Сказочники из Белозёрки

Царство искусства на земле расширяется, а царство здоровья и простодушия становится все меньше.

 Т.Манн

Постановка проблемы.

В доперестроечное время нас обучали законам прекрасного, а бытие безобразного, его природа предавалась анафеме. Считалось, что безобразное есть категория не приемлемая в обществе, устремлённом в бесконфликтное будущее. По определению безобразное – «категория эстетики обозначающее нечто отталкивающее, вызывающее неудовольствие вследствие дисгармоничности, несоразмерности, неупорядоченности и, отражает невозможность или отсутствие совершенства» («Краткий словарь по эстетике». М, «Просвещение», 1983). И, вот, конец ХХ века ясно обозначил парадоксальную вещь. Все двадцатое столетие происходило под знаком игнорирования прекрасного в изобразительном искусстве Прекрасное оказалось в стороне, тогда как безобразное тут и рядом. Законы бытия приходили в соответствие; безобразное заняло свое законное место и теперь две категории сосуществуют вместе на равных, при условии свободы творчества. Стоит ли этому пугаться. Как всегда, время отделит зерна от плевел и оставит будущему всё яркое и значительное. Белозерский феномен явление небесспорное, но именно поэтому притягательное. Не стоит забывать, что Херсонщина, не имеющая устоявшихся традиций народного искусства и быта интересна своими самородками, такими как бабушка Полина Райко, Елена Рыбальченко. К сожалению не искусствоведы, а энтузиасты зеленого туризма нашли домик с росписями Райко. Канадцы выкупили этот дом, а голландцы выделили средства на издание альбома ее уникальных работ. Произведения Е. Рыбальченко скупили киевские коллекционеры, Белозерская серия ушла в столицу и за рубеж. Данная статья – это попытка отразить те процессы, которые происходят у подножия творческого Олимпа Херсонщины, в частности, ознакомить херсонцев с творческим тандемом художников из Белозерки хотя, народная культура Белозерцев в её «плейбойском» варианте вовсе не нуждается в искусствоведческом разборе. Тут вероятен метод, которым пользуются арт-критики; вскрытие фрейдистской сути явления и возможность покопаться в психопатии творческой природы. Мы же идём проторенными путями искусствоведческой традиции, т.е. анализируем произведения с точки зрения законов изобразительности, полностью согласуясь с высказываниями Григория Островского, который утверждает, что «Искусство этого рода не нуждается в снисхождении: просто это искусство другого порядка, чем «умное» не выше и не ниже его, и обладает оно лишь присущими ему качествами, достоинствами, ограничениями.»

Итак, речь пойдет о творчестве художников-наивистов, не вписывающихся в рамки народного искусства тех коллективов, которые работают и поныне при домах культуры и которыми гордятся районные и областные культработники, курирующие их самодеятельность. Вопрос, к какому «ведомству» отнести данное явление, покажется резонным, учитывая невероятно пеструю картину сегодняшних художественных направлений в культурном пространстве нашей страны.

К истории вопроса

Следует сказать несколько слов о недавних принципах работы с творческими личностями. Отработав на производстве, люди разных специальностей шли в сельские или городские Дома народного творчества для реализации своей увлеченности, чаще всего в области искусства. Культработники были снабжены четкими рекомендациями по вопросам руководства и идейной направленности самодеятельного творчества.

Образный строй в произведениях соц. реалистической эпохи как профессионального, так и народного искусства представлял собой некий идеальный миропорядок, отвечающий утопическим чаяниям масс и мир в нем был явлен не как сущее, но как должное. Пакости и безобразия, изобилующие в жизни трудящихся ни коем образом не должны были являться объектом изображения. Только красота. Вековечная народная мечта, о порядке, столь дефицитная на нашей территории во все времена и, всепроникающая радость бытия, материализовывала идею изобилия ,счастья, цветения райских кущ, не где-то на небесах, а здесь на земле и окрест тебя.                               

Многочисленные семинары, творческие слеты, уроки мастерства под руководством профессиональных художников факты, казалось бы, благостные и неоценимые с точки зрения духовного роста самодеятельных художников, но вот беда, чем дольше такой самородок трудился под бдительным оком профессионала, тем более нивелировалась его личность. Уходило то самобытное и народное, о котором так ревностно пеклись административные работники.

М. М. Бахтин в статье «Рабле и Гоголь» писал: «Творчество народа можно действительно понять только в потоке народной культуры, которая всегда, на всех этапах своего развития противостояла официальной культуре и вырабатывала свою точку зрения на мир и особые формы его образного отражения» [1].

