В июне 2017 г. в Кременчуге прошла «Майстерня міста», которую проводила наша дружеская и партнерская организация "Культурный диалог". (О том, что там происходило, читайте: https://www.facebook.com/urbanrepublic.kherson/posts/447259888983711 ). Задача для херсонской команды (арт-критик Юлия Манукян, художник Александр Жуковский и архитектор Сергей Дяченко) – исследовать город и выделить брендовые объекты. Времени – три дня.
Итак, Кременчуг - для всех нас совершенно неизведанный город.


Герб Кременчуга. Идея принята в 1798. Серебряный пояс в голубом поле символизирует Днепр.

Все в нём были в первый раз. За две небольших вылазки в город мы выделили для себя по традиции пять объектов, которые на наш взгляд способны сегодня презентовать Кременчуг и рассказать об его особенностях:

1. Летний театр в Приднепровском парке

2. Гранитная скала – «Реестр»

3. Церковь святого Николая – бывший костел

4. Кафе-башня у бывшего здания НКВД

5. Крюковский мост

 

Летний кинотеатр – такой себе «портал» в другой мир. Это лишь одна сохранившаяся фасадная стена бывшего летнего кинотеатра сталинской эпохи, за которой пустырь.

(к)"Ино" - бывший летний кинотеатр
Рисунок на стене бывшего летнего кинотеатра, созданный в сентябре 2016 г. в рамках проекта "Міфологема міста" при кураторстве немецкого художника Игоря Зайделя в исполнении команды "Garage Gang" по инициативе кременчугской НГО "Культурный диалог"

 



Стена интересна не только своей эклектично-ампирной архитектурой, но и современными росписями – поисками визуальных брендов города – веселая ископаемая зверушка «КРАЗозавр» (по аббревиатуре Кременчугского автозавода) с мордой в виде трактора, и щука – персонаж записанной Тарасом Шевченко народной песни «Пливе щука з Кременчука» (ударение на «у»). А и вправду цепляется за язык эта «щука з Кременчука». Щуке даже памятник на набережной сделали, но так – по простому, без огонька.


Гранитная скала
– расчищенная от грунта невысокая скала на кременчугской центральной набережной, на которой с конца XVIII века ставили отметки наибольших наводнений, откуда и название «реестр». 







Мы её выделили еще и по созвучию с названием города, происходящим из татарского «керменчик» – крепостца. Это что-то твердое и небольшое, как кремень. И вправду – готовый бренд – «кремень» в самом сердце Кременчуга.

 

Церковь святого Николая – одно из немногочисленных дореволюционных строений города – старая католическая церковь1910 г. Кременчуг в годы Второй мировой войны был уничтожен на 95% (!), практически весь! Украинский Сталинград. Это, кстати, еще один поразительный факт о Кременчуге/




Первоначальный вид и проект модернизации костела в православную церковь. Архитектор - С. Ткаченко 


Колокольня на Дальных пещерах Киево-Печерской лавры. 1752-1761 гг. Архитектор - Пётр Неёлов

Католиков сегодня в Кременчуге не осталось. Православных храмов тоже не осталось. Судьба строения оказалась предрешена. Бывший католический храм стал православным. Незначительные архитектурные утраты памятника двух башен-колоколен, оформлявших вход (они были увенчаны зубцами, как на крепостных башнях), были восполнены готическо-барочными украинскими куполами. Первоисточник как-то сразу вспомнился – колокольня Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. В итоге, памятник получился оригинальным.  Жаль только, что скульптуры на фасаде оказались скрытыми загадочной пристройкой парадных кирпичных ворот-колокольни.

 

Кафе-башня в самом центре города, на центрально бульваре в Кременчуге не пользуется особым пиететом у местной интеллигенции. Но меня архитектура сооружения и его расположение зацепили. Я был уверен, что эта довольно стильная псевдорусская монастырско-крепостная башня была построена в конце XIX – начале ХХ вв. А оказалось, что она 1989 года (!).



Удивило только, что эта башня – всего лишь вход в восьмигранный подвал, круглые окошки которого в краснокирпичных «кокошниках», едва видны из под земли. Удивило и то, что этот подвал странным образом примыкает к боковой стене двухэтажного здания конца ХІХ в. – как бы (как казалось) того же времени, но совершенно другого стиля.
Итак, подвал оказался новым пивбаром. А весь сыр-бор (неприятие башни и протесты против кафе) из-за того, что пристроили его зданию, в котором в 1930-е гг. размещалось НКВД, в подвалах которого расстреливали кременчужан.



