Нам, рядовым зрителям и неравнодушным критикам, это событие интересно, в первую очередь, «киношным» контентом – что и когда покажут. А потом уже хитросплетениями самого «киноиндустриального» процесса. Но в этот раз оба вектора несли в себе интригу – каждый свою.

На самом деле, профессиональная кухня оказалась весьма любопытной – особенно, в свете стремительно развивающегося отечественного кино. Практически каждый дистрибьютор представил украинский фильм, что, само по себе, уже неплохо. Однако с прокатом все обстоит несколько сложнее.


Что и стало предметом дебатов на дискуссии в рамках мероприятия «Перспективы кинодистрибьюции в Украине» - настолько горячих, что стандартным анализом ситуации и рапортованием об успехах дело не ограничилось. Модератору встречи – генеральному директору «Артхаус Трафик» Денису Иванову – пришлось нелегко
На чем споткнулись? А на самом травматичном для некоторых дистрибуторов вопросе - квоты на украинское кино в кинотеатрах. Казалось бы, умеренные 15% (изначально 30%, но их до недавнего времени нечем было обеспечивать и Госкино более реалистично оценило размеры «патриотизма») – вполне посильная ноша. Но представители из провинций и этот показатель посчитали угрозой для самоокупаемости.

Некоторые прямо сказали, что на украинском кино денег не заработаешь. Мерилом кассового успеха дискутирующие выбрали «Звездные войны», а убыточных показов – наши фильмы.
«Если убрать «…войны» из репертуара и оставить только «Межу» и прочее – можно кинотеатры закрывать, особенно в провинции».



Ну, и квота в этом разрезе воспринимается как насилие со стороны Госкино и грубое вмешательство в бизнес. В ответ – саботаж в виде показа национального продукта в некоммерческое время, а то и просто игнорирование такового.

Масла в огонь подлила ситуация вокруг «Киборгов» - когда два кинотеатра в Черновцах отказались его «прокатывать». Между тем, фильм побил все мыслимые в этой нише рекорды - собрав только за выходные больше 8 млн. гривен. И это при том, что на вечерних сеансах уже крутили пресловутых «Последних джедаев».


Глава Государственного агентства Украины по вопросам кино Филипп Ильенко эти аргументы воспринял критически. Ему очевидна стратегия некоторых «несознательных» кинотеатров урезать прокат украинскому кино почти до полного исчезновения или загонять его на утренние/дневные сеансы, что даже для больших его поклонников – нереальный челлендж. Тактика кнута в данном случае вполне оправдана. Правда, штраф довольно символический –1530 гривен. Поэтому есть намерение его значительно увеличить. Да и квоту вернуть прежнюю – 30%. На данный момент, в производстве - 35 полнометражных игровых картин и нужно думать, как заставить их «отработать» вложенные государством средства.


Да, с 2017 г. это уже забота госорганов, поскольку был принят закон «О государственной поддержке кинематографии».

Согласно новому закону, документальные, просветительские, анимационные, детские, авторские и дебютные фильмы могут претендовать на государственную помощь в размере до 100% сметы, игровые, анимационные и другие - до 80%, а телесериалы - до 50%.

В 2017 г. государство выделило на производство и распространение украинских фильмов 500 млн. гривен. В 2018 г. бюджет вырастет вдвое - до более 1 млрд. гривен.

Более того, Государственное агентство по вопросам кино финансирует не только производство фильмов, но и девелопмент, промокампании, продвижение проектов в кинотеатрах, создание рекламных роликов, тизеров, финансирование ивентов (допремьерных и премьерных показов), участие в международных кинорынках, фестивалях и т. п. Решение о предоставлении государственного финансирования тому или иному кинопроекту принимаются по результатам питчингов.

К слову, на днях выходит в прокат документальный фильм-победитель питчинга «МИФ» - о Василии Слипаке. Бюджет картины – полтора миллиона гривен. Первые полгода режиссеры (Леонид Кантор и Иван Ясний) финансировали съемки средствами, затем через «Спильнокошт собрали 370 000 гривен, а на завершающем этапе получили финансирование от Госкино – 600 000 гривен.


Трейлер

В итоге, все пришли к выводу, что нужен некий компромисс. Представители Союза кинотеатров Украины считают, что давление в этом вопросе – не лучшая политика. Что до штрафов, есть пожелание к Госкино при начислении штрафов диверсифицировать систему подсчета квоты для многозальных и 1-2-зальных кинотеатров. То есть признать, что ситуации у всех разные и решать их нужно соответственно. На что Филипп Ильенко ответил:
«…(согласно закону) господдержка будет направлена и на развитие кинотеатральных сетей в небольших городах, и на возвращение налоговых льгот не только на билеты на фильмы на украинском языке, но и на импорт оборудования, который позволит существенно дешевле строить новые и переоборудовать старые театры… Мы готовы продолжать слушать кинотеатры и кинопрокатчиков дальше, и подстраиваться под ваши требования, чтобы украинское кино развивалось. Но в этой дискуссии хватит разговаривать с нами менторским тоном. Мы должны быть партнерами. Кинотеатры должны быть заинтересованы в том, чтобы украинский фильм не просто закрыл им квоту и не было проблем с проверками, а чтобы мы все вместе были заинтересованы в эффективности сеанса, и в том, чтобы на него пришел зритель».

Надо отдать должное, представители Украинской киноассоциации не стали обострять, в свою очередь, предлагая вместе подумать над тем, как эффективнее продвигать наше кино, как грамотно выстраивать промокомпании. В общем, снизили градус эмоций, переведя дебаты в конструктив. И напомнив, что во Франции и Италии национальное кино также поддерживается государством, в том числе и через применение квот.