Два товарища по столярному цеху села Белозерка Херсонской области, два Александра - Жуковский и Печерский к творческой художественной реализации шли довольно долго. Пробы занятий в изо. кружке районной школы, краткое учение в ПТУ попытки выставить свои работы вместе с самодеятельными художниками, убедили приятелей в том, что их творения не вписываются в границы предлагаемых рекомендаций. Из подножной глины слепили самих себя и дорожат своей творческой независимостью. Для этих самодеятельных художников, работающих в постмодернистское время на фоне фолк-авангардных художников – профессионалов, искусство также является способом личностного отношения к миру и также является средством общения между людьми, но все же это самовыражение другой качественной оценки жизни, поскольку, как известно, наивное искусство порождено наивным мышлением, что совершенно не умаляет оценки их работ, хотя книг они не читают и искусством в плане историческом не интересуются.

Анализ исследования

Эстетическое качество работ обоих Александров как бы структурируется из тех ценностей, которые они представляют для авторов и их среды. Творчество, как известно, берет свое начало от тех же импульсов, которые побуждают к играм. Творческая игра двух Александров сводится к образному выстраиванию модели мира , в котором зыбкая грань ,отделяющая фантазию от реальности ,бытие от небытия, живое от неживого здесь в избытке, как и мерзостей изобилующих в жизни. В их работах мир обретает черты сказочно-фольклорного характера. В него входит то, что сохранилось от детства, от сельских рождественских и новогодних застолий, от свадебных традиций, с их песенной организацией, от летних ночных бдений у костров с их байками и страшными рассказами, т.е. всего того, что составляет романтику сельской культуры с ее особым колоритом и ненормативной лексикой. Создается магический и примитивный театр, в котором разрабатывается миф «позорища» и его прочтение несет в себе двойную нагрузку - зрелища и одновременно эпатажа .Выставление позорного и запретного в наивно-эротической форме.  


Илл.1 Александр Жуковский "Біля ставка"


Илл. 2 Александр Жуковский "Эдем"
Темы сексуальных страстей авторов захлестывают, но трактуют они их совершенно различно. Например, тема купания, к которой они обращаются постоянно, у Жуковского приземлено-фольклорная, обставленная знакомыми предметами. Пейзажный мотив практически списан с натуры. Перегруженность деталями включается в сюжетный ход. Автор старательно с энтузиазмом рассказчика переносит на холст все подробности ситуации, которая его забавляет и над которой он потешается (илл.1). Более сказочна и экзотична работа «Эдем». (илл 2)Тут мечта о роскоши и неге воплощена в некоем прекрасном замкнутом пространстве с претенциозными колоннами и бассейном. Тщательно передана перспектива плиточного пола, на фоне которого то ли слуги, то ли дьяволы охраняют прекрасную плоть. Живописная манера Жуковского гладкая, характерная для наивистов, которые стараются во всех подробностях передать изобразительный рассказ.   


Илл. 3 Александр Печёрский "Отдохнули"     

Живопись Печерского иная. В его сюжетных работах нет повествовательности, зато присутствует конфликт. Он прекрасно чувствует психологию цвета. Манера его раскрепощенная хлесткая, достаточно профессиональная и экспрессивность почерка ясно передает напряженность фиксируемого момента, (Полотно «Отдохнули» илл. З) В «Автопортрете» сам Печерский востроухий и востроглазый обнаженный, как сатир, на фоне костра, будто воплощение самой природы в ее мифологическом варианте. (илл. 4)


Илл. 4 Александр Печёрский "Автопртрет"

Он умеет придать неожиданный смысл каждодневным действиям. Потрошение птицы в картине «скоро обед» (илл.5) превращается в некое неправомерное действо, а сама хозяйка в убийцу. Есть и свидетель сцены - младенец с расширенными от ужаса глазами.     


Илл. 5 "Скоро обед"      

Неожиданно и прочтение библейского сюжета. «Рождение Адама». Физиология здесь нараспашку. Господь сам рождает дитя. Драматизм выражен эмоциональным напряжением красно-коричневых оттенков цвета, пастозностью мазка, а вместе, почти физическим ощущением мучительной и кровавой процедуры. Поневоле приходит мысль о некоем сакральном дерзновении этой не канонической подачи первоидеи.

