Морг страшный, тёмный, полный величественных и хладных мертвецов. По стенам блестят металлические выдвижные ящики. В каждом их них – усопший, уснувший вечным сном… Трупов я никогда в жизни не видала и в морге не бывала. Но я смотрела телевизор, и по фильмам прекрасно знала, что меня ждёт. А теперь четыре вывода, которые я сделала: Во-первых, морги (по крайней мере, в Херсоне) совсем не такие, как показывают по телевизору. Во-вторых, трупы совсем не такие страшные-вызывающие-печаль-противные-ужасные. Они просто смешные. Примерно как карикатура. Ну да. Гротескная пародия на человека. А именно в гротеске-то этом и особая привлекательность. В-третьих, не всё, что кажется страшным в воображении, в книгах или на видео, такое уж страшное в реальности. Например, вскрытие. В-четвёртых, трупы – это не мёртвые люди. Это вообще не люди. Это какие-то мешки, которые когда-то были людьми. Все знаю философские изречения о том, что тело – лишь одежда для души… Но по-настоящему это можно понять, посмотрев на трупы. Как одежда не является человеком, когда он её снял, так и тело имеет довольно косвенное отношение к населявшей его личности. ____________________________________ Итак. Хронология. Репортаж Морг №1 Утро, солнце, я с температурой. Подхожу к первому моргу. По моим данным там меня ждут три «экземпляра». Санитар впускает в помещение. Двухстворчатые двери закрывает не полностью, и через них, как и через окно, падают косые яркие лучи. Как-то не вяжется с положенной атмосферой мрачности, ну да ладно. Мне не до этого, я во все глаза высматриваю трупов. В этих «сенях» на каталках два тела. Лица накрыты, о, вижу руки, они-то мне и нужны! Ладонь первая: 59 лет, мужчина. Ладонь вторая: 80 лет, женщина. Санитар бросил меня на произвол судьбы. Говорит: сама за руки бери, делай с ними что хочешь, мне не до того. И побежал. В «разделочную». Вскрытие… пардон, закрытие Там на каталке лежит вспоротый «мешок» женщины. И вдруг я понимаю, что товарищ санитар на моих глазах прямо сейчас будет её зашивать. Стою, думаю: сейчас не выдержу, сейчас не выдержу, а боги, это же вскрытие… даже если и процесс зашивания. Стою, значит, а мне совсем как-то и не страшно, и не неприятно, а пуще того – любопытно. Санитар скомкивает какие-то тряпки, всовывает в живот трупа и начинает зашивать. Размашисто так, большими стежками, нитку подтягивает, аж тело дёргается. Как-будто мешок полный зашивает. В конце концов удалось разговорить санитара. Он оказался обаятельным и общительным. - Понимаешь, можно быть просто мясником. А можно, занимаясь этим, сделать выводы о жизни и смерти… о многом… Берёт тело за волосы и отбрасывает скальп. Потом снимает заранее отделённый кусок черепной коробки. Там пусто. - А мозг где? - А я его уже в живот зашил… И санитар объясняет, что их заставляют вскрывать решительно все трупы. Кому это надо? Ему, санитару? Врачу? родственникам? Никому. Но если есть сомнения в диагнозе, то полагается. А мозг, знаете ли, после изъятия распухает и обратно в голову его уже не впихнуть. Вот и приходится санитару изощряться. Вот она, пустая голова. Учителя не знали, о чём говорили двоечникам… Товарищ санитар ковыряет где-то в недрах ножичком и вытаскивает кусочек чего-то. - Это – гипофиз! – торжественно провозглашает он, держа на ладони гипофиз. – Можно сказать, процессор всего человеческого организма… - далее следует лекция о значении гипофиза. А санитар тот ещё артист! По окончании доклада небрежно бросает гипофиз обратно и набивает черепную коробку всё теми же скомканными тряпками. Кусок черепа водружает на место, натягивает скальп… как-будто ничего и не было! - Ты сейчас видишь то, чего не