Впрочем, прежде чем перейти к персональным рефлексиям от этого, бесспорно, интересного мероприятия, невозможно уйти от погружения как в наиболее яркие креативные протесты, происходившие по всему миру, так и от самой сути протестов как таковых, формирующих самосознание гражданского общества. Чем меньше в этом обществе прав и свобод как отдельных личностей, так и целых социальных групп, тем больше этот задавливаемый социум имеет запрос на протест, порой без ярко выраженной акционистской сущности. Протест в такого рода государствах приобретает форму акта современного искусства, которое само по себе несёт заряд очищающей, катарсической трансгрессии, но в виде уличной акции становится ещё более значимым. Искусство протеста, протест искусством, протест искусства - развитие креативных форм гражданского неповиновения является острой необходимостью здесь и сейчас, не только в Украине, но и во всех постсоветских странах, где независимость и свобода пока что требуют полноценного законодательного и ментального (в первую очередь) укоренения. Перенимать же опыт как друг у друга, так и у более развитых стран, несомненно, стоит.




Чистый белый лист бумаги - этакий бодрийяровский симулякр плаката в стране, где даже молчание становится актом неповиновения авторитарной системе управления. Арт-группа художников из Екатеринбурга, превративших ямы на дорогах в портреты городских чиновников. Лондонская армия клоунов-бунтарей из организации CIRCA. Акционизм Петра Павленского, Олега Мавроматти, майский променад Бориса Акунина, et cetera. Украина только переходит от привычных методов протестных акций к перформативным, провокативным, но в то же время лишенным явного агрессивного напора.

Реакционные перформансы все больше начинают вытеснять из контекста гражданского общества стандартные виды защиты собственных прав, так как каждая такая акция ещё и утверждает власть самовыражения над властью как таковой.

Через свободу протеста идёт процесс познания самой свободы как наиболее важной ценностной категории. Примечательно, что во время одесского Фестиваля креативных протестов, идейным лидером которого стала мюнхенская художница Наоми Лоуренс, искусство стало доминирующей нотой. Воркшопы самой Наоми Лоуренс и Виталия Царюка, Марины Герц и слависта Сибиллы фон Тиндеманн продемонстрировали безусловное взаимодействие современного искусства и протестов как главной формы коммуникации с теми или иными органами государственной власти. Искусство плаката, искусство лозунга, искусство гармоничного сочетания текста и картины, слова и образа, визуального и аудиального, с упором на мирный характер таких акций. В конце концов, искусство ненасильственной провокации крайне тонко, и любой выход за рамки может привести к дисконнекту, тем более что если противоположная сторона настроена на диалог лишь в одну сторону, в свою сторону. Собственно, потому арт-перформативная сущность одесского Марша Равенства 13 августа сменилась сидячим протестом участников акции, ввиду того что органы правопорядка оказались не вполне компетентны в защите представителей прайда от гомофобного и агрессивно настроенного большинства.





Одним из самых запоминающихся событий Фестиваля креативных протестов и всего Одессы-Прайда стала презентация фотодокументалистики NO SILENCE приднестровского арт-фотографа и ЛГБТ-активистки Каролины Дутка в агоре "ГиппоКампус".

Ценность и цельность этого арт-проекта не только в том, что на проблему ЛГБТ-сообщества в непризнанной приднестровской республике серьезно обратили внимание, но и в той несомненной превалирующей авторской стилистике, сочащейся от каждой из работ Каролины Дутка. Чёрно-белых. Реалистичных и надмирных в то же самое время. Метафизических и очень интимных. И в этих фотографиях действительно нет молчания. Но нет и истерического, срывающего голос крика. Нет наносного и, что очень важно, несносного в своей неистребимой неискренности пафоса. Есть та самая попытка диалога мощными произведениями искусства, с упором на власть визуального восприятия.




NO SILENCE, между тем, находит общие точки соприкосновения с новым фотографическим проектом Каролины #beautystereotypes, постулирующим дестереотипизацию человеческой красоты как самими людьми, находящимися за рамками навязанных стандартов и ищущими своё самоопределение, так и обществом. Впрочем, #beautystereotypes фокусируется на индивидуальном восприятии и принятии самого себя, фотографии героев проекта становятся отражениями их смурного, мятущегося внутреннего мира, и запечатление их подчас становится первым этапом к созиданию.

Моя персональная концентрация на работах Каролины Дутка стала тем удачным завершением всего Фестиваля креативных протестов ещё и потому, что работы фотографа обращаются и к личному жизненному опыту каждого, аппелируя эффектными визуальными средствами со сложившимся авторским узнаваемым изобразительным языком. И выражение NO SILENCE удачно срифмовалось с другими мероприятиями Фестиваля, ибо отсутствие молчания - то единственное, что помогает строить диалог. Не только с противниками ЛГБТ, но и в целом. Конечно, искусство молчать тоже возможно, но сейчас важно искусство говорить.