Арт-бук включает коллажи, выполненные Александром Жуковским (на основе фотографий Сергея Полякова) и фрагменты проектного бекстейджа. По сути, это комикс о приключениях Паца-бога на Геническом мосту - персонажа, иронично обыгрывающего «ценности» маргинальных субкультур.

Паца-бог родился на воркшопе в Скадовске и стал героем серии фильмов, представленных на выставке в бомбоубежище (SUPER) ГЕРОЇ: перезавантаження. Затем он реинкарнировал в виде граффити во время ночной арт-интервенции на Лебединке (в рамках Первого херсонского урбанистического форума в Херсоне).

До того, как стать арт-буком, серия коллажей была показана в геническом Доме культуры и вызвала живейший отклик.
Секрет такого успеха не только в ее высокой художественной ценности. Оказывается, Паца-бог – вылитый Вова Слива (местный авторитет). Каждый, кто подходил к комиксу, восторженно ржал и тыкал пальцем. Мы уже начали было опасаться, что Вова заявится собственной персоной и накажет нас за "неуважение", но нас успокоили, сообщив, что Слива отмечает ДР, а это дело затяжное. Успеем сделать ноги .
В итоге, директор ДК уговорила нас выставку оставить еще на пару недель. С Вовой они сами разберутся.

Вот такой нечаянный бонусный эффект - «чужеродный» герой легко стал частью локального «антропологического» ландшафта, что объясняется повсеместным присутствием «гоповской» культуры. Относиться к ней можно как угодно, игнорировать сложно. Комиксная подача - один из способов смягчить «негативные коннотаты» и с большой долей иронии и юмора посмотреть на ее проявления.

Несмотря на формат site-specific art (а, возможно, благодаря ему), Паца-бог был оценен и во внешнем мире. Кураторы из Германии - руководитель культурных программ Goethe-Institut в Украине Friederike Moeschelэксперт по вопросам культурного развития Патрик Фель и сотрудник отдела культуры Мюнхена Марк Гегенфуртнер от души веселились, листая арт-бук. Но все трое заметно напряглись, увидев сюжет, где по мосту с караваем шагает немецкий солдат.



И хотя
мы рьяно отстаивали его принадлежность к периоду Первой мировой, что-то неуловимо выдавало в нем классического «фрица» с советских карикатур. Патрик Фель ушел от нас, глубоко задумавшись, а Фридерике и второй ментор, отмахнувшись от опасных ассоциаций, погрузились в комикс с головой. «Крутой проект» - таков их вердикт.



Не обошлось
и
без скандала. Проводили мастер-класс на фестивале культурных и образовательных программ DVV. Рассказывали о перезагрузке региональной истории с помощью арт-проектов. «Хедлайнером» выставки выступил Паца-бог. Если участники мастер-класса и кураторы из Германии не смогли устоять перед обаянием его неоднозначного имиджа, то работники киевской академии ДТЭК (на территории которой все это проходило) были его вторжением в их пространство очень недовольны, страдальчески морщились и настаивали на демонтаже выставки. Вслух никто ничего не объяснял, но нам намекнули, что центр принадлежит Ахметову, и можно предположить, что мы задели чьи-то чувства. Недовольство только подогрело интерес и на мастер-классе был аншлаг. В поддержку «брутального персонажа» было сделано кучу селфи.Особенно горячо защищала его Gabriele Tillmanns - искусствовед, куратор культурных программ VHS (Бонн, Германия) Для нее он - идеальный comics character, который можно использовать как бренд.






Особый респект Риммме Миленковой, галеристке из Сум, - за необычное прочтение арт-бука:
"Чудовий зразок від херсонського художника Олександра Жуковського, виконаний на підтримку збереження мосту в Генічеську. Головний герой - Паца-бог - втілення "стилю й інтелекту "люмпенізованого суспільства - випадково виявився схожим на місцевого авторитета. А якщо серйозно, завдяки мистецькій ініціативі "urbanсоус" вдалося привернути увагу до історичної споруди і зробити її значним медійним об'єктом. А щодо експонування - то завжди питання, як показувати книги художника. Йдемо від об'єкта - ab ovo... Тому ми експонуємо й водночас дивимось так".




Как сказал Сергей Дяченко, «Паца-бог шагает по планете». А мы преданно крадемся по его следам…

 

Проект был реализован инициативной группой «Urban COYC» в рамках Специальных проектов «Восточного партнёрства 2016», реализуемых Goethe-Institut, а также в рамках проекта «Заменим стены открытыми окнами», реализуемого общественной организацией «Информационно-исследовательский центр «Интеграция и развитие» в партнерстве с Институтом международного сотрудничества Немецкой ассоциации народных университетов (DVV International) при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Германии.