видит никто. Даже доктор. Ему не до этого… Это наша работа и наши секреты. О них необязательно знать другим. Санитар настолько расположился ко мне, что позволил сфотографировать и эту руку. Ладонь третья: 69 лет, женщина. Напоследок он прочёл интересную лекцию о кальциево-натриевом двигателе. А потом поинтересовался, не нужно ли мне на всякий случай ещё пару кадров. - Может, ракурс вот такой? Света достаточно? Ты если что заходи, покажу, как вскрытие делается… Морг №2 Вечером попадаю в следующую обитель смерти. Тут должно быть «урожайней». Сюда трупы со всего города привозят. В первой комнате на каталке труп. Судя по руке в рукаве – ещё не вскрытый. Фотографирую ладошку. Ладонь четвёртая: 88 лет, мужчина. В следующей комнате (видимо, она, мясницкая) на каталках уже «освежёванные». Один, два, три, четыре, кажется. Всё обнажённые тела со швами. Вот лежит гора – очень полный мужчина, уже со связанными на груди руками. Вообще пол у них определить сложно. Они как-то сдуваются, теряют индивидуальность – ну чисто бесполые манекены. Фотографирую ещё одну лапку. Ладонь пятая: 66 лет, мужчина. Мне предлагают пройти в «морозильник». Идём по длинному коридору, освещённому лампами белого света. В коридоре тоже каталки со «жмурами», как они именуют на местном сленге. В «морозильной». «Морозильная». А вот не тут-то было! Где хромированные ручки выдвижных шкафов, где всё то, что мы видели в фильмах? Просто кладовка. С полочками по стенам. А на полочках – мёртвики. Я даже растерялась: у них тут в каждой комнате трупы, в коридоре трупы, здесь трупы и справа. и слева, и сверху, и снизу. Кто на полках не поместился, тот на каталке. Казалось бы: радуйся! Фотографируй, сколько влезет. Но я от такого изобилия прямо растерялась. Скромно щёлкнула ещё одну ладошку и удалилась. В конце концов, у меня уже 6 фото, для коллажа хватит. Нет, мне не было страшно или дискомфортно. Просто интересно и жутко непривычно. Там трупы, тут трупы, всюду трупы… Эх, дали бы хоть 5-10 минут на адаптацию! Уж слишком это оказалось непохоже на ожидания. КОМИКС (а можно и вначале) Страшилка А ещё рассказывают, что мне повезло. Бывает, что туда свозят всякие неопознанные трупы. бомжей и прочих неблагонадёжных личностей, которых хоронить некому. И дабы совершить погребение «оптом» их так набирают побольше. И могут лежать они там с месяц, полтора… И несмотря на низкие температуры, даже суровые санитары ходят туда в противогазах. Когда тела нужно выносить – хвать труп за руку, а рука уже и отпала… В общем, хардкорные будни херсонского морга. Немного философии (внимание, может быть скучно!) Знаете, когда в комнате есть человек, ты в первую очередь замечаешь его? Вот оно, главное отличие живого от мёртвого. Трупы я заметила, только всмотревшись. Они были как предметы. И вы знаете, они нисколько не похожи на «умерших людей», «людей, которые когда-то были живыми»… Они – не люди. Конечно, я знала, что тело, это только одежда для души, бла-бла-бла. Но только сейчас я это увидела. Манекен с желтовато-резиновыми руками и ногами. Какой-то чуть сдувший – ну точь-в-точь сняли одежду и бросили. И лежит она, смявшаяся и бесформенная. Поэтому некоторая циничность санитаров мне стала понятна. Я сама её ощутила. Глупо проявлять уважение к трупам. Трупы и люди, которые в них жили – это совершенно разные вещи. Уважение к умершим людям – это святое. Но какое может быть уважение к этим смешным и нелепым манекенам?.. Ах да, линии… о линиях судите сами. Но учитывая приблизительно похожий возраст умерших, сравнивать что-то сложно. Но и так можно сделать много выводов. Так изучайте линии и следите, чтобы ваш мозг не оказался в животе! :)