Лично мне идея такого мероприятия в библиотеке очень симпатична. Собрать всех, показать всё. «Чтобы всех отыскать, воедино созвать…» Где-то это уже было.

В первых же строках выражаю респект Николаю Кошелюку, который действительно собрал в всё, что можно, и, говоря по-нашему, по-забалкинскому, впихнул невпихуемое в пространства библиотеки. «Я простой солдат, и не знаю слов любви…» Но перед этим титаническим трудом снимаю шляпу. Собрать под одной крышей творческий люд в диапазоне от современных художников до Академии творчества при «Церкви христиан» — это надо иметь смелость, связи, кучу времени, нечеловеческий энтузиазм, и при этом не иметь фильтра, который отделяет зёрна от плевел. Словом — арт-демократия в действии, в чистом виде.

«Целью проекта является как уменьшение барьеров между таврийским культурным продуктом и общеевропейским культурным контекстом с одной стороны, так и развитие творческого взаимодействия между отдельными херсонскими авторами, коллективами и организациями с другой» (из концепции «Zабалки»).

Осмотр начинается с гардероба. В гардеробе у нас Восток. Квинтэссенция необъяснимой любви херсонцев к Японии. Вышиваем самураев, лепим маски, развешиваем веера и фонарики, а на свободные места ставим вазы с бумажными розовыми цветами (наверное, сакура). От развески и ценников на некоторых экспонатах возникает ощущение китайского квартала. Наверное, это не плохо, хотя вряд ли так задумывалось. Не хватает дешёвых китайских электротоваров и курток. Лист ватмана с восторженными отзывами посетителей: «Это настоящий вкус востока!».




Поднимаемся на первый этаж.

«Задачей проекта есть выявление и представление вниманию широкой публики среза культурной жизни региона в текущем календарном году, включая как признанные достижения, так и наиболее типичные культурные/субкультурные явления» (из концепции «Zабалки»).

Заходим в зал с ДПИ. Двое пареньков за компьютерами с видом на крыши частного сектора рубятся в какие-то стрелялки, не отвлекаясь на рукотворную красоту на стенах. Безусловно, в этом есть свой колорит, я бы даже сказала — диагноз времени.

Далее — подъём по лестнице. Собственно, она в этом году гвоздь программы, ради неё мы и пришли.

«Изюминка «Tavria Art Week 2016» — арт-проект INDENLADDER («Лестница Независимых») — из описания «Zабалки».







Независимых много. Работы плотно заполняют стены, стоят на полу, лежат на тумбочках. Олдскульные искусствоведы, пройдясь по лестнице, усаживаются в кресло и диагностируют: «Это напоминает начало 90-х в СССР, когда вдруг всё стало можно. Показывали всё и везде». Эх, где мои 16 лет…

Zабалка в данном контексте — понятие, скорее, метафизическое… Во всяком случае, выходящее за рамки только исторического района одного отдельно взятого южного города. На это намекает и написание первой буквы… Херсон изначально был поделен балками на части не только в территориальном, но и в социокультурном смысле. И хоть некоторые балки исчезли, но границы никуда не делись…За балкой, за бугром — все это означает нахождение за какой-то границей. Иногда эта граница отделяет нас от общеевропейского культурного контекста. Но некоторым удается эту границу преодолевать. Выявлением таких личностей (или коллективов) и занимается проект.(из концепции «Zабалки»).



Некие попытки преодолеть эту самую границу между нами и европейским контекстом просматриваются на третьем этаже, но тонут в ярмарочном балагане детского и декоративно-прикладного творчества. Нет, ну конечно, даже в ДПИ есть изюминки, которые под правильным соусом можно приложить к ранам избалованного этим самым «европейским контекстом» зрителя. Но их надо выковыривать из-под толстого слоя самодеятельности. Хотя, возвращаясь к концепции, весь этот халам-балам (как говаривал один мой херсонский знакомый, ныне гражданин Израиля) можно оправдать попыткой стереть границы между социокультурными слоями. Не уверена, что такой слоёный пирог не превращается в голове у зрителя в кашу, из которой выковырять изюминки реального арта уже нереально. А может, и не надо выковыривать. Надо глотать, не жуя. Вот только для здоровья это не полезно.

Культурологический проект «TAW — Таврийская неделя искусств/Zабалка» инициируется Херсонским центром европейской информации (действующим на базе партнерства) Херсонской областной универсальной научной библиотеки им. Олеся Гончара и Херсонской городской общественной организацией «Информационный центр поддержки малого и среднего бизнеса и инноваций»), а также кафедрой дизайна Херсонского национального технического университета и факультета культуры и искусства Херсонского государственного университета.



P.S. Короткая речь Макса Афанасьева в защиту выставки:


«А что ещё остаётся делать библиотекам в мире новых технологий? Единственный выход — использовать эти пространства для вот таких общественных проектов… Всё правильно они делают».