На самодеятельных художников сегодняшнего времени большую роль оказывают стандарты массмедийной среды. Именно таким стандартам отвечают образы молодых женщин Александра Печерского. Они как – будто списаны с балаганных вагончиков луна-парков. Женская суть воспринимается автором как объект, скорее сексуальный, чем характерный и чувствующий. Девушки в его творческом послужном списке представлены в изобилии. В голубых глазах этих тиражных созданий голубиная кротость и безмятежность Евы перед грехопадением. Различен только фон. Девушка Надя на фоне ставка. Девушка Ира на фоне заката. Фоном для девушки Кати служит раскидистый куст. А для девушки Вали найдено совершенно иное решение. В её голубых глазах что-то демоническое, ведовское и органично неотделимое от окрашенного в закатные цвета пейзажа родной Белозерки.

К слову сказать, Александрам, большую часть жизни прожившим в сельской местности , пейзажные мотивы хотя и отражены в работах лишь фрагментарно, но топографически точное их воспроизведение говорит о том, что природа вошла в художников как частица собственного «Я» и, растворившись, проявляется в картинах почти интуитивно.


Илл. 6 Александр Печерский "Стёпа"

В мужских портретах Печерского больше типажности и душевного движения. В гадзилоподобном «Стёпе» (илл.6) запоминаются два момента: глаза, увлажненные слезой и жест с прижатыми к груди нежными цветочками как намек на некую поэтичность натуры. Пронзительны детские портреты Печерского. Его «Мальчик во ржи» (портрет сына) (илл.7) практически реплика с Врубелевского «Пана» как по композиции, так и в прочтении образа. Некое хтоническое существо, улыбающееся всему, безгрешное и невинное, западает в зрительскую память.     

   
Илл. 7 Александр Печёрский "Мальчик во ржи. (Портрет сына)"            

«Девочка с игрушками» тоже невольно перекликается с Врубелевским портретом «девочки на фоне персидского ковра». Только у Печерского больше фантасмагории и открытого намёка на будущность этого странного дитя.       

В творческих поисках Александра Жуковского портреты присутствуют редко, чаще автопортреты, притом малопристойные для элитарного восприятия, но друзья художника воспринимают их как некую лихость и браваду, свойственную настоящему мужику. Прочтение женского начала трактуется автором обывательски: « все женщины ведьмы!» Игры с изобразительностью удивляют своей фантазией. В работе «Золотой дождь» летают ведьмы на помеле и испражняются на лучезарный город. В полотне «Окончен бал, погасли свечи» пожилая красотка, окруженная странными атрибутами, воспринимается как колдунья, которая не в силах преодолеть возраст. Интересно, что Белозерская сказка несущая в себе «взрослое» содержание обладает той ясностью парадокса, который есть во всех сказках .Эти серии презабавных историй пробуждают тот механизм смеха который рождается от рассматривания лубочных народных картинок ХIХ века.


Илл. 8 Александр Жуковский "Синий туман"

Однако есть в работах Жуковского и назидательный текст, некое моралите о неправедной жизни с печальным эпилогом. В работе «Синий туман» (илл.8) центр композиции занимает стол с немудреной закуской, читаемый как зло губительного застолья. Тема одиночества с ноткой безысходности в «Пасхальном натюрморте», а в картинах «год свиньи» (илл.9) и «год собаки» (илл.10) определенный социальный протест против обывательской сытости и равнодушия. Картина «На улице» (илл.11) по живописному почерку и обличительным нотам напоминает немецких экспрессионистов


Илл. 9 Александр Жуковский "Гд свиньи"


Илл. 10 Александр Жуковский "Год собаки"


Илл. 11 Александр Жуковский "На улице"

Рассмотренные картины, на взгляд искусствоведа достаточно интересны, что касается более фривольных сюжетов, то их анализ, повторюсь, дело арт-критиков.

Выводы: В дебрях массовой культуры обозначилось еще одно субкультурное явление – белозёрцы. По ранжиру актуального искусства их можно отнести к аутсайдерам, хотя аутсайдеры – психопатические альтруисты и ни за какие деньги не расстаются со своими произведениями, которые делают ради собственного удовольствия и любования. А.Печерский и А.Жуковский охотно продают свои работы и вынашивают новые концептуальные проекты с коммерческим уклоном. И всё же эти художники других правил жизни и искусства. А мы убережемся от их порицания и примем их такими, какими они есть, как принимают подарки, с любопытством, вниманием и улыбкой.

текст: Светлана Афанасьева
фото: Стас Волязловский

другие работы Печёрского
другие работы Жуковского

Любишь соус? Делись!

 

Нам нравится этот Соус