Как ценители разного кино, не могли пройти мимо высказываний типа «Дорогие клиенты, мы ни в коем случае не будем впаривать вам фильмы, где автор вываливает на зрителя свой внутренний мир. Никаких арт-хаусов и видеоарта, боже упаси. Только качественное (!) развлекательное кино». Это когда выбор без выбора. Такая жесткая нацеленность на коммерческий успех в ущерб разнообразию меню – почти отталкивающа.

На этом фоне порадовала компания SVOEKINO - готовностью рисковать, показывая и интеллектуальное, арт-хаусное кино, и родной кинематограф продвигая.

А продвигать есть что. По этой ссылке можно узнать, как много украинских и копродукционных фильмов участвовало в международных фестивалях и даже завоевывало призы. Список впечатляет.



Подробности об ивенте здесь

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Устин Данчук, режиссер, кинокритик, руководитель Первой Херсонской Киношколы



2017-й год для кино в Украине начинался как любой другой до него, за исключением того факта, что кинопространство как будто окончательно покинул один из крупнейших игроков – Российский кинопром (о потере которого плакали бы наверно только пенсионеры, но они в кино и так не ходят). В остальном же балом правил Голливуд, и разнообразие в общий ландшафт вносили редкие европейские фильмы, третьесортная анимация и очередные «шедевры» 95 квартала.



Но посреди лета что-то изменилось, с какой-то невиданной частотой в прокат разной широкости начали выходить украинские фильм: «Дзидзио Контрабас», «Червоний», «Межа», «Припутні», «Сторожова застава», «Кіборги» и еще несколько менее заметных релизов. В какой-то момент я заметил, что фильмы made in Ukraine стали выходить буквально каждую неделю. Отечественное кинопроизводство не просто начало поднимать голову, оно стояло уверенно на обеих ногах и махало флагом. Если список релизов не врет (что он иногда делает), сдавать обороты никто не собирается. Возникает логичный вопрос, способна ли воскресшая из пепла киноиндустрия Украины занять лакуну, оставленную российским кино или продолжить существовать на системе жизнеобеспечения в виде государственного финансирования.



Сейчас уже наблюдается условное разнообразие среди фильмов, которые уже вышли и которые еще выйдут в широкий прокат. Основную массу составляют фильмы на военно-патриотическую историческую тематику («Киборги», «Червоний»), низкопробные комедии («Дзидзио Контрабас» и поделки студии «95 квартал»), и снятые под копирку с голливудских блокбастеров анимационные и фэнтези-фильмы («Сторожевая застава», «Викрадена Принцеса»), рассчитанные на подростковую и семейную аудиторию.

Говорить об интеллектуальном и экспериментальном кино как о влиятельном факторе в формировании зрительского интереса, к сожалению, пока не приходится. Работы Мирослава Слабошпицкого («Племя») и Романа Бондарчука («Диксилэнд»), несмотря на международное признание и несомненную художественную ценность, не будут собирать полные залы в кинотеатрах. А залы должны быть заполнены. Именно отсутствие массового интереса представляет наибольшую угрозу отечественному кинематографу. В большинстве своем зритель ходит в кино ради развлечения, а не ради поднятия интеллектуального уровня и патриотизма. Редкие относительные финансовые успехи отдельных картин ни в коем случае не являются показателем, как и не является им количество премьер.


Гневная реакция прокатчиков на политику квотирования отечественного кино в прокате тоже вполне понятна: никто не захочет торговать товаром, который плохо продается. Что необходимо украинскому кинематографу, так это несколько картин, которые смогут угодить довольно широкому кругу зрителей, смогут завлечь их в кинотеатр, при этом обладая довольно высокой художественной ценностью (ведь эти фильмы должны задавать высокую планку, а не занижать ее).


В этом контексте хорошим примером является южнокорейский кинематограф, который точно так же переживал свои не самые лучшие времена в девяностые, но совершил невиданный скачок, и сейчас представляет одну из ведущих локальных киноиндустрий в мире.
Кинопроизводители обязательно должны обратить внимание на жанровое кино. Одной из главных ошибок кинопрома в Украине является игнорирование так называемых «низких» жанров: фантастики, экшна, хоррора и триллеров.

А ведь западные фильмы аналогичных жанров традиционно пользуются популярностью. Может ли качественный украинский боевик, триллер или хоррор кардинально изменить положение, пока сказать трудно. Но нам совершенно точно нужны свои «Карты, деньги два ствола», свой «Леон-Киллер», свои «Ночные дозоры», своя «Амели» и да, как ни странно, свой «Брат 2».




Может ли таким фильмом стать историческое патриотическое кино? Несомненно, и это подтверждает невероятный успех корейской драмы «Таксист», у себя на родине собравшей невероятные 80 с копейками миллионов долларов. Это фильм о Корейском «майдане» (событиях в городе Гванджу 1980 года), удивительное сочетание драматизма, юмора и зрелищности – отличный пример для подражания.

Кроме того, сейчас в Украине абсолютно необходима легальная стриминговая платформа, на которой зритель сможет находить как отечественные фильмы, так и лучшие образцы международного кинематографа в украинском переводе, причем за относительно щадящую плату (постсоветская нелюбовь платить за развлечения остается не заживающей язвой на теле индустрии развлечений).

Рецензии на фильмы "Припутні", "Стрімголов" и "Уровень черного" в нашем материале ОМКФ 2017. На пределе