Но нам-то это неизвестно было, да и надо ли итак единичные приличные дореволюционные здания в самом центре города, превращать в траурные мемориалы? Нет, я не к тому, что такие вещи нужно забывать. Но популяризировать нужно яркие и светлые примеры, которые захотелось бы возродить и с них брать пример. Так вот, копнув глубже, выяснилось, что в этом здании было не только НКВД, и, тем более, не для него его строили. Выстроил его известный кременчугский кондитер Силаев. В этом доме размещалась кофейня, кондитерская и булочная. Ну чем не повод вернуть название «Кондитерская Силаева» и не вернуть традиции? Да и башня эта, как «сахарный домик», больше по образу кондитерской соответствует, чем пив-бару. Силаев бы позавидовал.



Важно, что она градостроительно вписана грамотно – замыкает бульварную аллею и прикрывает невзрачный боковой фасад дома Силаева, который когда-то был дворовым.

Крюковский мост
Мы подобрались к главному объекту Кременчуга – безусловному бренду. Этот мост называют Крюковским, потому что ведёт в соседний правобережный город Крюков. Теперь это – район Кременчуга. 



Крюковский мост очень необычен по конструкции, это сразу бросается в глаза. К тому же, он прекрасно виден с центральной набережной и остается единственным мостом через Днепр не только в городе, но и в окрестностях: ближайший мост выше по Днепру в 15 км, а ниже – в 105-ти (!)

Конкурсная эмблема праднования 440-летия Крменчуга. Автор - Сергей Брылёв (это, безусловно, лучшая эмблема среди конкурсных, странно, что комиссия выбрала не ее)

С этим мостом произошла такая же история, какая случилась в Геническе (читайте об этом Мост стал культурным брендом и Мост в будущее: как Геническ обзавелся символом города). Мост, как бы, все знают, но про него толком ничего неизвестно.

Герб Кременчуга 1971 г. В центре - мост через Днепр

Нет, не то, чтобы вообще ничего. Известно, что был старый мост, строился с 1870-го года по проекту российского инженера мостостроителя Аманда Егоровича Струве (1835–1898).



Кременчугский мост инженера Аманда Струве. Открыт в 1872 г. Взорван в 1941 г.

Торжественно открыт 25 марта 1872 г. Но в 1941 году мост взорвали отступающие части Красной армии. Немцы его восстановили, но сами перед отступлением в сентябре 1943 г. взорвали. 



С 10 декабря 1943 по
12 января 1944 г. в кратчайший срок был построен временный мост невдалеке от разрушенного старого по старому проекту не менее известного мостостроителя Бориса Николаевича Преображенского (1854–1930). Но, как вы понимаете, это всё никакого отношения не имеет к мосту, который мы видим.


Строительство нового моста. Слева виден временный мост, построенный в 1943-1944 гг.


Местные краеведы только плечами пожимали: мол, что вы хотели, объект – стратегический, информация была засекречена и до сих пор не рассекречена. Меня заинтересовал даже не сам мост с обыкновенной конструкцией, а его вертикально-подъёмная часть – собственно, она делает мост неповторимым.
И что странно – каждый знает инженера старого моста, который так и называют – "мост Струве", почему же новый мост, имеющий более интересную конструкцию, оказался безымянным?
Мост двухъярусный: вверху – автомобили, внизу – железная дорога. Нижняя платформа подъемного участка, когда необходимо, просто подымается вверх. Балки, на которых она "висит", поднимаются внутри ферм верхней части с помощью тросов и красивенных больших колесных механизмов наподобие подъемников в шахтах. Эти колеса – важнейший эстетический элемент моста. Верхняя проезжая часть, при поднятой нижней, остается действующей, и автомобили могут свободно продолжать движение по мосту. Там, вверху есть еще один важный элемент, сразу даже незаметный и непонятный – два массивных противовес- груза. Они выглядят в виде буквы «П», как арка, и опускаются ровно до того уровня, который необходим для проезда под ними транспорта.


Строительство вертикально-подъемной части моста. 1949 г.


