанян ведущий херсонский скульптор. Мастер монументальной, декоративной, станковой скульптуры, он создал ряд произведений, ставших неотъемлемой частью нашего города, а также Чернигова, Батурина, Канева, Фороса. Художник мастерски владеет техниками резьбы по камню и дереву,  бронзового литья. Он очень тонко чувствует возможности этих материалов. Используя их, достигает обобщенности и цельности художественной формы, выразительности силуэта. Произведениям Степаняна всегда присуща гармония масс и линий, наполняющая их образный строй музыкальными ассоциациями. Важное место в творчестве художника занимает графика, дающая ему возможность импровизировать, работать легко и непринужденно. В графических произведениях часто обращается к абстрактным композициям.

Уроженец Армении, выпускник «Мухинки» ( Ленинградского высшего художественно промышленного училища), человек современный и образованный, хорошо знакомый с достижениями мировой культуры, он в своем творчестве ориентируется на традиции армянского искусства,  новации искусства ХХ века. Часто свои произведения художник подписывает «Кафани», по названию города своего рождения, указывая тем самым на свою неразрывную связь с Арменией. Ее древняя культура в восприятии Степаняна часть мирового культурного наследия.  В творчестве художника эта связь - в тематическом многообразии, искренней любви к античной архаике, особой стилизации, но самое главное - понимании задач скульптуры как искусства, связанного с окружающим миром, природой, средой обитания человека.

Не случайно, именно Степанян стал инициатором проведения первого в нашем городе скульптурного симпозиума, конечной целью которого стало создание ансамбля декоративных скульптур. По приглашению Юрика Грантиковича из разных городов Украины в Херсон приехали его коллеги В. Гутыря, В. Протакс, В. Кочмар, С. Сбитнев, Г. Хачатрян.  Первоначально прошла выставка, на которой они экспонировали свои станковые произведения и эскизы скульптур, выполненных затем в натуральную величину и установленных в центральной части города на проспекте Мирном. Объединившая их тематика, легенды древней Таврии, связанная с историей нашего края, дала повод для очень интересных пластических решений, где обязательным оказалось обращение к античности и стилизация  известных образцов мирового искусства. Очень органичным стало и использование материала светлого крымского камня, который ассоциируется с памятниками древней скульптуры. Художники создали своебразный экскурс в далекое историческое прошлое, овеянное загадочной сказочностью. Этот экскурс «начинает» Царевна Таврии, которая на своей ладье ведет к образам Сирены, Кентавра, Скифа, Возничего, Борисфена.  Очень хорошо, что скульптуры снабжены текстом, раскрывающим интригующее содержание легенды каждой из них. Может быть у кого то из прохожих возникнет желание расширить свои знания, глубже понять историю и культуру Древнего мира. Наблюдая за многочисленными прохожими, отмечаешь их неизменный интерес. Вот молодой папа рассказывает своему малышу историю Скифа. Юные барышни, студентки ХГУ с гордостью говорят, что это «круто». И даже бабушка, торгующая на проспекте своим рукоделием, с восторгом говорит: «Эта «Царица Таврии» такая красавица!». Когда перед глазами настоящие художественные произведения, они не могут оставить людей равнодушными. Происходит то, что называется воспитанием эстетического вкуса.

Насколько удалось решить задачу создания городского ансамбля? Насколько органично эти талантливые произведения незаурядных художников влились в городскую среду? Наверное, пока вопрос остается открытым. Совсем не уживаются эти эстетские вещи рядом с облезлыми домами, на фоне магазина ULTRA с одной стороны и центрального рынка с другой, среди старых поломанных плит, рядом с размалеванными бункерами. Нивелируют пространство рекламные щиты. Совершенно ужасно соседство изысканно утонченных фигур Царевны Таврии и Сирены с уродливым фонтаном, выкрашенным невообразимо отвратительной светло зеленой краской. (Кстати, фонтаны в Херсоне это отдельная тема). Жаль, что пока городские власти не нашли возможность «облагородить» сам проспект Мирный. Хочется надеяться на то, что когда-нибудь это произойдет. И тогда появится настоящий городской ансамбль, современный парк скульптур, в котором человек почувствует себя Личностью. И тогда задача авторов, сделавших Херсону такой царский подарок, будет выполнена.