Возможно и маленькая польская девочка Магдалена Абаканович, родившаяся в 1930 году в небольшом селении Фаленты недалеко от Варшавы, также воодушевилась этой идеей.
В конце 2018 года в рамках крупной выставки ставшей известной в Польше Магдалены Абаканович, проходившей в Центре науки и искусств в польском городе Вальбрихе (Walbrzych), был представлен её конкурсный проект «Архитектура Арбореальна» 1991 г.  развития Большой Оси Парижа. Слово «арбореальная» буквально означает «древообразная».

Тридцать лет назад Абаканович предложила выстроить в парижском районе Нантер огромные многоэтажные здания в виде деревьев, превратив главный въезд в Париж в фантастическую гигантскую парковую аллею. Проект получил приз, но он явно опередил свое время.

Как же скульптор попал на архитектурный конкурс? В начале 1990-го года Департамент развития района Ля Дефанс (E.P.A.D.) объявил конкурс проекта развития «Исторической оси Парижа». Она начинается от Лувра, пересекает Елисейские Поля, Триумфальную Арку на площади Звезды, а затем и сам Ля Дефанс, композиционно завершаясь современным архитектурным шедевром – Большой Аркой Дефанс. Это – огромное здание в виде проекции гиперкуба (тессеракта, т.е. с кубическим же проёмом чуть меньшего размера) с внешним ребром в 110 м.

Большая Арка – также результат архитектурного конкурса 1983 г., который назывался «Лицо Дефанса». Победителя выбрали из 484 (!) проектов со всего мира. Им стал датский архитектор Йохан Отто фон Спрекельсен. Он не рассчитывал на победу и жил отшельником на острове без всяких средств коммуникации. Представителю из Парижа пришлось добираться к нему на лодке, чтобы сообщить радостную весть. Арку торжественно открыли в июле 1989 года к двухсотлетию Французской революции.

Столь грандиозное решение завершения «Исторической оси» поставило новую проблему. А что будет за этой Аркой? Что мы увидим в проёме куба? И наоборот, как будет оформлен подъезд к арке с западной стороны, ведь Большая ось продолжалась и дальше, до нового изгиба Сены, через район Нантер (Nanterre)? Нантер с Аркой вдали превратился в ворота Парижа.

Поэтому уже через год после открытия Арки был объявлен следующий конкурс. Для участия в нём было приглашено 92 профессиональных и известных архитектурных команды, а также 22 всемирно-известных художника, в списки которых и попала Абаканович. Сам комитет конкурсного отбора состоял из именитых деятелей культуры со всего мира. Вначале было отобрано 4 проекта художников, а затем – два из них направлены к дальнейшей разработке. Это были проекты француза Жана Пьера Рейно (Jean Pierre Rainaud) и польки Магдалены Абаканович. Проект опередил своё время и можно уверенно сказать, что сейчас бы его осуществили с большей вероятностью. 

Дальше слово автору.



"Начиная от Сены вдоль оси новой трассы по обеим её сторонам я предлагаю поднять 60 древообразных зданий, высотой около 80 метров и в диаметре от 20 до 40 метров. Здания ассиметричные и негеометрические в среднем 25-этажные. Фасады зданий снизу доверху покрыты вьющимися растениями, имеющими корневище на разных уровнях и подымающиеся до самого верха. Внутри зданий находятся двухуровневые квартиры непрямолинейных форм. Каждое здание представляет собой вертикальный сад. Зелень карабкается по сетчатым конструкциям, оплетающим фасады, в которых проложена также ирригационная система для растений.

На вершинах зданий находятся рекреационные территории, бассейны, а также солнечные батареи и ветряные электрогенераторы, которые обеспечивает энергетическую независимость здания. В «корнях», под землей находятся паркинги, станции метро, центры обслуживания. Комплексы таких зданий, покрытых зеленью, будут создавать микроклимат с чистым, обогащенным кислородом, воздухом".

Для разработки технической стороны концепции к сотрудничеству была приглашена Галина Старович – нью-йоркский архитектор. Нью-йоркская архитектурная фирма проверила саму возможность выполнения задачи и выполнила контрольные компьютерные рисунки. Проект отвечает поставленным условиям, и одновременно решает экологические и общественные проблемы больших агломераций. Направлен он к превращению городских пространств, загрязнённых бытовыми отходами, в жилые территории с вертикальной зеленью.

После выставки в Париже проект «Архитектура Арбореальна» был показан в Нью-Йорке в галерее «Мальборо», а также в Музее современного искусства в Рио-де-Жанейро по случаю мирового экологического конгресса. Экологическая составляющая проекта была одной из тем конгресса арткритиков в Сеуле летом 1992 г. Японская фирма Takenaka Construction разработала технологическое решение поверхностей древообразных зданий.

Выставка Магдалены Абаканович в Центре науки и искусств «Стара Копальня» признана одной из лучших выставок 2018 г., проходивших в Польше (вошла в десятку). Поэтому её решили сохранить в виртуальном формате. И хотя она закрылась в январе 2019 г., её и сейчас можно посмотреть здесь: https://starakopalnia.pl/wystawa/magdalena-abakanowicz-obecnosc-istota-tozsamosc-2/