Вот что удалось найти о послевоенном мосте в местных (кременчугских) интернет-ресурсах
«В 1945 году «Трансмостпроект» начал работу над созданием проекта восстановления моста. По новому проекту мост восстанавливался на дореволюционных быках, но становился двухъярусным. По сравнению со старым мостом увеличивалась его длина за счет увеличения спусков. Работы по восстановлению моста велись с 1947 по 1949 годы.
Строительство мостового перехода было поручено мостоотряду №1 Министерства Путей Сообщения. В строительстве моста принимали участие так же жители Кременчуга, Крюкова и окрестных районов, всего около 3-тысяч человек. Отдельные элементы конструкции и детали моста изготавливались на заводах города, в частности на Кременчугском мостостроительном заводе. Металлические фермы из высоколегированной стали, изготавливал мостостроительный завод г. Днепропетровск. Механизмы подъёмной части моста были изготовлены в Чехословакии. Конструкция Крюковского моста цельноклёпанная. Вместо болтов использовались специальные заклёпки.
Руководил строительством моста Коваленко В. С., главным инженером был Зубачев Сергей Юхимович, политруком Кожарин Михаил Алексеевич.
Длина нового моста с подъёмами составила 1350 м, ширина проезжей части – 7 м, грузоподъёмность – свыше 100 т.
Первый поезд по новому мосту прошёл 21 декабря 1949 года».



Вряд ли политрук и главный инженер имеют отношение к собственно проекту (имена подлинных инженеров в Советском Союзе зачастую оставались неизвестными). А вертикально-подъемная часть настолько необычна, что вряд ли вообще разработана в СССР. Потому и задела нас информация, что даже «механизмы подъёмной части моста были изготовлены в Чехословакии», а не в СССР, где полно шахт и подобных механизмов.



Поиск аналогов вертикально-подъемной части моста дал результат только в англоязычном варианте записи названия его конструкции – «lifting bridge». Здесь вообще интересна разница результатов поисковика. Если в русском варианте выбрасываются только фотографии мостов и скупые энциклопедические сведения, в англоязычном – многочисленные чертежи, описание конструкции и имена инженеров  что для кого важнее на ментальном уровне.

Так вот, аналог такой конструкции найти удалось, и он единственный в мире (!) – в США на реке Миссури в Канзас-Сити, построенный еще в 1911 г.



Его называют ASB-bridge – по названию трёх крупнейших компаний, которые принимали участие в строительстве: Армур, Свифт и Барлингтон.





Автором необычной конструкции вертикально-подъемной части указан американский инженер Джон Александр Лоу Вейддель (1854–1936).



У него был на то время напарник – Джон Лайл Харрингтон. Совместное их инженерное предприятие называлось Вейддель-Харрингтон и специализировалось исключительно на разработке вертикально-подъемных мостов.



Широкое распространение в мире получили так называемые башенные вертикально-подъемные мосты компании Вейддель-Харрингтон. Подъемная часть моста подымалась между двумя металлическими башнями на высоту самих башен, т.е. на любую (по высоте башни).



Их построены десятки по всему миру, в том числе и в Украине, например, в Затоке через Днестровский пролив, второй (парный) Амурский мост в Днепропетровске, парный Черкасский мост.


Мост в Затоке (Одесская область)

А вот самый первый мост такой конструкции, разработанной Вейдделем, был построен в Чикаго в 1893 г.


Мост типа ASB-bridge подобен по замыслу, но из-за ограничений небольшой высоты подъема больше никогда не повторялся. Однако эта конструкция, в отличие от «башенной», очевидно красивее, лаконичнее и четче по своей идее. Потому мост ASB-bridge стал уникальным. В 1996 году он был объявлен национальным памятником инженерного искусства США. В справке о мосте ASB-bridge говорится, между тем, что повторы, всё же были, лишь в Украине. Первый из них – Крюковский мост в Кременчуге. Затем были построены еще два таких же моста: Амурский мост в Днепропетовске и в Черкассах.


Амурский мост в Днепре

Мост в Черкассах

Продолжая рыть биографию Д-А-Л Вейдделя – настоящего автора Кременчугского моста, обнаружилась предыдущая его оригинальная разработка – прототип идеи моста ASB-bridge. Это – уже несуществующий пешеходный Hotel Street Bridge в городе Утика. 



Удивительная и оригинальная на то время конструкция. Небольшой двухъярусный мост, нижний ярус которого вровень с уровнем земли и тротуара, при необходимости подымался для пропуска небольших яхт, и лишь в этом случае, пешеход подымался на второй ярус.



Вот вам голая идея вертикально-подъемной конструкции Крюковского моста, осуществленная еще в 1874 году!

А теперь вернемся к бренду
Знаете, как «в народе» называют мост в Канзас-Сити? – «Сердце Америки». А как мог еще называться уникальный мост в географическом центре страны?
Кременчуг 
 центр Украины.
Так почему бы не назвать Крюковский мост «Сердцем Украины»?


Кадр из аэросъемки квадрокоптером Юрия Куценко